Теперь перейдём к предмету нашего главного разговора. Я не зря сказал про XVII век, поскольку именно его появление относится именно к этому времени. В середине века, в 1654 – 1655 годах, Россия подверглась эпидемии моровой язвы (чумы), от которой умерло по всей стране от 23 до 41 тысячи человек. В этой эпидемии видели Божье наказание за грехи, поэтому было важно отмолить их и тем спастись. Проводились крестные ходы с чтимыми иконами и мощами, молебны, паломничества, возводились новые церкви. В городе Шуя иконописец Герасим Иконников написал Шуйскую икону Божьей Матери (Одигитрия). После её написания чума отступила, город был спасён, но сам иконописец вместе со своей семьёй умер. Икона и в дальнейшем подтверждала свой чудотворный характер. Существует легенда, что в 1722 году ей приезжал поклониться Пётр I по пути в Персидский поход, но документы этого не подтверждают. В 1837 году ей поклонился будущий император Александр II. В 1771 году список иконы спас от чумы Павлово, в 1831 и в 1848 годах икона спасла Шую от холеры. В 1930-х икона бесследно исчезла. В Ростове была построена обыдéнная церковь Всемилостивого Спаса на Торгу по обету после прекращения мора. Обыдéнной называли церковь, построенную за один день («об един день»). Строительные работы могли начаться в ночь на новый день, но закончиться должны были до захода солнца. В возведении церкви участвовали все жители города или села. Обыдéнные храмы в виду сжатых сроков строительства были только деревянными, малых размеров и простейших конструкций. Обычно они стояли не больше 40 – 50 лет.
Именно так и появился храм, о котором мы говорим. 18/28 октября 1654 года по обету на Сенной (Старой) площади Вологды была построена деревянная Спасообыденная Всеградская церковь. Спустя четыре дня, 23 октября/2 ноября, в такой же короткий срок местный иконописец написал по желанию горожан икону Всемилостивого Спаса. Моровая язва отступила. Более подробно об этом можно прочесть в «Сказании о моровой язве». Благословение на строительство дал и освятил построенный храм, в котором тут же отслужил литургию, тогдашний архиепископ Вологодский и Великопермский святитель Маркелл, один из авторитетнейших архипастырей того времени. В 1645 и в 1652 годах был в числе кандидатов на патриарший престол. В 1657 году произошли изменения в границах епархии – владыка стал именоваться архиепископом Вологодским и Белозерским. Скончался в 1663 году скончался и погребен в Соловецком монастыре. Был канонизирован. Имя святителя Маркелла было, увы, позабыто, но по инициативе митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия почитание святого было возобновлено. «А для нас, жителей областной столицы, он, наверное, прежде всего, известен тем, что благословил постройку, а сутки спустя, и освятил деревянную обетную церковь Спаса Обыденного, тем самым, положив начало спасению горожан от неизбежной смерти во время эпидемии моровой язвы. С его благословения и храм, и икона Всемилостивого Спаса стали одними из самых почитаемых святынь епархиальной столицы. <…> Неужели останемся в стороне и не почтим того, кто так много потрудился во благо всей Вологодской земли, того, чьим молитвенным благословением Вологда была спасена от уничтожения в лютую годину смертоносной язвы, и могла бы просто не существовать сегодня. Верю, что молитвами святого Вологодского архипастыря и дальше продолжится благоустроение жизни нашего города и всей Вологодской земли, упрочится семейное благополучие вологжан, продолжится строительство новых храмов и восстановление порушенных и оскверненных святынь на этой благословленной земле», сказал владыка в своём послании к верующим митрополии. 4 апреля 2017 года, при огромном стечении народа, частица мощей святителя торжественно была принесена в Воскресенский собор, незадолго до этого возвращённый Церкви. Это было, воистину, историческое событие – помимо частицы мощей святителя Маркелла из Одессы прибыла частица мощей святителя Иннокентия Херсонского, и они обе заняли место рядом с частицей мощей святителя Игнатия (Брянчанинова) и мощами святителя Антония, епископа Вологодского и Великопермского (который освятил Софийский собор в 1587 году). Литургию Преждеосвященных Даров служили сразу четыре архиерея – митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан, епископ Шахтинский и Миллеровский Симон и епископ Арцизский, викарий Одесской епархии Виктор. На богослужении присутствовал и назначенный главой Великоустюжской епархии архимандрит Тарасий. Частица мощей открыта для поклонения верующим в Воскресенском соборе, она находится в ковчежце вместе с мощами святителя Игнатия и святителя Иннокентия рядом с ракой с мощами святителя Антония. Рядом находится и икона с частицей мощей святителя Маркелла.
