В 1917 году власть в стране захватили большевики и начался разгул бесовских сил, которым были ненавистны храмы и само Имя Божие. В 1924 году были закрыты все храмы, которые находились на площади, которую в 1918 году назвали «площадью Революции» (это нечистое имя она носит и сегодня). В их числе был и Спасо-Всеградский собор. В этом же году в Детском парке, рядом с церковью Иоанна Предтечи в Рощенье был установлен бюст недавно умершего главаря большевиков по кличке Ленин (В.И.Ульянов). 7 ноября 1925 года на его месте уже стояла статуя, находящаяся там и сегодня (её называют «Ленин маленький», в противоположность «Ленину большому», находящемуся на улице Мира). Большевики старательно занимались тем, что метили захваченную ими у русских территорию. Закрывая и разрушая храмы, они обустраивали свои капища и устанавливали своих идолов. В центре нашего города до сих остаются целых три идола большевицкого тирана и маньяка, залившего кровью Россию. И для коммунистов очень важным делом является в определённые даты совершать поклонения этим идолам. Слава Богу, сейчас власть ограничила эти бесовские камлания, сегодня уже не дают коммунистам собираться на митинги у главного идола на улице Мира (в том месте, где была Гостинодворская площадь), если только по их главным праздникам. Если ещё лет 7 назад они совершенно свободно ходили от здания правительства области на площади Дрыгина до площади Революции, то теперь маршрут для них был изменён и они ходят только по скверу к своему идолу.
После закрытия собора там был помещён «Дом искусств», а с 1932 года в здании работал кинотеатр имени Горького. Его закрыли 24 октября 1971 года. Кинотеатр переехал в специально построенное для него здание на улице Пушкинской и получил новое название «Имени Ленинского комсомола» («Ленком»). Вологодский писатель Роберт Балакшин (которого сейчас занесло в откровенный сталинизм, человек попросту капитулировал перед бесами) пишет: «Когда из него вывезли аппаратуру, мебель и прочее, здание умышленно оставили беспризорным. Двери и окна в нем вскоре оказались выломаны. Немудрено, что через год собор являл собой зрелище безобразное. И это в центре города! На центральной площади, чуть ли не по соседству с обкомом! Это стало поводом к его сносу. Варварство совершилось в сентябре 1972 г., в эпоху расцвета советской культуры. Священные стены собора долбили ломами и отбойными молотками, грызли бульдозерами, крушили взрывчаткой, раздирали, растаскивали по площади, как куски живого тела, танками. Но о том, что сносят именно собор, знали только старожилы. Из нашей памяти так усердно выскребали все святое, что мои ровесники, да и я сам, думали, что с площади убирают старое захламленное здание. На месте разрушенного храма вскоре была разбита клумба».
В 1972 году специалисты вологодского отделения ВООПИиК просили поставить здание бывшего собора на государственную охрану, однако он был снесён под предлогом «ветхого технического состоянии» (как руководит руководивший тогда архитектурным отделом художник-реставратор Александр Рыбаков, власти узнали о намерении общества бороться за сохранение памятника и про то, что в Москву были отправлены необходимые документы и материалы для того, чтобы поставить здание на федеральную охрану, и поспешили разрушить здание бывшего собора до того, как в Москве примут решение о сохранении памятника архитектуры). В центре города танки варварски разрушали довольно крепкие и прекрасно построенные стены. Ответственность за это ужасное дело несут, в первую очередь, первый секретарь обкома Анатолий Дрыгин и председатель горисполкома Василий Парменов, причастные к разработке нового генерального плана Вологды. Согласно оному началось разрушение дворянских особняков на улице Кирова (прежде – Малая Обуховская). О факте разрушения здания в Москве, по всей видимости, не знали, поскольку Постановлением Совета министров РСФСР от 4.12.1974 №624 бывший собор (на тот момент уже разрушенный) был поставлен на государственную охрану как памятник федерального значения. Был исключён из перечня в связи с полной утратой Указом Президента РФ от 5.05.1997 №452. Ответственные за разрушение главного городского символа Дрыгин и Парменов позже были удостоены званий почётных граждан Вологды. А на месте снесённого собора, там, где находилась его алтарная часть, в 1998 году был установлен памятный Поклонный крест, около которого ежегодно совершаются молебны.
Привожу текст документа, согласно которому собор был варварски разрушен.
РЕШЕНИЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ВОЛОГОДСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ
5 января 1972 года
О сносе здания бывшего кинотеатра имени Горького.
В дополнение к решению горисполкома №363 от 24 июля 1970 года о закрытии кинотеатра им.Горького, принимая во внимание аварийное состояние здания бывшего кинотеатра и невозможность его использования для других целей –
ИСПОЛКОМ ГОРОДСКОГО СОВЕТА ТРУДЯЩИХСЯ РЕШИЛ:
Здание бывшего кинотеатра им.Горького снести.
