Целью данной статьи является анализ причин возникновения неоязыческих течений, и их возможная привлекательность в современном европейском и отечественном правом движении.
Современное правое движение крайне неоднородно. Под этим обобщением понимается множество условных групп, сообществ, отдельных граждан, с различными целями, задачами и способами их достижения. В целом их объединяют: традиционно-консервативные ценности, любовь к своему народу, этносу, вере, отечеству и соответственно действия в интересах оных. В данном движении превалирующим является ощущение собственной идентичности, сопряжённое с чувством гордости и потребностью в справедливости по отношению к ней. На этих благородных, природных человеческих желаниях и чувствах основывается «правая идея», что образно можно сравнить с общей стержневой корневой системой от которой питается древо со множеством ветвей. Со временем, ветви такого древа растут, отличаясь друг от друга по форме и направленности, но сосуществуют, как части единого целого.
Картина в целом понятна, но при этом необходимо понимать, что как в природе существует паразитирующие на деревьях растения-омелы, проникающие под кору и в древесину «дерева-хозяина», питаясь его ресурсами, так, и в любом движении, аналогичным образом существуют свои идеологические паразиты. В нашем случае, это отдельные личности и сообщества правого толка объединенные вокруг неоязыческой мифологии, умело эксплуатирующие искрение желания, и потребности человека в сильной идентичности, гордости за Отечество, любви к своему народу и т.д. А если к этому добавляется еще, и некое подобие «тайных/сверхзнаний», которые были скрыты, но теперь стали доступных малому кругу избранных лиц, к которому лично ты можешь стать причастным, то такое сообщество или движение начинает пользоваться популярностью у определенной публики в правой среде. Привлекая сторонников, не слишком обременённых историческими познаниями, но весьма гордых духом. В целом, отечественное правое движение от такого рода инсинуаций только качественно проигрывает, размывая свои ряды, внося смуту, делая вопрос консолидации и всеобщего единения подлинно невозможным. И если в условной ситуации, монархист с правым республиканцем, могут найти общие точки соприкосновения, то, что в таком случае делать православному и неоязычнику, какое единения возможно у этих двух противоположностей? Концептуально никакого. Принципиальная разница в мировоззрении, миропонимании и, соответственно, в задачах и способах достижения конечной цели. Разница, которая намного больше чем диспут о возможных политических, экономических формах и системах государственного, и социального устройства.
Но обо всем по порядку. Посмотрим в ретроспективе на причины распространения и популярности неоязычества в правом движении Европы, и России.
Во-первых определимся с самим термином «неоязычество», и почему главным в нём является приставка «нео» (от др.-греч. νεο, - νέος «новый, молодой»). В отличие от традиционных языческих культов и шаманских практик, которые сохранились до наших дней в качестве живой традиции коренных народов в некоторых регионах Азии и Африки, современное европейское неоязычество представляет собой некую кальку с давних дохристианских религиозных культов и верований, бытовавших в Европе тысячу и более лет назад, искусственно воссоздаваемых в наши дни. Живая традиция и исповедание их было давно прервано и оставлено со времен принятия европейскими народами христианства.
Появление первых крупных неоязыческих течений приходиться на начало, и середину XX века, в первую очередь в странах Западной Европы. Во время крушения основ традиционного общества в результате Первой мировой войны, падения монархий, с массовым распространением революционных, антирелигиозных и богоборческих идей с одной стороны, и всевозможных мистических, спиритических практик, и отхода от христианства, с другой.
Предпосылки же к этому можно видеть еще с конца XVIII – начала XIX века, с появлением первых спиритических клубов и сеансов по вызову духов и различных потусторонних сил, с распространениям популярности практик медиумов, и спиритов. Уже в конце XVIII века в Англии группой энтузиастов основывается первый «Древний Орден Друидов», как некий аналог масонской ложи. Все это культивировало благодатную почву для будущего расцвета неоязыческих движений в Европе.
Вдруг со всех сторон открываются ворота для вторжения языческой мистики, которую человечество так решительно отвергало девятнадцать веков назад, для духовной жизни со Христом – Тихомиров Л.А. «Религиозно-философские аспекты истории».
Разумеется, элементы языческой мистики явились не из пустого пространства. Зародыши ее хранились в огромных запасах пантеистических учений, в замкнутых оккультных кругах, в высших степенях масонства и т.д. Но на большую публику мистика хлынула почти внезапно. Со всех сторон явились легионы спиритических духов, пережитки гнозиса, герметизма, новые силы оккультизма, воскресающего индуизма, теософии. Они предлагали алчущим и жаждущим, кому что более нравилось: кому колдовство и магию, кому общение с душами умерших, кому философию, кому мистическое могущество превыше всякой власти человеческой – Алексеев А.В. «Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX – начала XX века».
