Итак, накипело. Теперь для меня все более очевидно (хотя это было не сразу), что борьба с ковидом никак не связана с ковидом. И этот вывод не голословный, он основан на моем собственном персональном опыте и просто на том основании, что я образованный человек, которому не чуждо шевелить мозгами. Я не буду писать о политических мотивах, о конспирологических теориях, которые я не поддерживаю, о тех, кому все это может быть выгодно, я просто несколько слов скажу с точки зрения моей профессиональной позиции. И именно, потому что я профессиональный психолог, на протяжении многих лет работающий с людьми и пытающийся помочь им стать свободными и счастливыми, мне сейчас стыдно молчать. Потому что, я знаю, чувствую и вижу чуть-чуть больше. Просто проницательность и интуиция это характерологические черты, определяющие профпригодность в моей профессии. Я не говорю, что ковида нет, он есть, как и многие другие вирусы, но то, что называется «спасением человечества» - это беспрецедентные меры. И самое страшное, что под ударом наши дети. В разных странах эти меры имеют свою специфику, где-то легче, где-то тяжелей.
Я могу судить только о Квебеке, в частности о Монреале, где я сейчас нахожусь. Мы с этой недели опять в «красной зоне». Но ситуация не так фатальна, на первый взгляд. Закрыта часть бизнесов, такое ощущение, что по принципу жребия. Например – музеи и библиотеки закрыты, а маникюрные салоны нет. И дети ходят в школу и в сады. И представьте себе 90% местного населения счастливы, все не так плохо. Вот некоторые цитаты с местных мамских форумов в фб: «Пронесло, нас не закрыли», «Я счастлива – дети в школе», «я готова носить маску, пусть закрывают все, что угодно, но только не школы», «наконец-то в начальной школе ввели обязательный масочный режим, теперь я знаю, что мой ребенок в безопасности», «мы живем полноценной жизнью, маска нам не мешает» и т.д.
Давайте посмотрим на то, что происходит с психологической точки зрения. В первую волну посадить весь мир на карантин было гораздо проще – человек всегда пасует перед неизвестностью, страх - это самая легко вызываемая эмоция, кроме того сыграли на чувстве милосердия, состраданию к ближнему. Каждый из нас почувствовал себя причастным к великой миссии по спасению человечества. Во второй раз сделать тоже самое уже значительно сложнее, поэтому общество разделяют, убирают только некоторые бизнесы, остальных оставляют и формируют аудиторию лояльную правительству и поддерживающую драконовские решения, что очень хорошо ложится на местный законопослушный менталитет. И, самое интересное, оставляют школы, но что это за школы? Это лаборатории, где над нашими детьми проводят эксперименты, где дети, поначалу сопротивляются, а потом начинают ходить в масках и по стрелочкам и даже делать замечание нерадивому родителю, который как партизан в магазине старается проскочить без маски.
Через неделю после начала учебного года мой ребенок сказал, что ему трудно выдерживать этот прессинг. Постоянно говорят про ковид, у некоторых детей экзема от санитайзеров, посреди урока может включится школьное радио и дети слушают 30 минут послание от правительства о дистанции и масках. Детям нельзя играть в игры, которые они раньше так любили, им теперь предлагается игровой ковид- набор, о котором также рассказывают по школьному радио. В итоге при том, что по закону обязательное ношение масок установлено для детей с 5-го класса местной школы, во втором классе моего сына почти половина 7-ми летних детей ходят в масках, в 4-м классе дочери почти все. Родителей никто не обязывал одеть маску на ребенка, они сами это сделали.
Сегодня мне дети сообщили о том, что у них в школе появилось много книг, где все персонажи в масках. Переиздано большое количество литературы, которая хорошо известна детям и это очень печальный факт, который говорит о том, что ковид-проект долгоиграющий. И самая печальная история сегодняшнего дня связана с мальчиком, которого учительница заставила просить прощение перед всем классом. Дети играли в игру, где нужно придумывать задания друг для друга, и мальчик написал «давайте обнимемся». Учительницу накрыл праведный гнев, она угрожала ему походом к директору, ребенок не мог понять в чем он виноват и почти плакал, как сказала мне моя дочь. Вы можете представить себе, что он чувствовал в этот момент. Забудет ли он это? Я думаю, нет. Будет ли он после пережитых эмоций стремиться к близости с другими? Будут ли дети, наблюдающие это унижение своего одноклассника выступать против правил, нарушающих их права? Не уверенна. А теперь представьте, что дети живут в такой атмосфере год или не дай Бог больше. Дети – это пластилин из которого можно лепить все, что угодно. Каждое наше слово, каждый наш поступок остается в них. И этот ковид-опыт тоже останется в них и это травматический опыт. Они беззащитны перед ковид-пропагандой. Именно наши дети, а не мы и наши любимые старики в группе риска. И только мы можем быть для них опорой и гарантом их будущей счастливой жизни и психологического здоровья. С нами все в порядке, мы уже взрослые, давно сформировавшиеся личности и это наши выборы – бояться или не бояться, молчать или не молчать, стучать или не стучать. И детство наше было совсем другим безоблачным и свободным. Поэтому давайте будем осторожны в этой ситуации, будем не только радоваться открытым школам, но и интересоваться тем, что там происходит и вовремя обрабатывать травмы, если они будут возникать. У меня теперь каждый вечер с моими детьми кроме уроков, появился психологический час, где мы говорим о самых сильных чувствах и переживаниях прошедшего дня, о том, что такое свобода, собственное мнение, что значит «плыть против течения» и как не бояться быть «белой вороной».
P.S. Переломный момент в отношении к ковиду у меня случился летом, когда мы проводили детский лагерь и через нас прошло около 60-ти детей. И все были здоровы и счастливы. И уже было чувство, что они пойдут в школу и там их ждет совсем другая атмосфера. И мы выкладывались по полной и хотелось дать детям этот опыт хорошей, нормальной жизни, чтобы он остался с ними на всегда. Опыт близости, свободы, объятий, смелости и доверия друг другу. Дай Бог, чтобы он помог им сейчас пережить эти трудные времена.
Галина Тимонова |