Приобрести книгу "Лживый век" в нашем магазине: http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15548/
Появление православного сталинизма в качестве умонастроения, распространившегося среди различных социальных групп, стало возможным вследствие многих причин, но в первую очередь, вследствие разрыва традиций в середине ХХ века пастырского окормления. Если посмотреть на список епископов сергианской церкви, сложившейся в 40-е годы минувшего столетия, то в том списке крайне редко встречаются фамилии, говорящие о преемстве поколений среди клира. Где-то там, на Соловках и на Колыме, в приобских топях и воркутинских шахтах лежат, зачастую не погребенные, а сваленные в кучу как мусор останки Преображенских и Успенских, Гефсиманских и Вифлеемских, Боголюбовых и Добронравовых, Виноградовых и Цветковых. А те люди, которые в годы войны стали священнодействовать в тысячах вновь открытых храмов, в силу целого ряда прискорбных обстоятельств имели довольно смутное представление о христианских догматах, об особенностях служения Слову, о Церкви как теле Христовом. Будучи облученными массированной пропагандой марксизма-ленинизма, будучи ранеными или покалеченными в боях с фашистами они искали в религии утешения и старались, как могли, утешить прихожан, постоянно помня о том, что исполняют государственно важное дело – посильно участвуют в борьбе со всевозможными недругами и откровенными врагами советского строя. Они были всецело сосредоточены на проведении обрядов и ритуалов, но не могли открывать прихожанам в проповедях правду своего сердца, если бы того и сильно желали. В обратном случае, незамедлительно бы сами оказались в разряде «врагов народа». Иерей в советском государстве был заведующим храмом, а не поводырем для паствы, ищущей путей к религиозно-этическому идеалу. Сила апостолов, евангелистов, Отцов Церкви, а также их последователей состояла в том, что они проповедью, своими свидетельствами о чудесах Спасителя, своим жертвенным служением религиозно-этическому идеалу могли просветлять души людей и оберегать от пагубной (греховной) жизни. Обаяние и притягательность храма в советский период для обывателей заключалась в том, что храм остался единственным место, где растерянный, обобранный невзгодами, раздавленный произволом властей человек мог пожаловаться на свою горькую долю, мог вволю поплакать, мог утешиться мыслью, взирая на образа: мол, не одному ему выпали такие страдания, и в прежние эпохи праведники и Божьи угодники претерпевали гонения, издевательства и жестокие казни. Но пускаться в откровения перед священниками было чревато драматичными последствиями: образа же в связях с «компетентными органами» замечены не были.
Вместе со стремительным увеличением численности клира в годы перестройки, неофиты несли в епархии свои протестные настроения, коими напитались еще в качестве мирян, или, точнее, в качестве граждан деградирующего советского общества. И эти настроения встречали сочувственный отклик у епископов и архимандритов, хорошо помнивших «духовных чад» патриарха Сергия и его прямых последователей.
Вновь, как и в годы Великой Отечественной войны, определенные реплики или здравицы, произнесенные Сталиным, начали приобретать для людей, болезненно переживавших утрату привычного образа жизни, свойства религиозных догматов. Одним из таких догматов стал тост в честь русского народа-победителя в войне, который вождь произнес на банкете, приуроченном к окончательному разгрому Третьего Рейха. За три десятилетия пребывания на вершине власти в советском государстве Сталиным было произнесено великое множество тостов. Еще до войны он предлагал выпить за здоровье и предстоящие творческие успехи молодого и многообещающего придворного шута Аркадия Райкина и все присутствующие на банкете вставали и пили. Или с бокалом вина в руке (после подписания Молотовым и Риббентропом пресловутого Пакта о ненападении) Отец народов выражал уверенность, что Германию, ведомую энергичным фюрером, ждут хорошие времена и замечательные успехи. Люди, ткущие современный миф о Сталине, очень избирательны, касаясь событий, поступков, связанных со своим кумиром. Но если внимательнее присмотреться к этому мифологизированному образу, то нетрудно убедиться в его беспримесном одиночестве.
