Россия и Китай очень тесно сотрудничают в области высоких технологий. Российские чиновники, изучая опыт Китая, специально посещают эту страну и приглашают в РФ представителей китайской стороны. Ещё в июне 2019 года агентство ТАСС сообщало: «Власти Москвы изучают опыт Пекина в сфере видеонаблюдения и систем распознавания лиц»: «Правительство Москвы изучает опыт китайской столицы в сфере безопасности и создания систем видеонаблюдения и распознавания лиц. Об этом во вторник в ходе конференции “Москва – Пекин: создавая новое будущее”, сообщил ТАСС заместитель руководителя департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Илья Кузьмин.
“В этом году мы начали очень активно сотрудничать с Пекином, а также с Шанхаем и Чэнду (административный центр провинции Сычуань) по разным направлениям. Нас интересует безопасность: в этом году в КНР уже была делегация департамента региональной безопасности и противодействия коррупции и департамента информационных технологий города Москвы. Они посещали несколько городов Китая и изучали системы видеонаблюдения и непосредственно аналитические системы, которые обрабатывают данные после их сбора”, - рассказал он.
“Тема Face Recognition (распознавания лиц) стоит в правительстве Москвы очень остро. Как ранее объявил мэр города Сергей Собянин, мы собираемся запустить эту систему в полном объеме в следующем году”, - сказал замглавы департамента. По его словам, в этом году властями российской столицы тестируются пять производителей. “Среди них как российские, так и иностранные компании. Поэтому довольно скоро мы сможем осуществлять мониторинг не только транспортных, но и людских потоков”, – добавил Кузьмин...», – говорится в сообщении ТАСС.
А уже в конце ноября 2019 года телеканал «Настоящее время» разместил статью «160 тысяч камер на московских улицах и опыт Китая. Как устроена российская сеть наблюдения за людьми». В ней, в частности, говорилось: «В Москве, например, уже установили около 160 тысяч камер. Постепенно их подключают к системе распознавания лиц. С помощью алгоритмов нейросетей программа сверяет изображение с камеры с фотографиями в различных базах данных, например, из базы федерального розыска.
Нейросеть находит и фиксирует лицо человека на видео в режиме реального времени. Далее выделяет на лице ключевые индивидуальные точки. Затем программа преобразует изображение в шифр, который сравнивает с шифрами из базы данных и ищет соответствие. Таким образом в режиме реального времени можно установить личность человека, его пол и возраст.
Московскую систему распознавания лиц разработала российская компания Ntech Lab, в которую инвестировали корпорация “Ростех” и компания, связанная с бизнесменом Романом Абрамовичем. Доступ к этой системе есть более чем у 16 тысяч полицейских и работников госорганов. В прошлом году Ntech Lab запустила сервис Find Face, который ищет людей по фотографии. Российская пресса писала, что именно эту технологию однажды уже использовали для вычисления людей, которые ходили на протестные митинги. Власти Москвы с помощью таких компаний разворачивают системы распознавания лиц на стадионах, вокзалах, аэропортах и в метро.
Например, в московской подземке технологию начали тестировать незадолго до начала Чемпионата мира по футболу. Спустя два месяца мэр города Сергей Собянин заявил, что с её помощью уже удалось обнаружить девять человек, находившихся в розыске...
В РФ разработкой таких технологий занимаются несколько компаний, но, как выяснилось, российские чиновники активно сотрудничают с коллегами из Китая. И если у нас пока можно уйти от систем распознавания, закрыв лицо, то в китайских городах Шанхае и Пекине уже сейчас человека могут найти по силуэту, походке и жестам. Систему не обмануть, даже если человек будет хромать или шагать шире. Программа сможет его распознать на расстоянии 50 метров и даже со спины. Сейчас в Китае работают 176 млн. камер, а через два года их станет на 450 млн. больше. По задумке властей, в 2022 году с помощью систем распознавания за три секунды можно будет узнать в лицо каждого из почти полутора миллиардов жителей страны...
Россия и Китай за последние годы заметно активизировали сотрудничество в сфере высоких технологий. Российские власти усилили работу над созданием “альтернативного интернета”: Москву заинтересовали идеи Фан Биньсина – IT-инженера и экс-ректора Пекинского университета почты и телекоммуникаций, а в настоящем – директора и главного инженера Центра управления компьютерной сети и управления информационной безопасности. Его называют “отцом китайского файервола” за вклад в создание системы тотальной интернет-цензуры в КНР...