Председатель горисполкома (В.ПАРМЕНОВ)
За секретаря горисполкома (Е.МИГУНОВА)
Разослано: городская дирекция киносети, управление кинофикации, горком КПСС, управление главного архитектора.
Кстати, судьба оказалась безжалостна к Парменову, одному из разрушителей храма. Дом, в котором он некогда жил, был разрушен его собственным сыном в 2012-м году, пять лет назад.
Через пять лет на площади, где находился этот великолепный храм, по распоряжению Дрыгина установлен откровенно уродливый и мерзкий обелиск «героям гражданской войны», говоря проще – памятник карателям и памятник победе над русскими. Фактически власть откровенно поглумилась над центром города. Разрушив храмы, установили идолы и создали капище с обелиском карателям. Невозможно без боли смотреть на изуродованную площадь. Не могу не отметить, что сегодня существуют проекты её реконструкции. Как правило, все единодушны в том, что надо убрать «зуб». Но дальше идут серьёзные разногласия. Многие хотят установить на место этой мерзости фонтан, бывший там при советской власти (на месте снесённой Афанасьевской церкви – первый разрушенный храм в городе). Есть те, кто считает необходимым восстановить храм на прежнем месте (но не в прежнем виде). В частности, в октябре 2015 года после богослужения у Поклонного креста, митрополит Игнатий сказал: «Я думаю, что будет правильно, но это должно исходить не только от священнослужителей или от небольшого количества верующих, но от всех вологжан. Пусть небольшой храм, пусть маленький, но должен на этом месте стоять, должна здесь совершаться бескровная жертва». Не могу не согласиться с пожеланием Владыки. Но стоит подумать также и о других моментах, не менее важных. Прежде всего, надо избавиться от мерзкого названия площади и от идола кровавому палачу. Я предлагаю назвать площадь в честь великого вологжанина, «русского Нобеля» – Христофора Леденцова. Стоит вспомнить, что в Череповце есть улица и площадь имени городского головы Ивана Милютина. Причём на площади практически в центре города ему установлен памятник. Леденцов не уступает славой и известностью череповецкому коллеге, а то и превосходит его. К тому же на этой площади находится здание мэрии города (в бывшей гостинице «Эрмитаж») и здание бывшей Городской думы (там сейчас музыкальная школа), где работал когда-то Христофор Семёнович в качестве гласного и городского головы. Если освободить площадь от «зуба» и водрузить памятник Леденцову на площади его имени – это будет очень справедливо. А на место, где стоит идол Ленина, можно было бы поставить памятник замечательному русскому писателю Василию Белову. Это было бы куда правильнее и важнее для нашего народа.
Варварское разрушение Спасо-Всеградского собора стало огромной трагедией, словно бы у города отняли его душу, словно бы нанесли удар в его сердце. Главным преступником являлся тогдашний глава города Парменов. В декабре 2017 года в вологодской областной газете «Премьер» вышла статья о нём, вызвавшая отклики, посещённые в начале января уже года 2018-го. Довольно резко высказался о Парменове вологодский писатель Роберт Балакшин. Вот что было опубликовано в газете: «Писатель Роберт Балакшин отправил в редакцию газеты письмо, озаглавив его «Другое мнение». Роберт Александрович не согласен с нашей публикацией и сравнивает Парменова с Дрыгиным, который «по приказу ломал людей через колено»: «Такой же был и Парменов, с него, именно с него началось уничтожение исторической застройки деревянной Вологды. Вот краткий перечень его «подвигов»: снос городской святыни — Спаса Обыденного, деревянного Красного моста, снос Богородского кладбища, уничтожение каменной ограды Свято-Духова монастыря»».
