Открытие прошло в приподнятой обстановке, несмотря на ограничения, введенные из-за ковида, вроде социальных дистанций и количества зрителей на спектаклях. Не сомневаюсь, что в иных условиях зал был бы переполнен, как и раньше в подобных торжественных случаях. И во время пресс-подхода (вместо обычной пресс-конференции) Никита Астахов, художественный руководитель театра, на вопрос о творческих планах с акцентом на каждом слове повторил несколько раз подряд: с утра до вечера говорить название спектакля «Живы будем…»!
Именно спектаклем «Живы будем – не помрём!» театр открыл сезон 2020—2021 гг., в чем видится вполне определенный символизм. Инсценировка рассказов В.М. Шукшина, созданная Никитой Астаховым и Татьяной Белевич, идет в театре уже 24 года. Ее полюбили зрители не только в России, но и в других странах.
В этот раз в зале присутствовали члены жюри Международного театрального форума «Золотой Витязь» — 2020. Директор форума Наталия Полукарова, говоря о Шукшине, отметила: «Каждый рассказ Василия Макаровича пронизан болью и покаянием… Когда мы смотрим воплощение его рассказов на сцене, наше сердце откликается, так как там все настоящее: настоящая боль, любовь к Родине, человеческие взаимоотношения…»
В «Гласе» вообще что ни спектакль — то открытие. И — откровение, когда душа наизнанку, а игра идет на пределе нервов.
Как отмечено на сайте театра, прозрением живой Вечной Истины наделен в спектакле «Живы будем – не помрём!» шукшинский герой — правнук гоголевских простодушных, но одухотворенных типов. Он проповедует возвращение к родной земле как к основе духовной жизни. «Шукшинский “чудизм” ныне обрёл государственное значение, — говорил писатель Сергей Залыгин, — в “чудиках” и есть наша спасительная сила». В спектакле Автор (Никита Астахов) говорит: «Есть на Руси один тип человека, в котором время, правда времени, вопиет так же неистово, как в гении. Человек этот — дурачок. Много их было: юродивые, странники не от мира сего…»
Василий Шукшин однажды так комментировал поведение своего героя в интервью по поводу фильма «Странные люди», снятого по его рассказу «Миль пардон, мадам!» (включенного в спектакль): «Я хотел сказать в этом фильме, что душа человеческая мечется и тоскует, если она не возликовала никогда, не вскрикнула в восторге, толкнув нас на подвиг, если не жила никогда полной жизнью, не любила, не горела». Критики полагали, что образ Броньки Пупкова раскрывает драму личности, о которой обычно говорят: «Нажил душу, но не нажил судьбы». Это как у Михаила Лермонтова, который в предисловии к «Герою нашего времени» написал: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...»
Никита Астахов, по сути дела, тоже творит на сцене историю душ человеческих. Да и Татьяна Белевич — в паре с ним: она — директор театра и актриса, он — художественный руководитель и артист. За роль Автора Астахов и роль Кандауровой Белевич награждены медалью В. Шукшина на Международном театральном фестивале «Светлые души», а также второй медалью им. В. Шукшина от Союза писателей России. Но в этот вечер спектакль получил свежее звучание, я бы даже позволил себе сказать, что он начал обретать второе дыхание: на сцену вышли новые исполнители. Роль матери, Марии Сергеевны, впервые исполнила Наталья Шеховцева, роль Кати, дочери Кандауровой, — Анна Хапкина, роль Ильичихи — Екатерина Лисовая. А для Дмитрия Алёшкина и Анастасии Бандурки участие в постановке стало первым.
А заканчивается спектакль крайне злободневными для нынешней России словами: «Мы душою не калеки, мы не общечеловеки. Мы в России главное — люди православные!..»
Для открытия сезона, который, что уже очевидно, будет проходить в сложных условиях, этот спектакль выбран явно не без намека. Его название вполне может быть девизом коллектива. В связи с чем хотелось бы напомнить некоторые вехи из истории театра, о чем знаю не понаслышке.