Вместо обветшавшей деревянной церкви в 1688 – 1698 годах был построен прекрасный каменный храм, который стал жемчужиной города. Его освятил архиепископ вологодский и Белозерский Гавриил. Важно отметить, что пока строился каменный храм, старая деревянная церковь стояла внутри строительной площадки и в ней непрерывно совершались церковные службы. Расписаны стены храма были в 1718 году. В 1720-е с южной стороны трапезной была пристроена придельная церковь во имя Тихвинской Божией Матери. В течение всего XIX века храм многократно достраивался и перестраивался. Статус собора он получил в 1895 году ввиду его особого значения как древней святыни. Это был главный храм города (кафедральные соборы, Софийский и Воскресенский, были главными храмами епархии). В нём принимали присягу выборные руководители Вологды, в том числе выдающийся и известный на всю Россию Христофор Леденцов. Они торжественно клялись перед иконой Всемилостивого Спаса. Вологжане, прихожанами каких бы храмов они ни были, каждый год, 18 октября (старый стиль), посещали этот собор. Это был для них главным праздником, по сути, таким аналогом современного Дня города. Он был установлен сразу после строительства храма: «В тот же день, 31 октября 1654 года, вологжане составили общественный приговор «о выделении средств на содержание новой вологодской церкви Всемилостивого Спаса», где говорилось, в том числе, о данном горожанами обете, о постройке церкви, и завете: помнить и не забывать этот день. Приговор тогда подписали 220 человек». После Божественной литургии в соборе служился торжественный молебен на площади. Совершался крестный ход из Софийского собора к Спасо-Всеградскому храму. Лукин день (18 октября празднуется день памяти всехвального апостола и евангелиста Луки) праздновался даже в 1930-е, после закрытия Спасо-Всеградского собора, в Богородице-Рождественском храме, но без ночных молебнов. Собор посещали Александр I (18/30 октября 1824) и Александр II (15/27 июня 1858), великие князья Алексей Александрович (1870), Владимир Александрович (6/18 июня 1886) и Сергей Александрович (29 мая/10 июня 1898 года). 12 июля 1895 года, 28 июня 1896 года и 23 июня 1903 года здесь служил заутреню и обедню святой праведный Иоанн Кронштадтский, который неоднократно посещал наш город, будучи проездом из Петербурга в родную Суру или обратно. В 1913 году собор посетила вдова Великого князя Сергея будущая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В 1867 году храм посетил побывавший в городе церковный историк граф М.В. Толстой. В храме совершались молебны, посвящённые наиболее значимым событиям жизни Российской Империи и Вологодчины.
