4 октября этого года будет отмечаться юбилей вологодского пастыря и краеведа иерея Сергия Арсеньевича Непеина – человека, который не только исполнял свою пастырскую миссию, но и занимался наукой – а именно изучение истории Вологодского края и просвещением населения. Было бы крайне необходимо вспомнить о нём и указать на тех, кем стоит гордиться Вологодчине. Отец Сергий прожил недолгую, но весьма плодотворную жизнь. «Он пользовался широкою известностью не только среди местного населения Вологодского края, но далеко за пределами его».
В качестве основного материала для данной статьи мною было решено использовать фрагменты из статьи о нём, опубликованной в популярной вологодской газете прошлого «Вологодский листок». Статья вышла 26 июня/9 июля 1916 года и называлась «Историограф Севера о. Сергий Непеин». Именно ей я и намерен пользоваться при рассказе об этом удивительном человеке. Отмечу, что текст был подвергнут мной некоторому редактированию.
Сергий Арсентьевич Непеин родился 22 сентября/4 октября 1870 года в Вологде в семье Арсения Афанасьевича Непеина (1828 – 16 февраля/1 марта 1901), служившего диаконом в Лазаревской кладбищенской церкви. Дедом будущего краеведа был священник Афанасий Гаврилович Непеин (1793 – 1869), настоятель Троице-Герасимовской церкви. Вопреки распространенной легенде том, что Непеины якобы являются потомками первого русского посла в Англию Осипа Непеи, сосланного впоследствии в Вологду. Однако на самом деле это семинарская фамилия, дававшаяся студентом, отличавшимся трезвым образом жизни и отрицанием винопития. Впрочем, такое прозвище встречалось и у других сословий и в других регионах.
Сергей Непеин закончил в 1892 году Вологодскую духовную семинарию. «Вскоре после окончания семинарии он был назначен во псаломщики к градской Покровско-Казанской церкви; в том же году преосвященным Израилем был рукоположен в сан диакона к той же церкви. Священником Царе-Константиновской церкви о. Сергий был назначен в 1898 году, где состоял до самой смерти. Интерес к старине, к старинным рукописям, книгам, вещам – проявился у о. Сергия со школьных лет. Ещё будучи воспитанником последних классов семинарии, он уже собирал старину и обращался за советами к знатокам-археологам. Руководителем молодого археолога был опытный преподаватель истории – и теперь здравствующий Иван Николаевич Суворов. В бумагах о. Сергия сохранились письма семинарских годов, из которых видно, какие старинные книги, рукописи и вещи он находил. Много помогал своими советами о. Сергию профессор – известный этнограф и археолог Елпидифор Васильевич Барсов и др. С молодых лет развивалась и крепла любовь к родине и её богатствам в молодой, богато-одарённой натуре Сергия Арсеньевича. Любовь его к старине и археологических исследованиям была замечена местными деятелями и с открытием в Вологде древлехранилища (1894) С.А. назначают (1896) руководителем и хранителем его. Теперь открылось более широкое поле деятельности для молодого археолога и он все свои силы отдаёт новому интересному начинанию. Благодаря энергии его и председателя постоянно церковно-археологической комиссии Ив. Н. Суворова, древлехранилище в несколько лет наполнилось интересными предметами старины, многие из них являются униками очень ценными. Им был составлен и путеводитель по древлехранилищу, которым до сих пор руководствуется обозреватель его. Кроме того о древлехранилище о. Сергием написана интересная статья в «Историческом вестнике» за 1903 год <…>. Этими своими работами о. Сергий обратил внимание на молодое вологодское древлехранилище и содействовал его известности.
Состоя хранителем музея северных древностей и членом комиссии – о. Сергию приходилось делать поездки по краю с научною целью. О. Сергий посетил почти весь Вологодский, Кадниковский, Грязовецкий и Тотемский уезды, где собирал исторический, археологический и этнографический материалы. Много ценных вещей было вывезено им церквей Вологодского края в древлехранилище. В изучении и описании памятников о. Сергию много помогало его умение фотографировать. Сохранилось более 300 негативов, снятых во время его путешествий с памятников старины. Как фотограф, о. Сергий достиг тоже больших успехов. В 1899 году им был издан ««Альбом видов города Вологды». Выпуск I. Собор и архиерейский дом». Ему хотелось переснимать всю Вологду и издать в следующих выпусках – но эту мысль он не успел осуществить. Почти все свои произведения о. Сергий иллюстрировал собственными фотографиями. Многие писатели обращались к нему и в своих очерках по Северному краю помещали его рисунки. Писать о. Сергий начал рано. Сначала свои труды помещал в местных газетах под псевдонимами «С», «А», «С. Н.», «Н. Арсеньев», «С. Арсеньев», «С. Лазарев» и др. Его путешествия по краю давали богатый исторический, этнографический и археологический материал, которым о. Сергий умело пользовался. Из-под его пера выходили и научные статьи, и этнографические очерки, и беллетристика. Всё, что им было написано, отличается красотой слога и чистой лирикой, которая придаёт его произведениям мягкий, чарующий тон.