Так, первые сообщества неоязыческого толка с начала XX века можно условно разделить на две категории, которые в последствии стали двумя различными направлениями. К первой можно отнести культы, образовавшиеся на основе заново воссоздаваемых дохристианских верований европейских народов: скандинаво-германское, кельтское, славянское, а также греко-римское язычество. Ко второй же относятся культы мистического и магического толка с большой долей религиозной эклектики, а некоторые и вовсе откровенно сатанинские: Герметический орден «Золотая Заря», религиозное течение «Телема» Алистера Кроули, «Серебреная Звезда», Общество «Викка» и другие.
В современном, широком понимании публики, «неоязычество», представляется в большей степени первой категорией, о которой и пойдет речь далее.
В Англии начинают создаваться сообщества и культы, выстроенные вокруг кельтской мифологии. В их основе был положен «друидизм», под определением которого, каждой отдельной группой понималось, что-то свое.
Так, в 1909 году, Джорджем Ватсоном Макгрегором Ридом, был основан «Орден друидов», походивший более на кружок по интересам для ведения дискуссий на философские, религиозные, поэтические, мифологические и политические темы. От него в 1964 году отделился «Орден Бардов, Оватов и Друидов», в качестве самостоятельной организации.
В 1979 году было основано другое британское общество «друидов» – «Британский Орден Друидов», в качестве религиозной и образовательной организации.
В 1983 году Исааком Боневитсом основано «Братство друидов». Зарегистрировано в 1990 году, как некоммерческая организация. В Братстве, последователи проводят ритуалы в честь трех видов сущностей: богов, предков и духов природы. Список почитаемых богов заимствован из кельтской мифологии, а также включает и многие другие древние индоевропейские божества, как, например, богов из греческого пантеона олимпийцев. Хотя различные пантеоны и разрешены, но не рекомендуется «смешивать и сочетать» неродственных божеств в рамках одного обряда.
В 2003 году Эммой Ресталл Орр была основана «Сеть друидов». Как религиозная благотворительная организация зарегистрирована 2010 году. Члены сообщества почитают свои божества, которые чаще всего воспринимаются как могущественные силы природы (гром, солнце, земля), духи места (горы и реки).
Аналогичные сообщества, но со своей спецификой, создавались и в странах континентальной Европе.
В Германии и Австрии в начале XX века, неоязычество находилось под сильным влиянием оккультистского германского мистицизма. Основывались первые сообщества почитателей «германской веры» или «народной веры», как она еще называлась. Тенденция к радикальному свободомыслию сочеталась в ней с тенденцией нордизма и явной враждебностью к христианству, и Церкви на том основании, что оно является инородным (семитским) по своему происхождению. Отчасти в дальнейшем, эти идеи были восприняты руководством Третьего Рейха, хотя не представляли целостную идеологию государства.
В других странах германо-скандинавской культуры распространение получило неоязыческое движение «Асатру» - воссозданное на основе сохранившихся сведений о религии дохристианских скандинавов. В основе их пантеона божества из классической скандинавской мифологии – Тор, Один, Фрейр и другие. «Асатру», сегодня имеет различные ответвления, зарегистрированные в Дании, Норвегии, Исландии, а также имеет свои представительства в США, Испании, Италии и России.
Значительную роль в популяризации неоязычества на Западе, сыграло европейское движение «Новых Правых». История движения берет своё начало с учреждения в Ницце в 1968 году «Группы изучения и исследования европейской цивилизации» (фр. Groupement de recherche et d'études pour la civilisation européenne, «GRECE») Её основным деятелем был французский философ и писатель Ален де Бенуа. «GRECE» открыто придерживалась языческих симпатий и усматривала дохристианскую Европу в позитивном свете, считая её примером здорового общества, сохранявшего своё многообразие и веру во множество богов.
Целью же движения Новых Правых является изменение доминирующих позиций либерализма в политической жизни общества. Хотя они справедливо подвергают критике идею о правах человека в её либеральной трактовке, враждебно относятся к мультикультурализму и смешению человеческих культур, прямо называя это одной из форм этноцида, но одновременно с этим, представители движения утверждают, что христианское наследие, воспринятое европейским обществом, породило дух эгалитаризма, оформившегося позже в виде различных левых идеологий. Неприятие в целом христианства со стороны Новых Правых, означало и их отказ от ориентации на католичество.
