В Кыргызстане развернулась дискуссия относительно судьбы русского языка. На прошлой неделе член конституционного совещания республики Садирдин Торалиев заявил о необходимости отмены официального статуса русского языка.
По его словам, такая мера будет стимулировать молодёжь к изучению национального языка.
«Это, может, будет звучать радикально. Но моё предложение — оставить государственным языком только кыргызский язык. Остальные языки мы будем развивать другими законами. У русского официальный статус. Мы привыкли к нему и сидим с ним, как привязанная собака. Такого не должно быть», — сказал Торалиев
Напомним, что официальный статус русского языка закреплён в действующем Основном законе и проекте новой Конституции, который был опубликован 17 ноября. Власти республики, как и прежде, «гарантирует представителям всех этносов, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение и развитие родного языка, создание условий для его изучения и развития».
27 ноября 2020 года Конституционное совещание Кыргызстана отклонило предложение о лишении русского языка статуса официального.
Скорее всего, русский язык удастся отстоять по крайней мере на ближайший временной отрезок.
Против инициативы Торалиева выступил один из основных авторов новой Конституции Садыр Жапаров, который после вспыхнувших в первой воловине октября беспорядков получил посты и.о президента и главы правительства. 14 ноября 2020 года он утратил эти должности для того, чтобы участвовать в грядущих выборах президента.
Кроме того, велика вероятность, что после принятия Основного закона значимую роль в политической жизни Киргизии будет играть этнический русский Артём Новиков. С августа 2017 года по апрель 2018 года он был министром экономики, а после свержения прежней центральной власти стал заместителем Жапарова. Сейчас Новиков занимает должность и.о премьер-министра.
Постреволюционный хаос
Дискуссия о статусе русского языка в Кыргызстане вспыхнула в период очередной радикальной политической перестройки, вызванной кризисом после выборов в парламент — Жогорку Кенеш.
Голосование состоялось 4 октября. По данным ЦИК, семипроцентный барьер преодолели четыре партии: «Биримдик» («Единство»), «Мекеним Кыргызстан» («Моя родина — Кыргызстан»), «Кыргызстан» и «Единый Кыргызстан». Все победившие политсилы лояльны Сооронбаю Жээнбекову, занимавшему на тот момент пост президента.
Однако в ночь на 5 октября в Бишкеке вспыхнули массовые беспорядки граждан и оппозиции, не признавших итоги выборов. Под давлением протестующих ЦИК аннулировал результаты голосования, хотя ранее чиновники практически клялись в том, что система подсчёта бюллетеней исключает вероятность фальсификаций. 15 октября Сооронбай Жээнбеков подал в отставку (его полномочия истекали только в 2023 году).
Новые выборы главы Кыргызстана запланированы на 10 января 2021 года. В этот же день граждане смогут выразить своё мнение о проекте новой Конституции. Повторные парламентские выборы должны пройти 20 декабря 2020 года.
Предполагается, что данные события приведут к стабилизации внутренней обстановки в Кыргызстане, но большинство экспертов убеждено, что борьба за власть в республике продолжится. Одна из причин — сохранение в стране системы жёсткого противоборства парламента и президента, а также вражда между северными и южными кланами.
Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что политические силы Кыргызстана, как и на Украине, не брезгуют прибегать к услугам радикальных организаций. Безработная гоп-молодёжь за гонорары от кланов, олигархов и отдельных партий, периодически устраивает акции протеста, беспорядки, захватывает собственность и административные здания
Наблюдая за постоянно меняющимися политическими декорациями, силовые структуры Кыргызстана зачастую оказываются деморализованными, не понимая чью сторону лучше занять.
Самоубийственная русофобия
Все 30 лет независимости Кыргызстан живёт в перманентном хаосе внутриполитической борьбы, который подпитывается, по сути, родоплеменным устройством общества и номинально демократической государственной системой. Вместо традиционной для Востока деспотии в Кыргызстане наблюдается другое свойственное Востоку явление — «война всех против всех».
Причём в этом беге по кругу не просматривается перспектива даже подобия стабильного развития. Для России одним из немногих преимуществ политической ситуации в Кыргызстане считается отсутствие влиятельных русофобских сил.
Практически все политсилы и господствующие кланы поддерживают евразийскую интеграцию, прекрасно осознавая, что она выполняет функцию экономической опоры страны.
Однако миной замедленного действия (как показывает примеры Украины и Армении) выступают многочисленные прозападные НКО, активно работающие с общественным мнением, молодёжью и элитами республики.
Совершенно неслучайно в Кыргызстане на разных уровнях власти регулярно звучат антироссийские националистические по своей природе призывы. Главным образом они выражаются в требованиях отменить официальный статус русского языка и закрыть авиабазу Кант, которая входит в состав Коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ.
За аренду аэродрома Россия ежегодно платит почти пять миллионов долларов. Причём Кант имеет огромное значение для безопасности Кыргызстана, лишённой собственной боевой авиации и нормально функционирующей системы ПВО
Регулярно российские лётчики отрабатывают на тренировках и учениях уничтожение бандформирований — помимо массы политических проблем, в Кыргызстане растёт опасность исламистских выступлений и нападения террористов извне.
Без военного присутствия РФ, которая к тому же часто бесплатно снабжает Бишкек оружием, республика, наверное, давно бы утратила суверенитет, а вместе с ним и территориальную целостность.
Ещё одним фактором, который удерживает на плаву многострадальную киргизскую государственность, является русский язык. На нём говорит более половины населения республики, хотя доля русских в Кыргызстане, дай Бог, превышает 5%.
Причина высокой популярности русского языка понятна — значительная часть трудоспособного населения работает в РФ, пользуясь преференциями в рамках ЕврАзЭС. Сумма денежных переводов трудовых мигрантов составляет около трети ВВП республики. Без этих средств Кыргызстан оказался бы на грани социально-экономического коллапса.
Тем не менее, находясь в ситуации абсолютной зависимости от РФ, Кыргызстан проводит полностью автономную от Москвы политику. Северные и южные кланы по собственной воле устраивают бесконечные разборки и зачастую ставят Россию перед фактом очередной революции
Перманентная политическая нестабильность лишь провоцирует рост националистических и исламистских настроений, что противоречит интересам Москвы и самому Кыргызстану. Идеальным вариантом для республики стала бы умеренная деспотия по узбекскому типу, но предпосылки для такого сценария по-прежнему отсутствуют.