Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Октябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Статистика


Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2020 » Октябрь » 28 » Крушение Царского поезда
    23:05
    Крушение Царского поезда

    Октябрь 1888 года. Императорская семья возвращается в Петербург с юга. Император Александр III и Императрица Мария Федоровна были на Кавказе, а августейшие дети отдыхали в Крыму. Путешествие проходит как обычно, лишь некоторые пассажиры отмечают, что поезд едет быстрее обыкновенного и очень раскачивается при этом. 14 октября, когда поезд проходил близ железнодорожной станции Борки, Императорская семья собралась для трапезы, завершить которую было не суждено – произошла катастрофа.

     

    «Помню, я ждала последнее блюдо своего ужина – манный пудинг, но так никогда и не получила свой десерт. В ту самую секунду, когда в наше купе вошел официант, поезд стало бросать из стороны в сторону. Раздался оглушительный грохот, за которым последовал толчок. Затем толчки следовали один хуже другого… Краем глаза я заметила, что тяжелые чемоданы валятся на нас… Я ощутила на себе их сокрушительный вес… Тут моя голова закружилась… и все погрузилось в темноту. Было невозможно дышать… Я умерла. Не знаю, как долго это длилось, но неожиданно я поняла, что слышу крики людей. Значит еще не умерла, так ведь? Осмотревшись я увидела, что лежу на дне глубокого оврага, в который скатился вагон. Я встала на ноги и оглянулась. Я увидела окровавленных людей, мечущихся и падающих позади меня. Это было чудовищно… Я побежала со всех ног прочь от всего этого ужаса» - вспоминала младшая дочь Императора, Великая княжна Ольга Александровна.

     

     

    «В тот самый момент, когда мы завтракали, нас было 20 человек, мы почувствовали сильный толчок и сразу за ним второй, после которого все мы оказались на полу, и все вокруг нас зашаталось и стало падать и рушиться. Все падало и трещало как в Судный день... Невозможно представить, что это был за ужасающий момент, когда мы вдруг почувствовали рядом с собой дыхание смерти, но и в тот же момент ощутили величие и силу Господа, когда Он простер над нами Свою благодатную руку» - писала о пережитом Императрица Мария Федоровна своему брату.

     

    Действительно Господь сохранил тогда жизни всем членам Императорской семьи. Более того, никто из них даже не получил серьезных травм, отделавшись мелкими царапинами. Поразительное везение, учитывая тот факт, что в катастрофе под Борками погибло около тридцати человек и многие получили увечья.

     

    Часы, последовавшие за крушением поезда, Великая княжна Ольга Александровна называла самыми ужасными – было много раненых, а помощь прибыла только через долгих пять часов, казавшихся бесконечными. Государыня сама пыталась оказывать помощь раненым, но она мало что могла сделать, ведь путешествовавший с Царской семьей медик погиб, а вагон, где находились бинты и лекарства, был полностью разрушен.  Только пять часов спустя прибыла помощь – раненых доставили в Харьков.

     

    Первая мысль, которая появилась у всех переживших катастрофу, конечно, была о теракте, ведь террористы уже организовывали взрыв Императорского поезда, пытаясь убить Александра II. Даже 6-летняя Великая княжна Ольга тогда бежала по насыпи с мыслью о том, что её семья мертва и «эти люди» убьют и её. По всей видимости, разговоры о народовольцах достигали и императорской детской.

     

    Расследование инцидента началось незамедлительно, и было поручено А.Ф. Кони, который в итоге заявил об «отсутствии каких-либо следов государственного преступления в обстоятельствах крушения поезда». Причиной катастрофы он считал «неправильное составление поезда, неправильность постройки, слабость полотна и опьянение усердия, которые сыграли роковую роль в самой катастрофе». Официально версия о теракте была опровергнута. С.Ю. Витте так объяснял причины крушения: «Поезд тащили два товарных локомотива, и двигался он очень быстро. Эти машины не предназначены для таких скоростей. Когда локомотив данного типа развивает чрезмерную скорость, он наклоняется, и возникает опасность отрывания плохо прикрепленного рельса, что может привести к крушению поезда. Именно это и произошло. Поезд сошел с рельсов и полетел под откос».  Судя по всему Государь был согласен с такими выводами, так как через полгода расследование было завершено и более не возобновлялось.

     

    Однако эта история, как это часто бывает в подобных случаях, обросла различными слухами и легендами.  А.Ф. Кони был хорошо известен своими либеральными взглядами. О том, как он бойко защищал на суде террористку и убийцу Веру Засулич, и говорить нечего. Неудивительно, что в его расследование поверили далеко не все. И помимо официального расследования, было проведено еще одно. Им занимался генерал Н.Д. Селиверстов, к тому моменту уже не состоявший на службе, но продолжавший наблюдать за эмигрировавшими революционерами в Европе.  Он, по всей видимости, нашел нечто такое, за что пришлось поплатиться жизнью.  Среди бумаг генерала парижская полиция нашла сведения о «поваренке», поступившем на службу в придворную кухню и таинственно исчезнувшем  сразу после крушения поезда. Поговаривали даже о том, что после смерти генерала Селиверстова этот загадочный «поваренок» объявился в Париже и заявил о  готовности поведать прессе тайны железнодорожной катастрофы, но и он был найден мертвым в своем гостиничном номере, когда туда явились журналисты.