И в действительности, наблюдая за процессами, происходящими в западных христианских церквях, с такой риторикой сегодня становится сложно спорить.
Фактически, в основе причин популяризации неоязычества среди европейских правых, видится полная деморализации всего института христианства на Западе. Шаг за шагом, из года в год оно утрачивало роль идеологического стержня, фундаментальной идеологической концепции, отстаивающей традиционные и духовные ценности европейских народов. Христианство на Западе, с самоубийственным упорством перерождалось из национальной религии европейцев в либерально-экуменическую идеологию, начиная идти на поводу модернистских тенденций, изменяя своим же основополагающим постулатам, и принципам. Действуя в угоду актуальному социальному-политическому дискурсу, все более превращаясь из ведущего в ведомого.
Что уж говорить о протестантских церквях в германо-скандинавских странах или англиканской церкви, изначально представляющих собой «раскол в расколе», где ныне возможны любые идеологические «перверсии», если даже в прошлом сильная католическая церковь встала на путь обновленчества в попытках привлечь к себе большее количество сторонников. Вектор её дальнейшей деградации обозначился еще в 1965 году по итогам II Ватиканского Собора, цель которого была прямо обозначена как: обновление христианской жизни, приспособление церковной дисциплины к нуждам и обычаям нашего времени. Чем это обернулось, мы с вами имеем счастье наблюдать.
Сегодня, даже в таких странах, как Польша и Венгрия, где в обществе по-прежнему сильны консервативные взгляды и позиции католической церкви, её прихожанам чудовищно сознавать, что глава её, папа римский, проводит конформистскую, ультралиберальную политику, идя на поводу у вырожденцев всех мастей, стараясь всем угодить и никого из них не обидеть, а также в открытую пресмыкается перед инородцами наводнившими Европу.
Тем самым, западное христианство, собственной политикой создает все условия для конвертации во всевозможные неоязыческие верования, и культы активной, традиционно настроенной части общества и в первую очередь молодежи. Своими руками толкая в объятия языческого ренессанса, тех, кто находится в поисках Знамени Традиции, вокруг которого можно сплотиться для противостояния всепереваривающему зверю унифицирующего глобализма, пожирающего Европу.
А, как обстоят дела у нас в России? В чем сущностное отличие от Запада, и какова роль неоязычества в отечественном правом движении?
Время появление первых неоязыческих сообществ на территории бывшей Российской Империи, приходиться на начало XX века. В эпоху глобальных социальных пертурбаций, в результате Первой мировой войны, двух революций и последовавшей за ними Гражданской войны. Сворачивание с естественного пути развития русского общества и окончательное торжество большевизма в России, с начавшимися гонениями на Православную Церковь, послужило удобным моментом для образования на её теле злокачественных образований «новой-старой веры».
Так в 1921 году, поляком по национальности, Владиславом Колодзей, был основан «Святой круг последователей Святовида». Эта организация являла собой пример генотеистического культа, в которой по его задумке, все славянские боги являлись воплощением одного высочайшего – Святовида.
Сам же Колодзей, без всякой лишней скромности, нарек себя – Пяст Колодзей из Круга Святой Веры Святовид, Пророк Святовидов, Джевид Ясногур, Домбровид из Беловежской пущи.
Эта черта, впрочем, будет и далее явственно прослеживаться у всех представителей подобных организаций.
Еще одним видным проводником насаждения на русских землях многобожия в те годы, явился не кто иной, как будущий маршал Советского Союза Михаил Тухачевский.
Увлечение славянским язычеством началось у М. Тухачевского в бытность его в немецком плену, еще в качестве офицера императорской армии. А уже после Октябрьской революции, Тухачевским, ставший к тому времени членом Реввоенсовета совместно с музыкантом Н. Жиляевым, работавшим у него на должности библиографа, был составлен «проект уничтожения христианства» и восстановления древнего язычества как «натуральной религии». Докладная записка о том, чтобы в РСФСР объявить язычество государственной религией, была подана Тухачевским в Совнарком. В Малом Совнаркоме его проект был поставлен на повестку дня, для серьёзного обсуждения.
«Не случайно в годы Гражданской войны Тухачевский получил прозвище «демона революции». Автором этого прозвища был Лев Троцкий, которого самого называли подобным образом. Чтобы заслужить такое «почетное» звание от самого Льва Давидовича, надо было постараться».
Награда все же нашла героя, но случилось это несколько позже, только в 1937 году.
Продолжение следует...
Александр Дудчак
Русская Стратегия |