Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [5076]
- Аналитика [3999]
- Разное [1523]

ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ РАБОТУ

Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

Яндекс-деньги: 41001639043436

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика


Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2020 » Октябрь » 13 » Русский литератор и храмостроитель Павел Россиев (к 100-летию памяти)
    20:45
    Русский литератор и храмостроитель Павел Россиев (к 100-летию памяти)

    Люди Российской Империи... Священнослужители, офицеры, купцы, инженеры, врачи, учёные, крестьяне, историки, литераторы... Развеянные безбожным смерчем, погибшие во ходе массовые расстрелов в страшную эпоху красной чумы, они унаследовали иное царство - Царство Небесное, прообразом которого была на земле царская Россия. Кого-то прославили как новомучеников, кто-то оказался забыт... Но у Бога все живы. И вот из забвения выплывают поруганные храмы, иконы, книги... А вслед за ними и имена. Так и я узнала о замечательном русском писателе и журналисте Павле Россиеве. Вот как это было.
    В 2000 году на подворье Трифонов Печенгского монастыря в Мурманске привезли книгу, изданную в Троице-Сергиевой Лавре. Я с большим интересом прочитала её. Это была художественно-документальная повесть "На Севере Диком" Павла Россиева. Книга была создана Россиевым до революции. А кто он, Павел Россиев? Это было для меня загадкой.
     Слава Богу, со временем стали собирать материалы о жизни и творчестве Россиева и в Орле, где он учился, и в Сочи, где был благотворителем храма.
    Год назад я прочитала биографию Павла Россиева и узнала, что он был расстрелян коммунистами  12 октября 1920 года на Кубани.
    А начиналась его жизнь в сказочно прекрасном, богатом и могущественном Русском  Царстве - Российской Империи. Родился Павел Амплиевич Россиев в селе Покровском под Шлиссельбургом в семье купца, учился в гимназии в Орле, где его отец держал гостиницу. Хотя с успеваемостью у Павла были проблемы, и он четыре раза оставался на второй год, все же впоследствии в своих очерках "Силуэты" он называет гимназии эпохи Государя Александра Третьего великолепными, а преподавателей -  замечательными. Особенно восхищался Россиев директором гимназии и  учителем словесности Иваном Михайловичем Белоруссовым, его любовью и к русскому языку, и к греческому, и латинскому. Это и понятно. Именно при Александре Третьем  был национальный подъём, дети воспитывались в духе Православия и патриотизма. Тогда особое внимание уделялось преподаванию классических языков. Белоруссов, получивший в 1916 году за учебник русской грамматики, премию имени Петра Великого, был выселен коммунистами из своего дома в Орле, перебрался на дачу в Алушта, голодал и был забит на советской кухне, куда ходил просить суп в 1920 году, в тот же год, когда расстреляли и его ученика Россиева  (http://hrono.ru/biograf/bio_b/belorussov.html).