     

    Кто знает, быть может действительно все было не так уж однозначно в той железнодорожной истории. По крайней мере, все случившееся в октябре 1888 года очень похоже на почерк политических террористов. Но тогда они, к счастью, не достигли своей кровавой цели, хотя и отправили разом на тот свет несколько десятков человек.  В остальном же был получен обратный эффект – эта катастрофа тогда только еще больше сплотила нацию. После того, как весть о спасении Царской семьи разнеслась по России, во всех храмах страны начали служить благодарственные молебны. Подданные искренне радовались, что августейшая семья осталась невредимой и благодарили за это Бога. Известная певица Надежда Плевицкая в своей книге «Дежкин карогод» рассказывала:

     

    «И вспомнилась мне большая, с голубым глянцем, лубочная картина на белой стене нашей избы. А на той картине была изображена семья Императора Александра III. Помню, давно, в предвечернюю пору вошёл в избу отец и тревожно сказал: 

     

    — Зажигай, мать, лампаду, помолимся Господу за спасение Царской Семьи. 

     

    Я прижалась к матери. Отец рассказал, что известили на сходе об злом умысле на Царскую жизнь в Борках и о том, как Царь-богатырь один поднял вагон и вынес из-под него свою младшую дочь. Мы стали на молитву. Опустился на колени мой отец, старый николаевский солдат. Пред образами, освещенными тихой лампадой, шептала мать горячие молитвы: печать креста творила с верой и клала поклоны.  На нас смотрел Николин лик и будто угодник добрый серчал. Мать помолилась, подошла к голубой картине. 

     

    — Вот, видишь, Дёжка, наш Государь, а в голубом Матушка Царица. За ней наследник, а вот младший, Миколай, вишь вьюноша совсем. А на коленях у Царя дочь ихняя Ольга, самая меньшая, которую из-под вагона Царь вынес. Ах, деточка бедная!  Мать суровой ладонью гладила картину.  — А вот, Дёжка, постарше царевна, Ксения, Аксютою по-нашему зовут. Спаси их, Господи, и помилуй, — шептала мать и всё вздыхала».

     

    В 1888 году в селе Борки был заложен величественный храм Христа Спасителя в неорусском стиле – в память о погибших и в благодарность о спасении августейшей семьи.  Храм пережил лихолетье 1920-1930-х годов но затем пострадал в годы войны. Конечно, при желании его можно было бы восстановить, однако храмы и советская власть – вещи несовместимые. Окончательно  храм и близлежащую часовню взорвали в конце войны. Одно время поговаривали о строительстве нового храма в Борках, где в 2013 году даже был открыт бюст Императору Александру III. Но и эти затеи постигла печальная участь.  На сегодняшний момент в Борках действует только восстановленная часовня, но настоятель отец Леонид боится, что и она, и бюст императора могут пострадать. Это не исключено, учитывая всё происходящее на Украине последние 6 лет.

     

    Это трагическое событие неоднократно было запечатлено в искусстве. Художники М. Зичи и Н. Каразин изобразили катастрофу под Борками на своих акварелях. А Иван Макаров на картине «Нагорная проповедь», написанной в 1889 году, написал Императорскую семью внемлющей словам Иисуса Христа. Еще одна картина Ивана Макарова – «Благословение Господне на Вас» тоже написана на библейский сюжет и на ней тоже фигурирует Императорская семья, которую благословляет Иисус Христос.  Оба эти полотна были отсылками к чудесному спасению.

     

    Увы, катастрофа не прошла так уж бесследно. Многие отмечали, что именно тогда надорвалось богатырское здоровье Императора Александра – он какое-то время держан на плечах тяжелую крышу вагона, спасая свою семью. Великая княгиня Ольга Александровна признавалась, что долгое время ее преследовали кошмары и во сне она вновь переживала весь ужас того октябрьского дня. Да и потом, каждый раз путешествуя на поезде, она испытывала опасения.

     

    Любопытный случай, связанный с катастрофой под Борками, описала княгиня Татьяна Меттерних (урожденная Васильчикова). Бывая в Париже, Татьяна часто гостила у княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, и та рассказывала ей много интересных фактов из дореволюционного  прошлого. Так, например, Зинаида Николаевна рассказала, что ее часто преследовали вещие сны. И один из них был таким: «Я видела себя в закрытом помещении. Оглушающий звук – потом зазвенели осколки стекла в темноте, повсюду обступавшей меня,  голос, который кричал: «О Боже, где мои дети!». На утро после этого сна княгиня прочла в газетах о крушении царского поезда, а потом, навещая Императрицу, узнала, что в первые минуты после катастрофы Мария Федоровна действительно закричала: «Боже, где мои дети?»

    Елизавета Преображенская

    Русская Стратегия

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 797 | Добавил: Elena17 | Теги: елизавета преображенская, александр третий, даты
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru