Нынешний год проходит под девизом «SOS!» Очередной сигнал бедствия пришёл из подмосковного Ильинского, где привилегированные вандалы разрушили единственную в регионе романовскую усадьбу – принадлежавшее князю-мученику Сергею Александровичу и его супруге, великомученице-княгине Елизавете Фёдоровне Ильинское. Точнее, то, что уцелело от неё после большевистского владычества.
Сумасшедшие необольшевики любят утверждать, что у власти ныне находятся «белогвардейцы». Знаете ли, товарищи, как использовали бы карантинный режим, исключивший всевозможные массовые сборища, «белогвардейцы»? Они использовали бы его для ликвидации всего того сатанизма, который царит на нашей карте – топонимов и памятников палачам русского народа. Выйдя из режима самоизоляции, граждане внезапно обнаружили бы, что улицы урицких-маратов-свердловых стали садовыми-кирпичными-цветочными, и не высится более на всякой площади простирающий длань в «светлое будущее» кровавый идол.
Увы! Наследники большевиков, чья власть никогда не прекращалась у нас с 17-го года, использовали момент совсем в иных целях – в традиционных целях своих предшественников, в целях разрушения русского историко-культурного наследия. Звенигород, Архангельское, Ильинское, Опалиха, святые источники Сергиева Посада и Ростов Великий, Плещеево озеро, деревянная Рязань – список можно продолжать бесконечно. Буквально на днях в Москве из перечня охраняемых объектов вычеркнули шесть исторических зданий. Теперь их можно уничтожать совершенно спокойно…
Пандемия вандализма шагает по стране. Пришвинское «и вдруг одолел враг» как нельзя лучше подходит к нынешнему году. И – в первую очередь – к Москве и Подмосковью.
Вернёмся в Ильинское. Казалось бы, у нас уже который год ведётся заигрывание с монархической идеей. У нас прославлена и почитается Великая Княгиня Елизавета. У нас существует немалое число организаций, позиционирующих себя, как православные, монархические и т.д. Существует даже Палестинское общество, наследующее как будто обществу, возглавляемому некогда Великим Князем Сергеем Александровичем. Руководит им бывший премьер-министр Степашин.
Что же на практике?
На практике ещё в 2013 году олигарх Вексельберг (распиаренный «меценат», купивший в своё время пасхальные яйца Фаберже) занялся сносом Ильинского. Тогда была уничтожена беседка «Елизаветинский павильон», вырублена часть парка, возведены новые сооружения. В 2014 году разрушили флигель «Не чуй горя». Вырубке всё это время подвергается не только парк, но Аллея Славы, высаженная в 1818 году в память о воинах, погибших на Бородинском поле в 1812 году.
Ныне к разорению Ильинского подключилось ООО «Берег», связанное с вице-президентом Всемирного еврейского конгресса Нисановым. Итого стало полное уничтожение остатков дворца и примыкающего к ним флигеля «Приют для приятелей». В настоящий момент на месте усадьбы располагается стройплощадка, на которой активно идут работы.
В своё время Великого Князя Сергея Александровича травили, как «антисемита» за то, что он посмел ввести в действовавшие законные рамки заселение Москвы «избранным народом». Глядя на варварское истребление его имения, кажется, что и теперь вексельберги-нисановы сводят счёты с московским генерал-губернатором…
Кажется, бессмысленным вопрошать о позиции минкульта. Эта позиция в отношении историко-культурного наследия исчерпывающе обозначилась разрешением на застройку Архангельского.
Но хотелось бы услышать голос Церкви – ведь уничтожается не просто усадьба, а усадьба одной из наиболее почитаемых святых. Впрочем, голос этот не прозвучал и в ситуации со Звенигородом, где план застройки подошёл уже к стенам древнейшей русской обители.
Также хотелось бы услышать голос того, что именуется у нас «творческой интеллигенцией». Или «творческая интеллигенция» ныне годна лишь не то, чтобы в студиях всевозможных ток-шоу поласкать чужое (а то и своё) бельё? Но ведь в нашей «творческой интеллигенции» есть как будто изрядная доля людей, позиционирующих себя православными патриотами и даже монархистами? Им совсем нет никакого дела до того, как вексельберги сотоварищи уничтожают русское наследие, русские святыни?
Судя по большинству ресурсов означенной направленности, дело обстоит именно так. Материал об уничтожении единственной романовской усадьба Подмосковья даёт либеральная Лента.ру, а «наши» усердным образом помалкивают. Как помалкивали и о Звенигороде, и о многом другом. И снова вспоминается стыдоба прежних лет: как защищать Архангельское приезжали Марк Захаров и Александр Ширвиндт, как Питер от газпромовского «фаллического символа» защищали Басилашвили с Девотченко… Как почему-то всё с тем же примерным усердием помалкивали те, кто больше всего любит бить себя в грудь, крича о своём патриотизме.
Ныне и вовсе некому сделалось защищать наше наследие. Мне, например, очень бы хотелось увидеть в роли защитников представителей соответствующего толка организаций. Можно сколько угодно «кидать тапками» в «либеральных» защитников Шиеса, Химкинского леса и т.д. и т.п. Но стараниями этих защитников (весьма разномастных в реальности) тот же Шиес был спасён от угрозы обращения в мусорную свалку. И если бы наши патриоты были столь же активны, то любимая усадьба Великой Княгини Елизаветы и Великого Князя Сергея не была бы теперь стёрта с лица земли. Но мы же… слишком «правильные» и «законопослушные», чтобы разбивать палаточные лагеря и защищать свои святыни, биться с сотрудниками ЧОПов и милицией, рисковать оказаться под судом. Мы до того «законопослушны», что не готовы защищать даже самый закон.
Народ, который не дорожит своими святынями, утрачивает их. Народ, позволяющий уничтожать свои святыни, саморазрушается, теряет себя. Мы, русские, в известной степени избалованы. Необъятностью наших территорий, ресурсов, изобилием всевозможных памятников (их и после большевистского владычества уцелело множество!) Если народы и страны малые бьются за каждую свою реликвию, оберегая оные, как зеницу ока, то мы растрачиваем своё наследие совершенно безумно. Подумаешь, одной церковью меньше! У нас их – вон сколько! Подумаешь, одной усадьбой меньше, к тому же почти разрушенной. У нас усадеб – пруд-пруди! Мы не чувствуем своей истории, не умеем ценить и беречь своё наследие. Вдобавок нас в большой степени разучили понимать красоту. Красоту рушат, красота гибнет, а мы проходим мимо, не обращая внимания.
Ильинское было разорено большевиками. И всё же часть построек его уцелела до наших дней. Усадьба могла быть восстановлена и сделаться музеем своих последних хозяев. Но, видимо, никому это оказалось не важно и не нужно. Ни власти. Ни Церкви. Ни «православным» и не очень бизнесменам. Ни «творческой интеллигенции». Ни народу.
Буднично и совсем незаметно мы лишились Ильинского. Просто прошли мимо. Не обратили внимания. На прошлой неделе все мы в очередной раз обсуждали проблемы топонимики. То, что вопрос этот находит живой отклик у многих, весьма отрадно. Однако, судьба Ильинского, равно как и других находящихся под угрозой памятников, важна не меньше, и она в нисколько не меньшей степени должна быть в центре нашего внимания. Хотя бы потому, что в отличие от топонимов флигели «Не чуй горя» и «Приют для приятелей», помнившие Елизавету Фёдоровну, Сергея Александровича, Государей Александра Третьего и Николая Второго, уже не вернуть. Они стёрты с лица земли навсегда. Вексельбергами и нисановыми. Под аккомпанемент молчания родства не помнящих иванов.
Елена Семёнова
Русская Стратегия |