Тема второй волны эпидемии коронавируса постепенно выходит на первые полосы СМИ и становится одной из главных тем дискуссий. Как очных — на лавочках у подъездов, так и заочных — в социальных сетях. Чиновники разного ранга пытаются успокоить народ, заверяя, что все «под контролем» и нет повода для беспокойства. Тем не менее о второй волне эпидемии и «неизбежном» карантине сегодня рассуждают как о чем-то само собой разумеющимся. Причем практически везде, где всплывает эта тема, появляется дата 20 сентября. Именно в этот день, если верить слухам, ожидается повторное введение карантинных мер. Почему именно 20 число? Загадка. В соцсетях и на различных форумах даже распространяются аудиосообщения, в которых от лица некоего «анонимного высокопоставленного чиновника» говорится, что новый карантин будет введен 20 сентября и все это уже якобы «согласовано на всех уровнях».
В любом случае ждать осталось недолго — к концу месяца, скорее всего, будут известны перспективы карантинных ограничений.
Образование в условиях пандемии
Если абстрагироваться от экономики, то наиболее пострадавшая сфера жизни в условиях карантина — это образование. Прежде всего, из-за введения так называемого «дистанционного обучения». Второе полугодие прошлого учебного года было настоящим экспериментом над учащимися и их родителями, большинство из которых до сих пор вспоминает с содроганием пресловутую «дистанционку».
Новый учебный год вопреки пессимистическим прогнозам в большинстве вузов и школ начался в обычном очном режиме. Правда, с учетом достаточно спорных рекомендаций Роспотребнадзора, исполнить которые на 100% практически невозможно. На родительских форумах открыто высказываются возмущения по поводу этих самых рекомендаций.
«Сама уже раза два столкнулась с тем, что на входе ребенку просто в лоб направили этот термометр пистолет, игнорируя мое присутствие. Хотя по закону они обязаны взять разрешение у матери на медицинское вмешательство и на обработку персональных данных, чем и является измерение температуры тела гражданина. В стоматологии помимо температуры ещё хотели измерить пульс и количество кислорода в крови. Пришлось занимать оборону — не дам и всё! На измерение температуры требовала ртутный термометр. Все уже офонарели с этой указивкой от Роспотребнадзора! Как будто он может отменить конституционные права и федеральные законы, которые нарушаются сейчас всеми, кому не лень», — пишет мама одного из учеников.
«Сегодня ребенок рассказывает. На переменку 10 мин. Весь коридор заклеен и размечен красной лентой на зоны. Ни вправо, ни влево из своей зоны! Друг к другу прикасаться нельзя. Что это напоминает? По мне — тюремные порядки», — пишет отец из другого региона России.
«Тюремные — мягко сказано. К раболепию приучают. К подчинению. Такие вырастут покорными. Новый мировой порядок — это цель проекта глобалистов», — отвечают ему на форуме.
Планы глобалистов
Читая подобные комментарии, сразу вспоминается серия передач «Бесогон» Никиты Михалкова, посвященная планам глобалистов по внедрению цифрового обучения. А планы эти непросто никуда не делись, а внедряются полным ходом.
С 1 сентября школьники 65 регионов России уже начали обучение на платформе от Сбербанка. Для того чтобы помочь учителям «освоить новые инструменты», Сбербанк во время летних каникул провел обучение для 45 000 педагогов и наставников.
Известно, что новую цифровую платформу Сбербанка, о внедрении которой предупреждал Михалков, апробировали ещё в конце марта, когда она была запущена в интернете в качестве пилотного проекта. Но после начала пандемии коронавируса ее запустили в полную мощность.