    Со школьной скамьи Павел увлекался литературным творчеством, и уже в Орле начал сочинять и публиковать в  газетах небольшие художественные рассказы, зарисовки на бытовые темы. Но по-настоящему его талант раскрылся после путешествий по городам, весям, рекам, горам и по святым местам нашего Отечества. И первым его путешествием стала поездка на далекий и суровый север, на Мурман в начале 20 века. В 1903 году была издана книга Павла Россиева "Северная Русь: очерки и картинки". Россиев побывал тогда в Александровске (ныне - город Полярный), в древнем Трифонов Печенгском монастыре и старинном селении Кола. Вот как пишет об этом историк из Орла А. И.Кондратенко: "Александровск?! Что-то знакомое слышится современному читателю в этом названии. Но о каком же городе здесь идет речь?
    Известно, что в начале 1890-х годов правительством России рассматривался вопрос о строительстве в Екатерининской гавани Кольского залива военного порта. Инициатором проекта был министр финансов С. Ю. Витте, совершивший поездку на Мурман (в своих мемуарах он писал: «Такой грандиозной гавани я никогда в жизни не видел»). Однако из-за смерти Александра III реализовать идею тогда не удалось. Коммерческий порт Александровск (название — в честь императора) на берегу Екатерининской гавани был заложен летом 1896 года, а уже через три года, 24 июня 1899 года, поселение по указу Николая II получило статус города и стало центром Александровского (ранее Кольского) уезда. Город насчитывал 500 жителей, к началу XX века были построены православная церковь и школа, налажено освещение электричеством. Дальнейшее развитие, увы, было затруднено отсутствием регулярного сообщения с внутренними районами России. В те годы Николай II высказал пожелание о проведении на Мурман железной дороги — для завершения «великого пути России от океана к океану — от Владивостока и Порт-Артура до Архангельска и Мурманска», однако нехватка средств не позволила осуществить этот проект вплоть до Первой мировой войны. И вот читаем описание изначального Александровска у Россиева: «Площадь вокруг собора, в котором есть работы Васнецова и Коровина. Сгруппировались обычные городские учреждения, училище, казначейство, сберегательная касса, больница, полицейское управление и почтово-телеграфная контора. [...] Я поворачиваю направо. Стоит ряд домов с камерой мирового судьи в центре. Дома одноэтажные, деревянные, разных цветов... Другие главы «Северной Руси»: «До Колы», «Лопари», «Ночевка в становище», «Печенегский монастырь» (весьма подробное описание, помещено несколько фотоиллюстраций), «Северные пастухи», «У карелов» ("Родная Ладога"http://rodnayaladoga.ru/index.php/kritika-literaturovedenie/518-pavel-rossiev-ocharovannyj-strannik).
    Александровск - город, основанный на Кольском полуострове и по указу Государя Николая Второго получивший имя в честь покойного отца Императора, Государя Александра Третьего, русского богатыря и миротворца, в годы правления которого Российское царство процветало в мире и безопасности. В советский период город переименовали в Полярный.
    Почти всю свою жизнь Россиев проводит в странствиях. Был он и в Сибири, и в Крыму, и в братской славянской стране - Черногории. Пишет очерки, живо, интересно, талантливо. Его притягивает юг России, он прочно и надолго поселился в Сочи. Там заинтересовался историей покорения Кавказа, написал книгу.
    Просто, интересно и увлекательно пишет Россиев художественные повести из истории России. Для школьников - "Святитель Алексий". "Великий печальник о Русской Земле Патриарх Гермоген" - к прославлению священномученика. "Сожжённая Москва" - о событиях войны 1812 года. "Русские освобождают Европу" - о героях войны с Наполеоном и участниках заграничных походов.
    Любовь к Богу и православной державе водила рукой Россиева. В 1904 году он издает свою художественно- документальную повесть о преподобном Трифоне Печенгском "На Севере диком". Согласно церковному житию, рисует писатель образ отрока Митрофана (так звали Трифона в миру): "Митрофан родился в 1495 году в Торжке Новгородской губернии. Его отец был священником. Смиренный служитель алтаря, он старался воспитать своего сына в правилах строгого благочестия. Митрофан рано научился читать и писать и еще ребенком возлюбил посещать храм, в котором он чувствовал себя отраднее всего. Он первым являлся в храм на зов церковного колокола и последним уходил из него. Детские игры и развлечения не занимали его ум. Митрофан избегал их. Он целыми днями просиживал над Священным Писанием, словно отыскивая в нем то, чего не давала ему, ребенку, и потом юноше, окружающая жизнь. В священных книгах раскрывался смысл жизни и находился ключ, отпирающий врата вечного блаженства. Сверстники звали Митрофана позабавиться, но он отвечал отказом. Не для него-де забавы. Его звали на игрища. «Зачем я пойду туда?» — словно говорил его умоляющий взор, который он обращал на ровесников, и те мало-помалу убеждались, что Митрофан не такой как они: какой-то странный, какой-то особенный. Но этого необычного юношу никто из них не решался укорить. Его не понимали, но и не осуждали. Сосредоточенность и серьезность, не по летам отличающие Митрофана, приводили сверстников в недоумение. Отчего он такой? Какими чувствами он полон? Чем живет его чистая душа? Это трудно да и, более того, невозможно было отгадать. И молодежь отступила от него. А он этого только и хотел, хотел одиночества, которое бы помогло ему углубиться в Священное Писание и воспарить мыслью к Богу… Отцу по душе была Митрофанова скромность и отчужденность от мирских забав".
    Говорит Россиев и о чудесном призвании свыше юноши на проповедь диким лопарям, ссылаясь на жизнеописание святого Трифона Печенгского, составленное новомучеником Никодимом (Кононовым): "Однажды, отправившись за город, ибо на душе тяжело было, он в поле вдруг слышит голос. Митрофан встрепенулся. Кто-то говорит, а кто — неизвестно. Кругом никого не видать. Между тем голос взывал к нему: «Иди и возопи, ибо Я вспомянул вас, милуя, и обручение Моей любви не уничтожится. Иди в землю необитаемую, в которой нет путей, в землю жаждущую, ибо не ходил по ней муж и не обитал человек». ... Поплакали, поплакали домашние, и отец благословил Митрофана… «Уяснив слова Господа, Митрофан стал деятельно подготавливаться к исполнению призвания благовествовать язычникам об Искупителе мира Христе. Еще усерднее стал он посещать храм Божий, остальное же время проводил в пустыне в строгом воздержании. А затем он оставил родину и пошел, куда указал ему Господь» (см.: Иеромонах Никодим. «Преподобный Трифон, просветитель лопарей»), именно в Кольскую сторону, на реку Печенгу" (П. А. Россиев. На Севере диком. г. Сергиев Посад, 2000 г, с. 40-41).
    С искренним восхищением писал он  о подвиге преподобного Трифона Печенгского, крестившего лопарей и основавшего самую северную в мире обитель во имя Святой Троицы: "Приняв благословение от иеромонаха Илии, Митрофан ушел из Колы на северо-запад, по направлению к норвежской границе. Там и кочевали лопари-язычники. Митрофан знал их язык. Через леса, по болотам, дикими местами, по которым рыскали хищные звери, пробирался он, отыскивая первое кочевье. В сумке, висевшей у него через плечо, был черствый хлеб и долбленая чашка, чтоб зачерпнуть воды из горной речки или ключа, встретившегося по пути. Долго пришлось идти. Лопари кочевали в северной пустыне на пространстве в сотни верст. Прошло несколько дней и ночей, прежде чем Митрофан увидел в горной котловине оленье стадо.
    «Вот она, дикая лопь», — подумал он, и сердце его дрогнуло"(П.А. Россиев. На Севере диком. г. Сергиев Посад, 2000 г, с. 42).
    Подробно излагает Россиев историю создания монастыря и храма Святой Троицы в суровой тундре. Рассказывает он и о разорении монастыря шведами на Рождество 1589 года, предсказанном святым Трифоном (Преподобный скончался в 1583 году). Иноки были могучими и крепкими, но не пожелали нарушить иноческие обеты и пролить кровь даже врагов: "Между иноками был один богатырь, бывший воин. Взглянув в окно и увидев, что разбойников не больше 50, он стал просить настоятеля благословить его и других самых молодых и сильных иноков защищать обитель, так как у них-де есть топоры и ломы. Но настоятель сказал: "Нет, это воля Божия, о ней пред своей кончиной, не упоминая часа, предсказал преподобный Трифон, а потому нельзя ей противиться и необходимо беспрекословно уготовиться принять мученический венец". Услыхав эти слова, братия смирилась и смолкла. С горячей молитвой пали иноки ниц пред алтарем.
    В это мгновение ворвались разбойники, но ни один из монахов не пошевелился, не ответил на вопрос о монастырских деньгах и имуществе. Злодеи будто озверели, и иноки все до единого приняли мученическую кончину, не поднимая головы и с молитвою на устах. Перебив всех, разбойники бросились искать добычу, грабить утварь и монастырь, но нашли очень мало, так как монахи, ведя скромную, богобоязненной жизнь, о накоплении земных благ не заботились..."(П. А. Россиев. На Севере диком. г. Сергиев Посад, 2000 г, с. 185).


