Никто бы не мог подумать, что после долгих десятилетий нахождения здесь психоневрологического интерната, на своём исконном месте возродится Нило-Сорская пустынь. Однако это произошло – и вот уже чуть более года тут снова течёт своим чередом монашеская жизнь.
Она находится в 15 километрах на север от районного центра города Кириллова. И вот мы едем по обычной дороге, которая проходит по крутым холмам – то подъём, то спуск: вот она Великая Русская Холмина во всей её полноте. И вот уже перед взором предстают стены обители. И сразу же видно, что на телефоне нет связи – ни позвонить, ни в Интернет зайти. Ничто не должно отвлекать, тут связь – только с Богом.
Находится обитель меж двух рек – Сорой на юге и Бородавой на севере. Первая как раз и дала прозвание для преподобного Нила, и имя для самой пустыни. Тут же и Сорское озеро. Традиционно всегда селились люди на реках, и монастыри также основывались именно у них. Нилова обитель не стала исключением, хотя свой скит он основал не на том самом месте, где сейчас монастырь, а в другом – и оно установлено и тщательно обозначено. Тогда это были глухие места, далёкие от цивилизации – дремучие леса, где практически никого и не было. Впрочем, и сегодня монастырь и поселение Пустынь находятся вдали от основных центров, от главных дорог. Н это, всё же, не мешает добираться туда паломникам, которые снова начали идти туда, дабы поклониться мощам преподобного Нила.
Преподобный Нил Сорский происходил из боярского рода Майковых (из этого рода происходит известный поэт Аполлон Майков и по материнской линии – актёр Павел Майков). Оставив мир, он принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре, затем десять лет провёл на Афоне и там усвоил скитское житие, а также обучился «умному деланию», восприняв традицию исихазма. Всё это он принёс с собой, возвратившись на Русь. Преподобный Нил основал скит на Соре в подражание скитским традициям Афона. От каждого желающего подвизаться в этом скиту требовалось знание Священного Писания и решимость следовать Его заповедям. «Евангелие – это книга абсолютной истины», говорит игумен возрождённой обители отец Евфимий. И мы узнаём, что преподобный Нил каждый день прочитывал всю Псалтырь и тщательно сверялся с Евангелием. Помимо молитвы, совершаемой по правилам «умного делания», он также активно читал, приобщавшись к сокровищнице святоотеческого наследия. Наибольшее влияние на преподобного Нила оказали такие авторы, как преподобный Григорий Синаит, преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Иоанн Лествичник, преподобный Исаак Сирин, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный Нил Синайский, святитель Василий Великий. «Когда случается мне что-то предпринять, если не нахожу того в Святых Писаниях, откладывая на время, пока не найду», пишет он в своём послании иноку Кирилло-Белозерского монастыря Герману Подольному.
Если большинство великих преподобных подвижников, даже таких, как преподобный Сергий Радонежский или преподобный Кирилл Белозерский не оставили никакого письменного наследия с поучениями, то преподобный Нил таковое нам оставил. Главным его трудом является состоящий из 11 глав «Устав скитской жизни». Эта книга, по которой и сегодня стараются жить в возрождённой обители. Впрочем, её полезно прочесть и любому православному христианину, поскольку она содержит в себе важные мысли и важные поучения, наставления о том, как нужно жить, как спасаться и как вести духовную борьбу. Кроме того, есть его пучение своим ученикам, есть его послания, в которых также высказываются важные мысли этого удивительного человека. Притом он проповедовал и словом, и делом. Как преподобный учил словом – так он и сам жил, подавая пример другим. И недаром же его творения считаются частью большого святоотеческого наследия.
Преподобный Нил Сорский был современником иконописца Дионисия, расписывавшего тогда Ферапонтов монастырь. Вероятно, что он встречался и общался с преподобным Нилом – и поэтому его творчество несёт в себе дух поучений этого великого подвижника. Одним из учеников его является преподобный Иннокентий Комельский, основатель Иннокентиева Спасо-Преображенского монастыря.
Хотя и завещал сей великий светоч не воздавать никакого поклонения своим мощам, не погребать, а бросить их на съедение зверям, всё же мощи его были погребены и им воздавалось и воздаётся сегодня почитание со стороны всех православных верующих. Пребывают они под спудом, потому место их нахождения указывает рака, восстановленная при возрождении обители. Стоит отметить, что существующие стены и все постройки были возведены в середине XIX века, но смотрятся так, словно бы они более древние. До своего закрытия монастырь был общежительным, жило там до 140 монахов. Сегодня здесь живут лишь игумен, иеромонах да трудник.
В монастырском Тихвинском соборе прежде долгое время была столовая с кухней, что оказало негативное влияние на стены храма. Было он прежде большой и просторный, с двумя приделами. Н уже и сегодня видно, как же светло в нём и какой он большой – проведённые на сегодня работы раскрывают все красоты этого дивного храма. Здесь совершается молитва, тут служится Божественная Литургия – а значит обитель живёт и возрождается.
Что очень поражает приехавшего сюда городского человека – невероятная тишина, услаждающая слух и вселяющая покой в душу человека. В летний день, особенно не дождливый, солнечный – это воистину прекраснейшее место. Ловлю себя на мысли – и не я один – что не хочется отсюда уезжать, хочется провести тут побольше времени, помолиться и подумать о вечном.
И вот думаешь – зачем ехать за тридевять земель, если святые места – вот они, рядом. Вт она – наша Северная Фиваида. Ведь в одной только Вологодчине подвизалось чуть ли не более сотни преподобных. Здесь почти каждое мест хоть как-то связано с каким-либо святым. И в одном только Кирилловском районе немало число святых мест. Святые подвижники, поселявшиеся тут, оставили нам огромнее духовное богатство. И его очень важно ценить.
Идёт активное возрождение Нило-Сорской пустыни. Конечно, немалую роль играет поддержка верующих – паломников, жертвователей, трудников. У пустыни есть своя группа в социальной сети Вконтакте, где можно узнать о посещении монастыря и о том, как можно его поддержать. Ведь наши монастыри – это наше богатство и наша духовная защита.
И я надеюсь на то, что кто-нибудь, прочтя этот скромный и бесхитростный рассказ о моём посещении этого чудесного, прекрасного монастыря, решит совершить туда паломничество. И, возможно, эта поездка обязательно запомнится вам навсегда. |