В России планируется внедрять в мегаполисах биометрическую систему распознавания лиц в рамках проекта “Умный город”. Технологию можно будет использовать, например, в общественном транспорте. Предполагается, что программа распознавания лиц будет автоматически идентифицировать человека и списывать деньги за проезд с его счета. Большое количество установленных по всей России камер даёт возможность запустить подобную систему. К внедрению новой технологии власти привлекают “Ростелеком” и китайские компании, в том числе, Huawei», – отмечает «Настоящее время».
В самом Китае уже действует так называемая Система социального кредита (SCS) – инструмент тотального цифрового контроля за населением. Пока идет масштабный эксперимент в тридцати крупнейших городах КНР. По замыслу властей, к концу 2020 года Система должна охватить всю Поднебесную. Каждый китаец получит персональный электронный идентификатор с 18-разрядным кодом – цифровое имя. С его помощью кроме стандартных официальных данных (имя, фамилия, дата, место рождения, жительства, семейное положение) в досье каждого человека заносят сведения об имуществе, кредитах, поведении на работе, в быту, семье, включая супружеские измены. И массу другой информации из разных источников. Со временем китайское руководство сможет получать в режиме онлайн полную картину жизни в стране по каждой личности. Причём с помощью 600 миллионов видеокамер уже в 2022 году любого китайца найдут на улице всего за 3 секунды!
В России планируется внедрить аналог китайской системы. Первыми шагами к этому стали создание Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), Единой биометрической системы (ЕБС) и принятие закона о Едином регистре населения РФ. Точно также как в Китае у каждого гражданина будет свой новый уникальный, несменяемый, пожизненный и посмертный номер – его цифровое имя. Оно присваивается единожды при включении сведений в регистр и изменению не подлежит. Как уже было неоднократно доказано, один и тот же номер присваивается человеку и его файлу-досье в регистре. В этом файле под номером человека содержатся все сведения о человеке, начиная с его фамилии, имени и отчества, даты рождения и даже смерти до его родственных связей. Причём словесное имя человека уже никакой роли не играет. Оно становится одним из сведений о нём. Пока этот набор составляет несколько десятков параметров. Возможно их станет и более. Электронное досье - это тот самый «цифровой двойник» человека, его виртуальная копия, хранящаяся в оцифрованном виде в банке данных под его идентификационным номером.
А Москва становится испытательным полигоном по внедрению технологий искусственного интеллекта и распознавания лиц. Подробности – в статье «Тотальная слежка: Россия – “за”, США и Европа – “против”».
Всё это является серьёзнейшим нарушением прав и свобод человека, начиная с уничтожения фундаментального понятия – презумпции невиновности. К этому добавляется целый «букет» антиконституционных положений, которые пытаются «узаконить» с помощью введения экспериментального правового режима, когда строителям новой системы идентификации и аутентификации будет всё дозволено. Таким образом проводники цифровой трансформации получат «право» игнорировать действующее законодательство! Причём планируется «в случае положительного результата эксперимента перевести экспериментальный режим в категорию постоянного правового регулирования».
Фактически речь идёт о появлении анонимной и безответственной «цифровой власти», при которой каждый оцифрованный человек с момента рождения будет находится под полным надзором электронной системы, а все сведения о нем будут собираться в его файле-досье с помощью заменяющего имя единого идентификатора в реальном масштабе времени и автоматически анализироваться платформенными сервисами, которые «будут активно предлагать гражданину различные услуги». То есть искусственный интеллект будет решать за людей, что для них самое важное и необходимое в каждый момент времени. Роль самого человека сводится к функции управляемого придатка кибернетической системы. Иначе говоря, законы управления кибернетическими системами автоматически переносятся на человеческое общество. Власть перейдет к ограниченному кругу лиц, управляющих цифровой платформой.
Свободный гражданин из независимого субъекта общественных отношений превращается в оцифрованный объект жесткого управления – приравнивается к товару и маркируется как товар уникальным идентификационным номером. Для системы именно этот номер (цифровое имя) будет фактическим именем человека. «Цифровой двойник» гражданина - файл-досье - «виртуальная копия человека», хранящаяся в оцифрованном виде в базе данных под его идентификационным номером, будет выступать в качестве носителя первичных прав человека.
Не следует забывать, что программы составляют люди, которые могут заложить любые античеловеческие алгоритмы. Кто будет отвечать за нравственное состояние этих людей? Какие они получат указания от хозяев платформы?
Поэтому необходимо ещё раз констатировать, что внедрение описанной системы абсолютно недопустимо. Помимо нарушения конституционных прав и свобод граждан она несет большую угрозу национальной безопасности и независимости России. Наша страна не является суверенной с точки зрения цифровых технологий. Все собранные данные неизбежно окажутся у зарубежных «партнёров», а к чему это приведёт догадаться несложно.
Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель, специалист в области кибернетики и систем управления
источник |