Оригинал иконы Всемилостивого Спаса не сохранился до наших дней, но в краеведческом музее хранится её копия 1755 года, на окладе которой выгравирована запись, повторяющая запись подлинника: «Начата бысть писати сия икона образа Господа нашего Иисуса Христа в богозданном граде на Вологде в лето 7163 (1654. – С.З.) года, месяца октября в 23 день, на память святого апостола Иакова, брата Господня по плоти, того же дни написася сей святый оброс Господен во дни царствования благочестивого Государя и Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея России самодержца во славу и хвалу вседержителя Бога и всех святых, угодивших ему от века. Аминь». С этой иконой связывалось в своё время чудесное спасение императорской семьи в 1888 году. В 1914 году протоиерей о.Николай Коноплёв писал: «Перед этою иконою неугасаемо горит великолепная серебряная лампада, очень больших размеров, художественной работы – дар вологодских граждан, по случаю чудесного спасения драгоценной жизни Государя Императора Александра III и его Августейшей семьи от смертной опасности при крушении Царского поезда около станции Борки 17 октября [29 октября – С.З.] 1888 г. На лампаде следующая надпись: «Спасу Всемилостивому, спасшему Вологду от моровой язвы, в память новаго чуда 17 Октября 1888 г.»». Этот вклады был сделан после публикаций в некоторых газетах, сообщивших о том, что копия чудотворного образа, поднесённая в 1881 году вологодским дворянством императору, была в поезде во время крушения. Действительно, 3/15 июля 1881 года один из списков вологодской иконы был вручён Александру III в Петергофе представителями вологодского дворянства в знак выражения верноподданнических чувств. Подаренная икона была выполнена по заказу вологодского дворянства московским художником Овчинниковым. Для её поднесения по случаю Восшествия Его Величества на Престол на специальном общем собрании была избрана 25 июня/7 июля 1881 года депутация дворянства в следующем составе: губернский предводитель вологодского дворянства Д.В. Волоцкой, предводитель дворянства Грязовецкого уезда А.С. Брянчанинов, генерал-адъютант светлейший князь А.А. Суворов, бывший военный министр Болгарского княжества Свиты Е.И.В. генерал-майор П.Д. Паренсов, тайный советник А.П. Волков и генерал-майор В.Н. Зубов. В «Вологодских губернских ведомостях» сообщалось, что на обратной стороне был выполнен текст об истории создания обыдéнного образа и храма, дополненный дарственной надписью: «Вологодское дворянство, поднося Его императорскому Величеству Александру Александровичу святую икону «Спаса Обыденного» возносит усердныя к господу Вседержителю молитвы, чтобы также неиссякаемая и любевобильная благодать Его и ныне избавила возлюбленного Монарха и Россию от настоящей общей нашей крамолы. 29-го Апреля [11 мая – С.З.] 1881 г.» Эта копия с чудотворного образа помещалась в изящном футляре. Правда, точных сведений о том, была ли она в императорском поезде в момент крушения, не имеется, но, вполне возможно, что она могла быть там и Господь спас Государя и его Семью от гибели.
Настоятелем церкви (тогда ещё не бывшей собором) с 1881 по 1894 годы был протоиерей Иоанн Гаврилович Кузнецов (1827 – 1894). Он появился на свет в семье священника Пушемской Михайло-Архангельской церкви в Никольском уезде. Окончил Никольское духовное училище, Вологодскую духовную семинарию (1848) и Московскую духовную академию (1852). В 1861 году стал преподавателем истории, греческого языка, словесности и Священного Писания (до 1883 года) и инспектором ВДС (до 1869 года). В 1864-м стал первым главным редактором «Вологодских Епархиальных Ведомостей» (до 1882 года). В 1880 году получил чин статского советника (со старшинством с 1876 года). 31 июля/12 августа 1881 года определён на старшую священническую вакансию к Спасо-Всеградской церкви. 6/18 августа возведён в сан диакона, 9/21 августа – в сан иерея. Указом от 15/27 октября 1882 года отец Иоанн 22 октября/3 ноября 1882 года был возведён в сан протоиерея. В 1889 году стал членом Вологодской духовной консистории. Скончался 24 июля/5 августа 1894 года. Погребение состоялось 27 июля/8 августа. Заупокойную служил его товарищ по семинарии настоятель Свято-Духова монастыря архимандрит Нафанаил в сослужении ректора семинарии протоиерея Иоанна Лебедева, преподавателя семинарии протоиерея Феодора Трутнева и настоятеля кладбищенской Богородице-Рождественской церкви протоиерея Николая Кедровского. Присутствовали губернатор Владимир Коленко и многие почётные лица города. Отец Иоанн был погребён на ныне уничтоженном Богородском кладбище.
