В этом году на фоне коронобесия она достигла в Омске невиданных масштабов. Под ударом оказались сразу два знаковых для этого города объекта.
Объект №1 - старейшее военное учебное заведение Сибири
Заметенные снегом ступеньки. На снегу на карнизе чьи-то следы, причем не только птичьи. Наверное, кошка пробегала.... Здание омского кадетского корпуса - старейшего военного учебного учреждения в Сибири, воспитавшего множество офицеров, которые прославили наше Отечество, ныне пустует.
Историческое здание бывшей помпезной военной канцелярии, без колебаний отданной первым генерал-губернатором Западной Сибири героем «Битвы народов» Петром Капцевичем под военное училище внезапно объявили аварийным. Омских кадетов и педагогов отправили в Кемерово и Севастополь, новых курсантов Омский кадетский корпус в этом году не набирал.
А местные СМИ наперебой радостно рапортуют о строительстве в Омске нового кадетского корпуса. Будто бы до этого момента в городе военных учебных заведений вообще не было...
Сначала «новое» учебное заведение предполагали разместить совсем на отшибе - на улице Красный Пахарь, где прежде располагались военные склады. Потом, видимо учли всю нелепость такого варианта и остановились на Левобережье - все-таки недалеко от центра города. Хотя свой выбор представители омской администрации объясняют сбивчиво: «Обсуждалось много участков, но в итоге после изучения вопросов по экологии и инженерным сетям контракт был подписан на эту территорию».
Времена индивидуальности прошли - корпус на 560 мест возведут по типовому проекту. На его основе уже построены кемеровское президентское кадетское училище и Нахимовское военно-морское училище в Мурманске. Новый корпус будет включать ледовый дворец спорта, два теннисных корта, хоккейный корт, административные здания и столовую. Также будут оборудованы современные общежития для кадетов – от казарменной системы проживания решено перейти к кубриковой.
Возведением объекта занимается ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», заключившее с Министерством обороны контракт на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.
Недавно депутат Госдумы от Омской области Олег Смолин опубликовал официальный ответ Министерства обороны РФ за подписью первого замминистра Валерия Герасимова на запрос о судьбе исторического здания кадетского корпуса. Это письмо прояснило многое.
Оказывается, историческое здание решено было вычеркнуть из новейшей истории в ходе проводимой Министерством обороны работы « по развитию и совершенствованию системы общего образования». Эффективных менеджеров из Минобороны в нем не устроило следующее: «техническое состояние объектов и имеющаяся инфраструктура не обеспечивают безопасных условий их эксплуатации и не позволяют разместить современные элементы учебно-материальной базы и культурно-досугового сопровождения жизни и деятельности воспитанников». А ведь реставрация корпуса велась почти десять лет - с 1998 по 2007 год. Ремонтировали крышу, перекрытия, усиливали стены и фундамент… Была проделана огромная скрупулёзная работа по укреплению всех конструктивных элементов исторического здания, все конструкции проверялись и рассчитывались. Но вдруг, как по мановению волшебной палочки, все эти недавно отремонтированные здания стали аварийными…
И разумеется, в письма Министерства обороны ни единым словом не упоминается построенная на территории Омского кадетского корпуса в 1998 году архитектором Михаилом Хахаевым часовня Георгия Победоносца с иконостасом, созданным на средства потомков омских кадет.
На стенах часовни установлены мемориальные доски, на которых написаны имена воспитанников кадетского корпуса, награжденных высшей воинской наградой – Георгиевским крестом. Их больше ста...
Она получается в эту новую систему образования почему-то не вписывается?
Ровно также никого не волнует, что первыми воспитателями-наставниками омского Войскового казачьего училища стали те, кто прошли бородинскую эпопею. На Бородинском поле стояла 24 пехотная дивизия генерала Лихачева. 24-я дивизия почти вся полегла на Бородинском поле, но не пропустила врага. Входивший в нее Ширванский мушкетерский полк, выведенный из Омской крепости, героически оборонял легендарную батарею Раевского..
Поначалу объявили, что главное здание омского корпуса должны построить к 1 сентября 2021 года, а остальные сооружения - к 1 сентября 2022 года. Уверяли, что уже в следующем году возможно будет объявить набор курсантов, которые останутся учиться в Омске. Но из письма Минобороны следует, что срок завершения строительства «нового» корпуса – 29 апреля 2022 года.
Точно также пустым сотрясением воздуха вполне могут оказаться заверения местных властей, что в историческом здании проведут реконструкцию, а затем вновь будут использовать его для учебных и патриотических целей.
«Решение о дальнейшей эксплуатации старых фондов будет принято с учетом потребности войск Центрального военного округа, технического состояния и ремонтопригодности», – значится в ответе Минобороны. В общем, никто ничего не гарантирует.
Объект №2 - место, где была построена первая Омская крепость
В июле месяце местные издания точно также на все лады расхваливали реконструкцию набережной Оми: «Уже начались работы на набережной левого берега Оми (между Юбилейным и Комсомольским мостами) и правого берега (по улице Щербанева). По планам дальнейшее укрепление откосов, установление трибун, новых лестничных маршей и пандусов, смотровой площадки, новых скамеек и фонарей. Предусмотрены также озеленение территории и малые архитектурные формы. В планах работ – построение велосипедной дорожки и прогулочных зон». В рамках не к ночи будь помянутого проекта «Создание комфортной городской среды» парки, бульвары и набережные превращают в то, для чего в качестве названия лучше всего подходит позабытое сегодня слово «тырло». Но не это самое плохое.