А вот текст письма Роберта Александровича в адрес главного редактора газеты, опубликованного в сети: «Дорогая Марина, здравствуйте! Я поражён Вашим упорным желанием представить Парменова отцом родным для Вологды. Хотя он никогда им не был. В последней заметке написано, что на него оказывалось давление, т.е. не он один виноват. Известная советская повадка: я не виноват, и тот не причём, а собора нет. И спросить не с кого. У меня есть письмо из областного архива, в котором говорится: В дополнение к решению горисполкома № 363 от 24 июля 1970 года о закрытии кинотеатра им. Горького, принимая во внимание аварийное состояние бывшего кинотеатра и невозможность использовать его для других целей, ИСПОЛКОМ ГОРОДСКОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ РЕШИЛ: здание бывшего кинотеатра им. Горького снести. Решение исполкома подписывал его председатель. Следовательно, Парменов всё знал. Аварийное состояние здания было таково, что для сноса его прибегли к взрывчатке, даже отбойные молотки (я слышал их работу) не брали кладку. По свидетельству ныне покойного А.Ф. Кужлева Парменов сказал ему, глядя, как рушат собор (А. Кужлев был у него в кабинете): – Собор ломают. И это знал, Мы-то, советские рядовые люди, которым не говорили правды, думали, что сносят просто старое здание. О том, что это собор, мы, прожившие к тому времени в городе 40 лет, понятия не имели. Я предполагаю, что вся возня вокруг имени Парменова затеяна для того, чтобы соорудить ему памятник. Будет с него и того, что вопреки положению о присвоении звания и вопреки здравому смыслу, Парменову присвоили звание Почётного гражданина (это сравнимо с тем, что звание Почётного гражданина Москвы присвоили бы Кагановичу, взорвавшему храм Христа Спасителя). Не бывать памятнику христопродавцу (Парменов сын попа), кощуннику. Если не хотите беспорядков, пикетирования городской управы, уймитесь, успокойтесь. Он получил всё при жизни, Как бы ни старались, ни пыхтели его родственники, посмертной славы он не достоин».
Приведу также цитату из книги Роберта Александровича «Мой город милый», переизданной в 2014 году: «Кому первому ударила в голову богохульная мысль о сносе собора, на ком лежит несмываемый грех – едва ли мы узнаем. Тогдашний председатель горисполкома В. Парменов давно мёртв, а на доме, где он жил, даже повешена мемориальная доска. Его единомышленник городской архитектор Н. Луценко, по пошлому складу ума мечтавший сделать из Вологды второй Париж, пребывает в иных краях. Преступное деяние замыслили, обговорили, решили, согласовали и приступили к выполнению. Доброе дело не нуждается в особой подготовке и тем паче в оправданиях, а дельце позорное, подлое нужно заранее оправдать, преподнести как благое, общеполезное. Необходимо подготовить к нему общественное мнение, хотя всерьёз никто и никогда у нас с мнением этим не считался – ни в советские времена, ни в нынешние. Кинотеатр закрыли 24 октября 1971 года, за неделю до 316-й годовщины знаменательного события (демонстрировался фильм «Моё последнее танго»). Когда из него вывезли аппаратуру, мебель и прочее, кинотеатр умышленно оставили беспризорным. Двери и окна в нём вскоре оказались выломаны, и в пустующее, сиротливо зияющее глазницами окон здание заходили и забегали все, кому не лень (случайные прохожие, бродяги, собаки), и делали там, что хотели. Немудрено, что через год собор являл собой зрелище безобразное. И это в центре города! На центральной площади, чуть ли не по соседству с обкомом! Да его давно пора снести! Его и снесли, а чтобы место не пропадало даром, соорудили тут огромную клумбу. Варварство совершилось в сентябре 1972 года, не в годину борьбы с религией или хрущёвских гонений, а в эпоху расцвета советской культуры. Попутно, за один скрип, как говорится, погубили детский парк с русскими каруселями и сказочными домиками, до революции именовавшийся Пушкинским. Священные стены собора долбили ломами и отбойными молотками, грызли бульдозерами, крушили взрывчаткой, раздирали, растаскивали по площади, как куски живого тела, танками. Но о том, что сносят именно собор, знали только старожилы. Из нашей памяти так усердно выскребали всё святое, что мои ровесники, да и я сам, думали, что с площади убирают старое захламлённое здание. И вот не стало собора. Это же бред: уничтожить святыню, чтобы потом разводить тут маргаритки и анютины глазки. Скатилась бесценная жемчужинка с ладони, канула в щель меж половицы, провалилась в чёрный подвал беспамятства – попробуй сыщи теперь. Неблагодарные потомки предали поруганию и старинный обет, и завещание предков чтить великий день, когда Господь явил чудо перед людьми Своими. Как, почему у нас сложилось такое отношение к отечественной культуре? Почему в родном доме ведём мы себя как дикие кочевники, которым ничего чужого не жаль? Но оглядитесь вокруг: ведь всё, что окружает нас, одухотворяет и живит – это всё родное, кровное, своё. Год сноса Спаса Обыденного, казалось бы – дела давно минувших дней, но и до сего дня в моей родимой Вологде ломают деревянные дома. На дрова сводят нашу память. Нашу историю. Доведут дом до аварийного состояния, а потом сломают. А то и подожгут. От русской Вологды остались жалкие крохи. Да и вся наша культура стремительно превращается в культуру сувенирную, резервационную, а полноправной хозяйкой в российском доме (не без поддержки властей) становится массовая культура – чума XX и XXI столетий. Когда, когда люди очнутся, одумаются? Когда вспомнят, что они – русские, что своё родное не разрушать, а беречь, лелеять надо? И поймут не вследствие приказов и инструкций, а душой».
|