Из археологическо-исторических трудов его более ценно для края его исследование «Вологда прежде и теперь», изданное в 1906 году. Эта книга С.А. до 1914 года была единственным крупным трудом, служила и вологжанину и экскурсанту путеводителем и книгой для чтения. Эта книга имела большой успех. И теперь, по прошествии 10 лет, когда в Вологде появились другие издания, спрос на книгу о. Сергия не уменьшился, а даже увеличился. <…> После издания книги «Вологда прежде и теперь» у о. Сергия возникла мысль составить книгу, где была бы описана вся Вологодская губерния. Богатый материал бы им уже собран для этого описания. Эту же мысль разделял бывший директор народных школ С.А. Лосев. Решено было написать книгу о Вологодском крае в виде учебника для народных школ. К осуществлению своей мысли о. Сергий приступил в 1909 г. Сотрудником к себе он пригласил бывшего вологодского педагога Х.И. Пахолкова. О. Сергием было сделано несколько путешествий по краю, между прочим, по Уралу. Возвратившись с Урала, он почувствовал недомогание, которое потом и свело его в могилу. Во время болезни он окончил свой последний, самый большой и интересный труд: опыт описания Вологодской губернии под заглавием «Наш край – Вологодская губерния». Рукопись «Наш край», вследствие своего большого объёма, до 15 – 20 печатных листов и около 100 рисунков, не мгла найти издателя и теперь находится у наследников автора. О. Сергий помещал свои исторические и археологические работы во многих изданиях: в «Русском Паломнике», «Живописной России», «Страннике», «Вологодских Епархиальных Ведомостях», «Живой Старине», «Этнографическом обозрении» и др. <…> Как хранитель и руководитель древлехранилища и как писатель, о. Сергий Непеин завязал знакомство со многими археологами, художниками и писателями. Он часто доставлял им справки, исторические и археологические сведения о местной старине. В бумагах о. Сергия сохранились некоторые письма этих лиц. По этим письмам видно, какие услуги он оказывал писателям и учёным, интересующимся вологодской стариной. Для Игоря Грабаря (попечителя московской художественной галереи бр. Третьяковых, художника) о. Сергий Непеин составил «список деревянных церквей, ныне существующих в пределах Вологодской епархии» <…> и для его издания «История русского искусства с древнейших времён» посылал фотографии и исторические сведения. Много сведений доставлял о. Сергий члену Императорской археологической комиссии П.П. Покрышкину, учёному хранителю русско-славянских рукописей Императорской академии наук В.И. Срезневскому, редактору журнала «Мир Искусства» Дягилеву, проф. Лихачёву, В.Т. Георгиевскому – члену учебного комитета при Святейшем Синоде, писателю А.Ив. Фирсову, А.В. Круглову и др.
В течение 20-летней деятельности много планов рождалось у о. Сергия и он едва их успевал приводить в исполнение. Его кипучую деятельность внезапно прервала неожиданная болезнь [рак лёгких – С.З.], которая приковала его к постели и унесла в могилу 27 июня [10 июля] в 7 ½ час. утра. Колокол местной церкви горестно возвестил о смерти настоятеля. 30 июня 1911 года после отпевания в Царе-Константиновской церкви [его совершал благочинный 2-го округа города Вологды протоиерей Спасоболотной церкви Николай Агнцев – С.З.] тело покойного о. Сергия было предано земле на Горбачёвском кладбище [могила его сохранилась, позже, через 22 года, там была опгребена и супруга батюшки Анна Александровна – С.З.]. Преждевременная смерть о. Сергия (на 41 году) глубоко опечалила наиболее демократические слои населения Вологды, печать также отдала последний долг тому, кто так любил печатное слово и которому был предан. На гроб о. Сергия были возложены, среди других, венки от редакции «Вологодского листка», как своему сотруднику, от рабочих главных железнодорожных мастерских, как их «духовному отцу», от о-ва изучения северного края и друг.»
Стоит отметить также то, что отец Сергий также служил в книжной лавке общества «Вологодское братство во имя Всемилостливого Спаса», находившегося в Заречнй части Вологды и являлвшегся одним из важных очагов распространения просвещения в городе. В 1899 – 1907 годах отец Сергий был заведующим и учителем Свято-Стефановской церковноприходской школы, при которой создал музей. Также он был учредителем и членом ВОИСК (Вологодское Общество Изучения Северного Края), членом-сотрудником церковно-археологической комиссии, экскурсоводом при древлехранилище, ор¬ганизовал за свой счёт около Покровской Казанской церкви «уличную народную библиотеку», увлекался электричеством и установкой электрических звонков, фотографировал деревянные храмы для Игоря Грабаря.
Что касается «наиболее демократических слоёв», то можно отметить, что отец Сергий был человеком несколько вольных взглядов. Он стал автором подписанных псевдонимами очерков о событиях в Вологде в 1906 году. Среди тех, кто венчался или крестил детей в его храме, были ссыльные революционеры. Близким друг отца Сергия был куда более «прогрессивно» настроенный священнослужитель иерей Тихон Шаламов. Именно отец Сергий 12/25 июня 1907 года крестил его младшего сына Варлаама, будущего известного писателя. Здесь хотелось бы процитировать фрагмент из его биографии, написанной Валерием Есиповым: «священник Сергий Непеин, весьма известная в Вологде своей широкой образованностью фигура, был добрым приятелем о. Тихона Шаламова. Тот недавно вернулся со службы в Американской православной миссии и выбирал себе новых знакомых исключительно по степени просвещенности. Незадолго перед этим, в 1906 году, о. Сергий выпустил ценнейшую историко-краеведческую книгу «Вологда прежде и теперь» (она впоследствии упоминалась даже в Большой советской энциклопедии), а о. Тихона тоже можно было назвать своего рода церковным писателем или журналистом – он опубликовал множество статей и очерков о своей миссионерской деятельности на Аляске. Не случайно сын Непеина Борис стал потом одним из близких знакомых юного Варлама Шаламова – они обменивались марками, книгами, оба рано увлеклись литературой. В 1920-е годы, когда Шаламов уехал учиться в Москву, Борис Непеин участвовал в вологодском кружке пролетарских поэтов «Кузница», потом работал в местных газетах. В 1937 году он был арестован (за то, что в свое время брал интервью у расстрелянного «врага народа» маршала М. Тухачевского), отправлен в Сибирь, в Краслаг, а по прошествии почти тридцати лет получил в дар от Шаламова (по почте) один из его стихотворных сборников. Непеин, к сожалению, напуганный навеки сталинской эпохой, всячески избегал говорить о своем лагерном прошлом, он всю жизнь занимался рутинной библиографией местных авторов, но именно он первым в Вологде на закате своей жизни, в конце 1980-х годов, напомнил о совершенно забытом здесь, исчезнувшем на несколько десятилетий, имени Шаламова – показал дом, в котором родился и жил автор «Колымских рассказов», и с этого начался нынешний музей и нынешнее паломничество». Борис Сергеевич Непеин (1904 – 1982) действительно был известным в 1920-е годы в Вологде поэтов, вышло три сборника его стихов, а уже в наше время вышла книжечка с его стихами, опубликованными в Вологде, в местной печати. Другой сын батюшки, Алексей, также занимался краеведением, издал более 50 статей и заметок на эти темы, а также подготовивший к изданию «Археологический указатель к «Вологодским епархиальным ведомостям» за 50 лет их существования: 1864 – 1914». К сожалению, он скончался в 1924 году т тифа в расцвете сил и многого не успел сделать.
Также среди знакомых отца Сергия был преподаватель Вологодского духовного училища Константин Богословский, будущий священник и новомученик, дед которого Григорий Николаевич носил прежде фамилию Непеин, заменённую в семинарии на Богословский. Отец Сергий был восприемником его старшей дочери Любови.
В конце статьи говорится о том, что нет полного издания всех сочинений отца Сергия Непеина. Это пожелание не было исполнено не только до 1917 года, но и по сию пору. Издание собрания сочинений отца Сергия Непеина было бы очень важно для нас всех, важно для знакомства с его богатым наследием. Мы должны помнить свою историю и ценить труды тех, кто немало сделал для этого. И если найдётся тот, кто решится найти и собрать под одной обложкой все труды отца Сергия, то это будет очень важным событием, важным делом. И это был бы полезным изданием для тех вологжан, кому интересна история их города.
Сергей Зеленин
Русская Стратегия
|