Татьяна Белевич со своим супругом Никитой Астаховым создали театр «Глас» в 1989 г., еще при советской власти. Можно только представить, каких усилий да и рисков это стоило. По словам Татьяны Георгиевны, «с первых дней театр открыто заявил о своей православной направленности, спектакли будоражили общественность, а театральная критика в то время атеистического государства делала вид, что театра не существует. Мы стали основателями направления современного русского православного театра, когда театр не лицедействует, а служит, обращает к вере, когда целью художника является служение Богу».
Премьера первого спектакля «Светлое Воскресение» состоялась 24 апреля 1989 года в храме Покрова Божьей Матери в Филях (тогда филиал музея Андрея Рублева). Со сцены звучали тексты Евангелия, отрывки из книги Иоанна Кологривова «Очерки по истории Русской Святости» и духовной прозы Николая Гоголя. Народный артист России Николай Бурляев, возглавивший позже форум «Золотой Витязь», сказал тогда: «Я был поражен тем, что вижу и слышу, впервые со сцены звучали Евангельские тексты. Это было не принято в те годы. Это был прорыв!».
«Глас» — первый театр в России, получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. И это – единственный православный театр на всем пространстве Русского мира, да и во всем остальном мире подобного театра нет.
Неустанными трудами Никита Астахов и Татьяна Белевич создали удивительно самобытный коллектив, театральную школу со своими «звездами» (не приглашенными) и неповторимым репертуаром, в который вошли бессмертные произведения А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Островского, Ф. Достоевского, С. Есенина, других гениев России и уникальные пьесы-композиции, авторами которых являются создатели театра. Лейтмотивом всех спектаклей стали святые для каждого русского человека понятия — вера, честь, готовность к самопожертвованию, долг, любовь к Отечеству и родному очагу.
Только здесь можно увидеть спектакли «Светлое воскресение», «За Русь Святую», «Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова. Возвращение», «Это сам Христос-малютка», «Китеж», «Николай Рубцов», «Пасха на Вятских увалах», «Развязка Ревизора», «Спасибо деду за Победу», «Ванька, не зевай», «Живы будем — не помрем!», «Сказочный мир Чуковского», «Черная книга», «Корсунская легенда». Но творческая жизнь продолжается, и на декабрь запланирована премьера спектакля «Сказы из сундука. Петр и Феврония».
Как сообщают в театре, главный художественный образ этой истории — сундук, из которого с помощью рукоделия, ниток, клубков, тканей, зеркал создается увлекательное игровое полотно. В роли рассказчика выступит игрушечный зайчик, сотканный из лучиков света. Именно он изображается на многих иконах Петра и Февронии. Спектакль построен на игровом взаимодействии кукол и актеров. Зрители тоже в какой-то момент станут участниками действия. Спектакль, несомненно, станет интересным для семейного просмотра.
Художественный руководитель постановки — Кирилл Белевич. В его творческой копилке есть такие работы в театре, как «Женитьба Бальзаминова», «Сказка о золотом петушке», «Горящие письма», заслуженно получившие признание зрителей.
Кстати, когда во время пресс-подхода журналисты задали Татьяне Белевич вопрос о том, какой сегодня у театра зритель, она, улыбнувшись, по-доброму сказала: «Хороший».
Несколько лет тому назад священник Андрей Степанов отмечал: «Современное искусство губит души нашего молодого поколения, и если продолжать его популяризацию, то мы не будем иметь наследников, хранителей нашей культуры».
В этом году после долгих лет ожидания театру, наконец, предоставили более благоустроенное здание, чем прежнее. И приехавший на открытие сезона народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра, Герой Труда РФ Юрий Соломин пожелал, чтобы с новой сцены театра «Глас» звучало как можно больше классики, которая в последнее время стала забываться.
Юрий Соломин подарил руководителям уникальную книгу — недавно изданное Малым театром собрание всех пьес А.Н. Островского. И обратился к зрителям с такими словами: приходите сюда и расскажите своим близким и друзьям о театре «Глас». Мы искренне присоединяемся к его пожеланиям.
На фото: новое здание театра «Глас» и сцены из спектакля «Живы будем – не помрём!» (фото с официального сайта театра).
Специально для «Столетия»
|