Нам почему-то хорошо известны повадки, пристрастия-антипатии лиц, окружавших Гитлера. Сотни исследований, романов, кинофильмов раскрывают характер взаимоотношений фюрера с «товарищем по партии» Борманом, министром пропаганды Геббельсом, министром вооружений Шпеером. Гитлер считал своими друзьями Рудольфа Гесса и Германа Геринга. Его тесно связывали с Гиммером мистико-эзотерические надежды, связанные с грядущим торжеством арийской расы. На протяжении многих лет Гитлер питал «слабость» к хорошенькой молодой женщине по имени Ева Браун. Известно даже как звали его любимую овчарку… Короче говоря, зловещий диктатор предстает в образе человека, которому знакомо чувство любви к представительнице прекрасного пола или мужская дружба. Но человек этот сильно изуродован невзгодами, которые ему пришлось пережить в молодости. Гитлер был одержим расисткой теорией превосходства германской нации над всеми другими нациями, и отмел все моральные ограничения ради достижения своей цели – стать правителем мира. Что же касается полководцев, которые покоряли народы и страны, выполняя волю фюрера, то они играют эпизодические роли. Он мог симпатизировать Роммелю или Деницу или Моделю, но эти взаимоотношения с фельдмаршалами и генералами не выходили за рамки сугубо служебных взаимоотношений между начальником и подчиненным. Морально-этическая оценка деяний этих людей давно дана международной общественностью, и советское общество вполне разделяло эту оценку.
А вот Сталина прасталы стремятся отсечь от его окружения, сосредотачивая пристальное внимание на контактах своего кумира с маршалами и генералами. Но командарм обычно получал ценные указания и незамедлительно отбывал на фронт. И другой командарм получал дельные советы и также быстро уезжал на другой фронт. Вождь одинок. Те люди, которые ныне творят миф о Сталине, на самом деле создают очередную версию мифа о демоне. Демон неприкаян, он томится в пустыне, в безмолвии, во мраке. Иногда одиночество демона нарушает какой-нибудь падший ангел, но быстро покидает своего предводителя.
На самом деле Сталин находился в плотном окружении людей, которые формировали «линию партии», «идеологические атаки», промышленную политику. Люди, подпиравшие собой пьедестал, на котором возвышалась фигура Сталина, обладали довольно специфической внешностью, хорошо понимали друг друга и пользовались доверием правителя. Вот несколько ключевых фигур: Молотов, Берия, Мехлис, Хрущев, Л. Каганович, Маленков. Именно они ревностно и самозабвенно исполняли жреческие функции в церкви-государстве. Поборники решительных действий, приверженцы твердых принципов, убежденные марксисты-ленинцы, настоящие гиганты тоталитаризма, те люди входили в жизнь в качестве подданных Николая II, но под влиянием деструктивных доктрин, пришедших из Европы, превратились в стаю упырей, вурдалаков, оборотней, алкающих человеческую кровь. Если дистанцироваться от метафор и аллегорий, то можно сказать и так: в качестве подданных Николая II они были обречены вести скромную жизнь сапожников, портных, приказчиков, в лучшем случае, лавочников, и лишь благодаря революционному лихолетью выдвинулись в первые ряды смятого общества. А в годы правления Сталина заняли важнейшие посты в партии и правительстве. Отнюдь не один Сталин, но и выше перечисленные персонажи жуткого перфоманса и многие другие неназванные персонажи дали многочисленное потомство в виде своих воспитанников, продолжателей и развивателей дела марксизма-ленинизма. И вот ныне потомки этих верноподданных русского лже-царя продолжают источать вокруг себя серные миазмы адских сфер, именуя зловоние фимиамом и благоуханием. Прасталы хотели бы кадить этим «фимиамом», но у них получается только гадить. Поношения бессчетных врагов, предателей, клеветников и «засланных казачков» является для них признаком хорошего тона. Так они понимают свое служение кумиру, превратно понимают.