    Павел Россиев, посетив Печенгу в начале 20 века, видел Трифонов Печенгский монастырь крепкой и развивающейся обителью, возрожденной соловецким архимандритом Ионафаном (Барановым). До 1917 года на Печенге подвизалось несколько десятков монахов и послушников и более пятидесяти трудников. Потом обитель разорили красноармейцы, в двадцатые и тридцатые годы Печенга принадлежала Финляндии и именовалась Петсамо, но была возвращена в ходе финской войны. К сожалению, это возвращение обернулось расстрелом для последнего настоятеля обители ни в чем не повинного иеромонаха Паисия (Рябова). Приговор был приведен в исполнение в день память преподобного Трифона 28 декабря 1940 года на полигоне в Левашово. Отец Паисий пока ещё не канонизирован. Причислен к лику святых послушник Трифонов Печенгского монастыря Феодор (Абросимов), замученный в сталинских концлагерях.  Молитвами новомучеников Российских, преподобного Трифона и 116 преподобномучеников Печенгских монастырь начал возрождаться в конце 1990- х годов.
    Мне довелось проводить по благословению митрополита Мурманского и Мончегорского Симона паломнические экскурсионные  поездки в Трифонов Печенгский монастырь с 2007 года. Паломничества из Мурманска проходили каждое воскресенье, их организовывал священник Сергий Поливцев. Монастырь возрождался с огромным трудом. Монахов было от силы два- три человека, храм маленький,  бревенчатый ( он сгорел в 2008 году). При митрополите Симоне началось строительство храма монастыря в Луостари, где находится могила преподобного Трифона. Теперь там большой храм и целая деревянная крепость, созданная трудами строителя иеромонаха Геронтия (Чудневича) и других монахов, послушников, трудников.
    Дай Бог, чтобы книга Павла Россиева  "На Севере диком" о преподобном Трифоне Печенгском переиздавалась, распространялась в храмах и монастырях Москвы, в Мурманске и на Печенге в Трифонов Печенгской обители, в вузах, школах и библиотеках,  вошла в школьную программу и учебники, была помещена на сайтах епархий, в том числе Мурманской епархии. Хорошо бы в предисловии кратко рассказать о жизни Россиева, а в конце поместить молитву преподобному Трифону. В настоящее время книгу На Севере диком можно прочитать и  скачать на  сайте Азбука ру (Азбука веры) -  https://azbyka.ru/fiction/na-severe-dikom/.

