В 2018 г. в Нижнем Новгороде вышел сборник «Гражданская война и Нижегородский край. Исследования, воспоминания, дискуссии», подготовленный группой историков и краеведов из ряда городов России. Тираж книги составил всего 200 экземпляров, и сегодня она является библиографической редкостью. Представляем вниманию читателей «Русской Стратегии» статью «За Русь святую!», написанную редактором-составителем книги, членом Попечительского Совета «Русского просветительского общества имени Императора Александра III» Станиславом Смирновым. Статья вошла в первую, общеисторическую, часть сборника. В ней в общих чертах и с национально-русских позиций рассматриваются причины, ход и смысл Белой борьбы. Ниже публикуется первая часть статьи.
Ч. 1. Смысл Белого Движения
Гражданская война – воистину национальная трагедия. В 1917 г. в опустошительную и кровавую усобицу были вовлечены представители всех сословий и народов, еще вчера мирно проживавших на бескрайних просторах Российской империи. Характерно, что в эту братоубийственную войну были внесены чуждые новому времени – нет, даже не средневековые, а какие-то ветхозаветные – формы и степени жестокости.
В решающую фазу войны (середина 1919 г.) территория России делилась на две основные части. Центр страны с крупнейшими городами Москвой и Петроградом находился под контролем правительства большевиков – Совнаркома. Окраины бывшей Российской империи – Север, Юг, Сибирь, Дальний Восток – составили Российское Государство. Впервые оно было провозглашено на Уфимском государственном совещании 23 сентября 1918 г. с участием делегаций от самарского Комуча [1] и областных правительств Сибири, Урала и ряда казачьих войск. С того момента особым актом эти правительства упразднялись, а взамен учреждалось Временное всероссийское правительство, власть которого предполагалось сохранить до созыва Национального учредительного собрания. С 9 октября 1918 года столицей белого Российского Государства стал город Омск.
Переворот 18 ноября 1918 года устранил доминирование во Временном всероссийском правительстве эсеров. Взамен анемичной Директории появился пост Верховного правителя Российского Государства, совмещенный с постом Верховного главнокомандующего. Их занял бывший главком Черноморского флота адмирал Александр Васильевич Колчак. Вводилось наименование Русская Армия при Верховном главнокомандующем. Впоследствии вожди белых армий А.И. Деникин, Н.Н. Юденич, Е.К. Миллер и др. подчинились Верховному Правителю, получив статус генерал-губернаторов соответствующих областей и главкомов белых фронтов и армий. Последним указом А.В. Колчака от 4 января 1920 года полномочия Верховного Правителя передавались Антону Ивановичу Деникину, который официально их не принял, но фактически исполнял.
Белое Дело явилось военно-политическим движением за национальную Россию, против интернационального ига, выразившегося в диктатуре партии большевиков, отвергнувшей духовное и историческое наследие государствообразующего Русского народа и сделавшей гражданскую войну стержнем своей программы. Белые вобрали в себя широкий спектр идеологических и политических течений от умеренных социалистов до монархистов. Ядром движения стало русское офицерство с духовным преобладанием в нем, несмотря на официальные лозунги, монархического элемента. В противоположность большевикам и другим ультралевым Белое движение было национально-патриотическим, возникшим во имя спасения традиционных – духовных и государственных – основ русской жизни. Чтобы исключить межпартийные распри при определении формы будущей власти белыми лидерами был провозглашен принцип непредрешенчества, то есть решения вопроса о форме власти только после победы над большевизмом.
Не соответствует действительности тезис о том, что Белое движение было выражением духа «Февраля», а гражданская война – борьбой между Февралем и Октябрем, то есть, между революционно-демократической, кадетско-эсеровской общественностью, с одной стороны, и ленинской партией – с другой. Тезис применим лишь к отдельным, начальным эпизодам сопротивления большевизму, да и то отчасти. Такими эпизодами можно считать создание и деятельность Комуча и Уфимской директории. Хронологически это небольшой период времени с июня по ноябрь 1918 года. Но здесь важнее другое: в тех непрочных и недолговечных государственных образованиях эсеры доминировали только в сфере политической инициативы, гражданского управления. Вооруженные же силы «эсеровских» правительств и, прежде всего, их офицерское ядро, были чужды социалистической идеологии и лишь до поры до времени терпели ее и насаждавшиеся эсерами в армии порядки и символы, пронизанные ненавистной «керенщиной».
Фактически, как подчеркивал идеолог белой борьбы Иван Александрович Ильин (эту мысль разделяют многие современные историки), Белое Дело явилось «физиологической реакцией» здоровых элементов общества на разрушение и распад, посредством которых большевики и их союзники из числа ультралевых (анархисты, эсеры-интернационалисты, Бунд и др.) рвались к власти с целью осуществления своих партийных химер. Именно их подрывная деятельность на фронте и в тылу (а не попустительство и безволие либералов, которые лишь делали возможной такую подлую работу) послужила главным фактором крушения российской государственности. Против них и выступили с полной убежденностью в своей правоте и со всей решимостью национально-государственные элементы Армии и общества, составившие в итоге мощное Белое Движение.
Фактом, опровергающим домыслы о гражданской войне как схватке между большевиками и, условно говоря, социалистами-революционерами, служит переворот 18.11.1918 в Омске и последовавшее за ним очищение правительства А.В. Колчака от эсеров (их лидеры были арестованы и высланы или репрессированы). Этот переворот «перекрасил» антибольшевистские движение в Сибири, превратив его из борьбы за «завоевания революции» в борьбу за Белую идею. То же случилось 6 сентября 1918 г. в Архангельске, когда командующий войсками Северной области капитан 2 ранга Г.Е. Чаплин арестовал эсеровское правительство и отправил его на Соловки [2].
Эти и схожие с ними события носили объективный характер и привели к формированию истинного Белого Движения: его целей, характера и облика. В дальнейшем влияние эсеров в областных правительствах Юга и Севера (как и роль какой бы то ни было партийной идеологии, вообще) было ничтожным. Показательно в этом смысле добровольное подчинение областных белых лидеров «диктатору» А.В. Колчаку, решительно изгнавшему революционеров из своего правительства и даже запретившему празднование годовщин Февральского переворота. Это еще раз доказывает, что в сущности Белое Дело явилось прежде всего реакцией на Февраль и только потом – на Октябрь, ставший логическим продолжением Февраля.
Примечания
1. Комуч, Комитет членов Учредительного собрания. Образован в Самаре 8 июня 1918 г. после занятия города войсками Чехословацкого корпуса.
2. Головин Н.Н. Российская контрреволюция 1917-1918 гг. Т. 2. М., 2001. С. 384. Автор указывает, что «в рядовой массе Белого лагеря создалось непримиримое отталкивание от социалистических партий. Всякой социалист, будь то хотя бы крайне умеренный и крайне противобольшевистски настроенный Н.В. Чайковский, подозревался в тенденции к измене в пользу большевиков». Подозрения не были беспочвенны. После омского переворота председатель Комуча В.К. Вольский и др. эсеры-черновцы выступили с призывом к борьбе с Верховным Правителем А.В. Колчаком и перешли на сторону большевиков, чтобы создать «единый революционно-социалистический фронт против реакции». Остальные включились в активную подрывную работу.
Станислав Смирнов
для Русской Стратегии |