Почетно служить достойному правителю, обустраивающему страну под светом, исходящим от религиозно-этического идеала.
Постыдно пресмыкаться перед тираном, душегубом, принесшим кровавые гекатомбы ради утверждения своего величия.
Светлая память благодарных потомков остается в награду бескорыстным и талантливым рабам Божьим, отдавшим все свои силы ради процветания Отечества.
Идолопоклонниками становятся все те, кто сладострастно укрепляет власть палача-повелителя.
Когда в СМИ бушевали девятые валы негодования, вызванные хулиганской выходкой разбитных девиц в храме Христа Спасителя, то наиболее часто встречающиеся оценки столь неприглядного поведения звучали как кощунство, святотатство, оскорбление религиозных чувств и, конечно же, как уголовно наказуемое преступление. Соответствующим было и решение суда, в котором рассматривалось дело о панк-молебне. И, казалось бы, это событие действительно всколыхнет православную общественность и священноначалие: люди вспомнят те годы, когда храм Христа Спасителя был осквернен, а затем и взорван до самого основания; вспомнят о ста тысячах низовых организаций воинствующих безбожников, которые демонстративно плевали на образа, топтали иконы и распятия, учиняли безобразные расправы над теми прихожанами, которые тщились спасти церковное имущество. Но почему-то все эти кощунства и святотатства так и остались втуне.
Поэтому, не будет лишним вспомнить хотя бы один эпизод. В Богородском районе Нижегородской области есть Оранский монастырь, основанный в XVII веке дворянином Глядковым. В годы сталинского правления этот монастырь был превращен в колонию для малолетних преступников, затем в тюрьму для немецких военнопленных, а в более поздние советские эпохи - в ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий). Интерьер монастырских помещений неузнаваемо изменился. В этой тюрьме было оборудовано отхожее место для надзирателей, местоположение которого оставалось неизменным… Оно находилось как раз там, где некогда покоились останки основателя монастыря.
Возможно, одной из причин столь странного беспамятства является то, что барышни-хулиганки просто продолжают дело тех самых воинственных безбожников. Но если квалифицировать их поведение преступным, то, как оценивать поведение властей, которые заставляли детей-подростков публично отрекаться от своих родителей-священников? А как оценивать деяния силовых структур, которые топили тех же священников целыми баржами? Или взрывали монастыри вместе с монашками, укрывшимися в кельях? Именно такова была судьба насельниц Иверского женского монастыря в Выксунском районе все той же Нижегородской области.
Пожалуй, не вспоминали потому, что бесчинства и глумления над миллионами людей, над христианскими святынями в сталинскую эпоху – это всего лишь часть правды, так сказать, теневая сторона правды. А полная правда состоит в том, что наряду со всеми этими разрушениями и безобразиями в стране возводились сотни гигантов индустрии, строились гидроэлектростанции, прокладывались железные дороги, открывались новые вузы технической ориентации, укреплялся и совершенствовался механизм государственного управления. Вот он подлинный храм для настоящих сталинистов! И этот механизм исправно работал, несмотря на все происки многочисленных врагов.
Что же касается использования труда миллионов людей, превращенных в бессловесных рабов, в двигающиеся приспособления и агрегаты, то иначе и быть не могло. Ведь молодая страна находилась во враждебном окружении. А если признать все те бесчинства и безобразия, злодеяния и богохульства за преступления, то тогда ордена и почетные звания очень многих людей, занимавших активную политическую позицию в сталинскую эпоху, автоматически переходят в разряд вещдоков, свидетельствующих о прямом участии носителей этих наград и почетных званий в акциях чудовищного насилия.