В октябре на сайте областной прокуратуры неожиданно появилась следующая информация: «Прокуратурой Омской области в рамках реализации надзорных полномочий проводится проверка соблюдения законодательства при проведении строительных, в том числе земляных работ на участке между Комсомольским и Юбилейным мостами в городе Омске.
Установлено, что в 2019 году Министерством культуры Омской области в перечень выявленных объектов культурного наследия включен объект – «Культурный слой Первой Омской крепости» XVIII-XIX вв., границы территории которого проходят вдоль берега р. Омь.
В настоящее время в рамках заключенного муниципального контракта проводятся работы по благоустройству улиц в Центральном административном округе г. Омска, в том числе на землях, находящихся вблизи указанного объекта археологии.
В соответствии с федеральным законодательством об охране объектов культурного наследия проведение строительных работ в границах объектов культурного наследия, а также на непосредственно связанных с ними земельных участках должно осуществляться при наличии согласования с Министерством культуры Омской области мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.
Однако Министерство культуры Омской области о проведении указанных работ в установленном порядке не уведомлялось, проектная документация с ним не согласовывалась.
В связи с указанным прокуратурой Омской области организована проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, в ходе которой в том числе будет дана оценка полноты реализации Министерством культуры Омской области полномочий по охране культурных объектов.
При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования».
Проще говоря, за прошедшие месяцы на набережной срыли несколько метров культурного слоя времён первой омской крепости, являвшегося признанным археологическим объектом. Причем представители Омского отделения ВООПИК ещё в августе обращались в Минкульт с просьбой обеспечить соответствие выполняемых работ законодательству.
По факту фирма-подрядчик СК "Лидер" обманула Министерство культуры, введя в заблуждение как их, так и заказчика работ - муниципальное УДХБ. В итоге запросив 40 см, срыли несколько метров, реальный проект работ не был представлен. Но Министерство культуры могло бы все-таки отреагировать оперативнее - как-никак здание Минкульта находится в 600 метрах от объекта работ…
А ведь именно на этом месте начиналась история Омска. Построенная на берегу реки, чье название в переводе с языка барабинских татар означает «Тихая», крепость стала единственным зримым результатом экспедиции за «песошным золотом», предпринятой по приказу Петра I. До китайского Еркента добраться ей было не суждено. Подполковник Иван Бухольц со своими солдатами остановился на зимовку на Ямышевском озере на территории современного Казахстана. В возведенной там крепости они достойно выдержали тяжелейшую осаду. Подкрепления Бухольц так и не дождался и решился отступить без приказа – рискнув карьерой, вывел из окружения доверенных ему людей.
Весной на военном совете было принято непростое решение — разрушить крепость и отступить, «дабы многая артиллерия и амуниция не досталась в руки неприятелю».
Оставшиеся в живых солдаты (четверть от первоначального числа) погрузились на 18 дощаников и отплыли вниз по Иртышу.
Бухгольц, будучи человеком незаурядным (а при выборе исполнителей Пётр I останавливался именно на таких людях), несомненно сразу оценил стратегическое значение места у слияния двух рек и, как повествует автор первого научного труда по истории Сибири академик Г.Ф.Миллер, рапортовал князю Гагарину: «Не повелено ль будет при устье Оми построить крепость, где б можно было людей и припасы для предбудущей надобности оставить». После соответствующего распоряжения работы были начаты. А не случись этого, неизвестно, насколько бы ещё отодвинулось давно задуманное строительство ставшего для России воротами в Азию укрепления на сибирской реке.
Первая омская цитадель по предположениям исследователей вполне могла напоминать шведский Ниешанц - каменную крепость в форме пятиконечной звезды с пятью бастионами в устье Невы на Охтинском мысу. Ведь ее строительством руководил шведский инженер-поручик Каландер, попавший в плен во время знаменитой битвы русских войск со шведами под Полтавой.
Простояла первая крепость недолго – она была неудачно поставлена, и во время паводка её залило водой.
На имя председателя Омского отделения ВООПИК Никиты Шалмина пришла стандартная отписка: «При осмотре территории проведения работ 12 августа 2020 года специалистами Министерства был установлен факт вскрытия почвенных слоев на всем пространстве между Комсомольским и Юбилейным мостами на глyбину до 2 м от дневной поверхности, при этом данные вскрытия затронули … слои, связанные с историческим периодом существования города Омска до ХХ века. Таким образом, при производстве работ по благоустройству набережной левого берега реки Оми были нарушены требования пункта 5 статьи 5.1 Федерального закона об объектах культурного наследия об ограничении хозяйственной деятельности на территории объектов археологического наследия, а также положения статьи Зб о мерах обеспечения сохранности объектов культурного (в том числе - археологического) наследия при работах на земельном участке в границах территории данного объекта культурного В связи с нарушением вышеуказанных норм законодательства министерством ..был составлен протокол об административном нарушении. Данный протокол З сентября 2020 года направлен в судебные инстанции для рассмотрения в установленном порядке».
Но скорее всего, «случайность» с непоправимыми последствиями просто спустят на тормозах. Ведь эффективным менеджерам не нужна память о воинской славе и славной истории города. У них, похоже, одна цель - натыкать везде типового хлама. Превратить бывшее настоящим в идентичное натуральному.
Елена Мачульская
Русская Стратегия
|