Протоиерей Иоанн Арсеньевич Лебедев (1850 – 1895) был предшественником отца Иоанна Кузнецова в должности настоятеля храма (с 1877 по 1881 годы). Родился он в Ярославской губернии в семье псаломщика, окончил Ростовское духовное училище, Ярославскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию (1874, со степенью кандидата богословия). В 1874 году назначен преподавателем Священного Писания в ВДС. 6/18 августа 1877 года рукоположен в сна диакона, 7/19 августа – во священника епископом Вологодским и Устюжским Феодосием и определён настоятелем Спасо-Всеградской церкви. С 1879 по 1881 годы преподавал Закон Божий в приготовительном классе Вологодской мужской гимназии и с 1880 по 1882 годы – в 7-м классе Мариинской женской гимназии. Весной 1881 года избран инспектором Вологодской духовной семинарии, в коей утверждён в середине лета и уволен от должности настоятеля. Дважды, в 1881-м и в 1882-м годах он исправлял временно должность ректора семинарии. В 1883 году отец Иоанн возглавил Кавказскую духовную семинарию в Ставрополе, 5/17 мая возведён в сан протоиерея. В Вологду он возвращается в 1887 году, когда 15/27 октября он стал ректором духовной семинарии. Был назначен председателем Вологодского епархиального училищного совета и председателем правления попечительства о бедных учениках Вологодской духовной семинарии и цензором Вологодских епархиальных ведомостей и очередных проповедей, произносимых в Вологодском кафедральном соборе в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни. За свои заслуги, 15/27 мая 1894 года приписан вместе с семейством к Вологодскому дворянству. 14/26 декабря 1894 года назначен председателем совета Вологодского православного братства во имя Всемилостивого Спаса. Весной следующего года, по прошению, из-за слабости здоровья, уволен от занимаемых должностей председателя братства, цензора проповедей и от должности председателя епархиального училищного совета. В том же году, 2/14 июня, он скончался после тяжёлой и продолжительной болезни.
О посещении храма святым праведным Иоанном Кронштадтским.
1892 год. Из газеты «Вологодские губернские ведомости»: «7-го июля, всегда желанный гость вологжан служил в Спасовсеградской церкви заутреню и раннюю литургию, при громадном стечении народа».
1893 год. Оттуда же: «В среду 30 июня, проездом чрез г. Вологду, из Архангельской губернии отец Иоанн Сергиев (Кронштадтский) при огромном стечении молящихся совершил в храме Всемилостивого Спаса раннюю литургию, по окончании которой, посетил учреждённый в Вологде «Приют – Ясли»».
1894 год. Оттуда же: «На другой день, в среду 25 мая, в 7 часов утра, во всеградской церкви Всемилостивого Спаса отслужены Преосвященным Варсонофием, в сослужении о. Иоанна, утреня и литургия при огромном стечении народа».
1895 год. Оттуда же: «12 июля, в 5 часов утра, проездом из Архангельска в С. Петербург, прибыл в Вологду глубокочтимый гражданами о. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). После краткого отдыха, о. Иоанн отслужил в храме Спаса Всемилостивого, при огромном стечении народа, заутреню и Божественную литургию, затем посетил на дому и принял, в квартире городского головы Н. А. Волкова, больных и с утренним поездом отбыл в Москву, преподав благословение тысячной толпе, провожавшей любимого пастыря».
1896 год. Оттуда же: «28 июня, проездом из Архангельска в Петербург, рано утром прибыл в Вологду глубокочтимый вологжанами, о. Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский). Тотчас-же по прибытии, о. Иоанн посетил Преосвященного Алексия и затем отслужил, в соборе Спаса Всемилостивого, заутреню и обедню, при большом стечении народа. Весь день, до отхода вечернего поезда, неутомимый пастырь посвятил посещению больных и разных учреждений, как-то: Общины сестёр милосердия, Дома трудолюбия, тюрьмы и проч.»
|