Но ведь те заслуженные люди стояли на страже законности и порядка в обществе строящегося социализма. А преступниками этих заслуженных людей считали только подлые «враги народа», обреченные на ликвидацию вследствие смены общественно-экономических формаций. Если идти на поводу недобитых «врагов народа», а также их немногочисленных детей (те, кто подлежали экзекуциям, ссылкам, каторжным работам, заключению в казематах и дальнейшему прозябанию в местах мало пригодных для жизни не имели возможности обзаводиться многочисленным потомством), то служба в «компетентных органах», партийных структурах, системе правосудия, в бессчетных концлагерях, тюрьмах, «шарашках» действительно превращалась в цепь человеконенавистнических деяний. Но подобная трактовка тех лет, уже ставших историей, есть грубый произвол изощренных умов, есть фальсификация истории.
Если взглянуть на те события с государственных позиций, то есть непредвзято, не затуманивая глаза личными обидами и пристрастными оценками, то станет ясно, что молодой Советский Союз, находясь во враждебном окружении, фактически вел непрерывную войну: сначала с белогвардейцами и странами Антанты, затем с фашистской Германией и ее сателлитами, затем последовала «холодная война» с империалистическим блоком, возглавляемым США. А любая война не обходится без жертв и разрушений. Да и теперь, уже в XXI веке бушует война – информационная.
Прасталы по-прежнему ведут войну и само слово «война» для них также священно, как Родина или мать. И эта война позволяет им «списывать» все гнусности и безобразия, которые чинили их «духовные отцы» - основатели государства-церкви. Да, кому-то война - мать родна и мать положено любить. Именно поэтому словосочетание «духовная брань» прасталы понимают столь буквально. Если обличители многочисленных врагов молодого советского государства широко использовали такие определения, как «бешенные псы», «буржуазное охвостье», «гниды» и «клопы», то нынешние баталисты предпочитают коверкать слова: «либерасты», «грантососы», «вырожденцы». Естественно, прасталы призывают «давить гадин», «морить тараканов», и стремятся всех «шельмователей» и «клеветников» недостроенного «светлого будущего» выводить на «чистую воду». Каждую свою вескую фразу они норовят приравнять к штыку или к плевку. Им «чертовски хочется работать», вот только не знают чем заняться конкретно: команды нет, той команды Хозяина, которая бы прозвучала как закон для подчиненного. Вместо любви к ближнему у них клокочет в груди ненависть к бессчетным врагам, число которых отнюдь не убыло по сравнению с 20-30 годами ушедшего века.
Прасталы воспитаны советской системой. Они просто не ведают, что творят и лишены богобоязни, но истово-неистово мечтают о таком правители, которого бы все боялись. Они не верят в предприимчивость, изобретательность, в творческие озарения и в духовидение отдельных людей, но верят в величие России, нависающей над миром грозовой тучей. Всячески избегая даже допущений о том, что являются наследниками тех, кто поклонялся человеконенавистнической государственной системе созданной жрецами псевдо-религии, прасталы неутомимо роют «окопы», оборудуют «блиндажи» и «командные пункты»: ведь идет очередная фаза «священной войны» и крайне необходимо изобличить всех предателей, перебежчиков, ренегатов, ревизионистов и уклонистов. Они именуют себя, то монархистами то чекистами, то путинцами то распутинцами, то могильщиками то возрожденцами. С крестом на груди и с красным дьяволом в голове они держат круговую оборону, «отстреливаются», как могут, а в периоды затишья заготавливают новые боеприпасы. Стоит посочувствовать их бесплодным усилиям: ведь столько людей им необходимо изобличить в качестве агентов западного влияния или хотя бы обвинить в апостасии.
Поведение прасталов плохо уживается с традиционными представлениями мирян о милосердии и сострадании к человеку как к носителю образа Божьего. Однако, напрасный труд - их вразумлять и просвещать, их следует просто перетерпеть, как когда-то русские люди перетерпели стригольников, скопцов, хлыстов и прочих «святых чертей».
Юрий Покровский
Русская Стратегия
|