Вот что говорит о нововведениях эксперт в сфере образования, доктор физико-математических наук Александр Иванов:
«Реформаторы запускают проект «Образовательная цифровая среда» от лица Министерства просвещения, пока действие программы предусмотрено до 2021 года, а дальше это будет пролонгировано. То есть тема дистанционного образования внедряется, и деньги на нее наши власти находят. Нам все говорят, начиная с президента и заканчивая министром просвещения, что дистанционное образование – это только дополнение к традиционному обучению, которое дает новые возможности. Насчет возможностей мы, конечно, согласны, дистанционные технологии позволяют где-то активизировать, улучшить что-то, но при условии, что будет обязательно учитель в школе. А вот тут что получается — дистанционные технологии на деле вводят вместо учителя, а не вместе с ним. Вот, что настораживает», — цитирует ученого сайт «Накануне.ру».
По мнению Иванова, в России начался процесс ликвидация учителей как профессии.
«В массе вузов места выделили, а желающих нет. Всему виной униженный социальный статус педагога. На кадры плюют, дистант развивают, причем, вскоре учителей не останется. Скоро учителя, видимо, останутся только для небольших столичных школ, для детей элиты, а остальные могут перейти на дистанционное образование, даже если готовы платить деньги — платить будет некому», — отмечает он.
Специфика Донбасса
Школы Донбасса сегодня практически не отличаются от российских. Как в ДНР, так и в ЛНР школьники учатся по российским федеральным программам с незначительными коррективами, связанными с местной спецификой. Соответственно, и проблемы у школ, учеников, учителей и родителей в Донбассе практически такие же.
Но сама жизнь в республиках еще далека до российских стандартов, поэтому у родителей луганских и донецких школьников опасений по поводу возможного перехода на дистанционное обучение еще больше.
Уровень жизни в ЛНР и ДНР не позволяет среднестатистической семье иметь ноутбуки или планшеты для обеспечения технической возможности проведения удаленных занятий. К тому же ни о каком более-менее широком покрытии высокоскоростным интернетом в большинстве районов ДНР и ЛНР не идет и речи. Вот и получается, что дистанционное обучение превращается в обучение очное с родителями.
«Одно дело, когда в семье один ребенок, который учится в начальной школе. С ним как-то можно выполнить домашние задания, выучить материал дома. Но как быть остальным? У меня, например, трое детей. Девятый, шестой и второй класс. На троих один компьютер. Учебники в классе далеко не у каждого. В лучшем случае, один на двоих. Приходится буквально до ночи сидеть и выполнять роль учителя. Но, например, программа девятого класса достаточна сложная и без подготовки объяснить ребенку темы по физике, химии, алгебре нереально. Да и кто заменит объяснения учителя на уроке? В общем, бред какой-то. Я с ужасом вспоминаю весну. Не дай Бог, опять переведут школы на дистанционку», — рассказала ИА «Новороссия» жительница Луганска Ольга.
С введением карантинных мер многие родители, занятые в сфере услуг и торговли, временно (а некоторые и постоянно) теряют работу. И если в России граждане во время карантина получали дополнительные выплаты на детей и в связи с потерей работы, то в Донбассе никакой поддержки со стороны властей не было, что, в свою очередь, является дополнительным негативным фактором для социально-экономической ситуации в республиках. Вместо того чтобы выполнять роль учителей для детей, жители Донбасса вынуждены выезжать на заработки, либо искать дополнительную удаленную работу. О каком полноценном дистанционном образовании в таких условиях может идти речь?
Что день грядущий нам готовит?
Вот и остается Донбассу ждать указаний с «большой земли», надеясь на то, что окончательного перехода на дистанционное образование не произойдет. И в Донбассе, и в остальной России люди понимают, что подавляющее большинство родителей даже при всем желании не в состоянии в один миг стать учителями и полноценно обучать детей согласно школьной программе. Массовое дистанционное образование — это своего рода селекция. По сути, это запрет детям из небогатых семей получать хорошее образование. И абсолютно неважно, под какими предлогами подобную практику будут насаждать. Вспомним, что насчет образования говорил на молодежном форуме «Селигер» в 2017 году тогдашний министр образования А. Фурсенко:
«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека —творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».
Насаждение дистанционного образования вполне соответствует целям, озвученным господином Фурсенко еще 13 лет назад. Найдутся ли в России силы, способные отстоять будущее наших детей? Очень хочется в это верить.
Тихон Гончаров
источник |