    Особенно привлекал Павла Россиева образ святого Патриарха Гермогена, мученика, стоявшего за чистоту Православия, против католической экспансии и иноземной оккупации. В 1912 года выходит в свет небольшая книга Россиева о Патриархе Гермогена для простого народа. И через столетие книга Россиева оказалась востребованной. Кандидат исторических наук Галина Ананьина в газете "Русь Державная" в статье "Память патриарха Гермогена священна" пишет: "Благодаря Гознаку России выпущен эксклюзивный тираж книги «Святейший Гермоген — Патриарх всея России», сделан народный тираж книги «Патриарх Гермоген — великий печальник за родину» Павла Россиева, которая раздавалась на крестных ходах".

    Хотя Павел Россиев с любовью рассказывал в своих книгах о самых разных областях Империи, все же последней его привязанностью была Кубань. Россиев поселился в Сочи в собственном доме на Хлудовской стороне в 1909 году, и уже в 1912 году, когда по высочайшему повелению Государя Николая Второго на казенных землях началось создание Свято- Никольского храма Сочи, Павел Амплиевич становится церковным старостой строящегося храма. 5 мая 1914 года Никольский храм был освящен. При нем была построена двухэтажная церковная школа. Судьба храма при власти коммунистов сложилась печально. В 1930- е годы он был закрыт, потом в нем после переделок разместили пивзавод, в 1990- е завод закрыли, а в 2013 году уничтожили почти полностью все здания и остатки зданий.

    Православный подвижник Павел Россиев был не нужен безбожной советской власти. После отступления белых власть на Кубани захватила банда коммунистов. Они решили, что статьи Россиева - контрреволюционные.  За это по их зверским понятиям полагалась не ссылка и не штраф, а смертная казнь. Павел Россиев был расстрелян 12 октября 1920 года. В 2010 году в центре Сочи рядом со знаковым местом Ривьерский мост жителями города был установлен «Памятник жертвам политических репрессий 1920—1950 г.г.». в его мартирологе из более ста пятидесяти фамилий увековечено имя П. А. Россиева (Википедия).
     17 мая в стенах сочинской библиотеки им. А.С. Пушкина прошёл круглый стол «Культурно — историческое наследие Сочи», посвящённый памяти выдающегося сочинского просветителя и общественного деятеля П.А.Россиева.
    Его участниками стали: сочинское отделение Российского общества историков — архивистов, сочинское отделение Российского военно — исторического общества, музей истории города Сочи, краеведческий портал «Сочивед» и Сочинская епархия РПЦ МП (http://sochi-eparhia.ru/2019/05/19/sostoyalsya-kruglyj-stol-kulturno-istoricheskoe-nasledie-sochi/).

    Бог даст, историко-литературные чтения памяти талантливого русского литератора и православного патриота Павла Россиева, принявшего мученическую смерть, будут проводиться в университетах, школах, библиотеках при храмах по всей России, а его книги - переиздаваться.

    Галина Сиротинская, Мурманск
    Русская Стратегия

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 110 | Добавил: Elena17 | Теги: люди искусства, галина сиротинская, даты, россия без большевизма, сыны отечества
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1750

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru