Истоки болезни
Демографические процессы, являясь результирующей всей совокупности экономических, политических и духовных изменений, происходящих в жизни нации и государства, определяются сложнейшей и отнюдь не арифметической суммой факторов. Поэтому, говоря об идейных истоках нынешнего катастрофического положения с русской рождаемостью, необходимо учитывать не только события сегодняшнего дня, которые у всех на слуху, но и весь предшествующий период развития.
Отправной точкой подобного анализа, на первый взгляд, должен являться период, когда демографическое развитие нации начинает приобретать негативный характер. Однако это очень упрощенный подход, поскольку в таком случае не учитывается важнейшая особенность демографических процессов, а именно — их инерционный характер. Ведь прежде, чем новые мотивации семьи проявятся в конкретном демографическом поведении, они должны пройти достаточно длительный период своего формирования. С этой точки зрения идейные истоки нынешнего демографического кризиса не только русского, но и всех постхристианских народов бывшего СССР надо искать не в нынешних реформах и даже не в антисемейных взглядах большевиков, а значительно раньше.
Смело можно утверждать, что уже так называемые революционные демократы в лице Чернышевского, Писарева, Добролюбова, В. Зайцева, с одной стороны, и либералы-западники в лице Кавелина, Герцена и других внесли в русскую жизнь ярко выраженное антисемейное начало. Проповедь равенства женщины и мужчины в форме, так называемой, эмансипации, в конечном счете, оборачивалась вопиющим антигуманизмом, поскольку на деле превращалась в проповедь не равенства, а тождества полов, отрицающего самобытность, особенности и уникальность женщины и мужчины. Ведь гуманизм — это любовь к конкретному человеку в его неповторимости, а не абстрактный принцип любви к некоему усредненному обезличенному существу. Причем здесь важно подчеркнуть, что все эти теоретики не только порывали с традиционным православным взглядом на семью, но очевидным образом входили в противоречие в своих подходах с психофизиологическими особенностями женщины, обрекая ее в лучшем случае на копирование мужских образцов поведения.
Разумеется, антисемейные взгляды были распространены тогда среди очень узкого слоя некоторой части интеллигенции. Если бы это было не так, у нас не было бы, например, такого гения как Д. И. Менделеев, который, как известно, был 12 ребенком в семье директора Тобольской гимназии. Однако подобные антисемейные взгляды постепенно захватывали все большее количество людей, и перелом наступил, когда была сокрушена старая русская государственность.
Большевики в теоретическом плане в семейной области, и это важно подчеркнуть, чтобы их дополнительно не демонизировать, не несли ничего принципиально нового по сравнению со своими предшественниками. Просто они, как и всякие революционеры, довели многие идеи до своего логического завершения, во-первых, и, во-вторых, попытались их реализовать на практике. Творчество Коллонтай, Крупской, да и самого Ленина в области семейных проблем не далеко ушло от «Что делать?» Чернышевского. Но была одна принципиальная особенность. Чернышевский писал свои фантазии в Петропавловской крепости, и потом поехал в ссылку на Вилюй, а Ленин, наоборот, из эмиграции приехал в Кремль. И, кроме того, теория бессемейности и тождества мужчин и женщин в условиях нормальной жизни выглядела и воспринималась большинством нормальных людей, как горячечный бред, а вот в условиях разрухи, массовой гибели мужчин на I мировой и гражданской войнах, огромного количества беспризорников такая теория становилась для властей, да и многих простых людей уже просто необходимой.
Ленин, например, писал в одной из своих работ об отупляющей работе на кухне и в детской. И это могло бы остаться просто словами, если бы вскоре не понадобилось претворить теорию в жизнь. Во-первых, в стране началась индустриализация и понадобились миллионы новых рабочих рук. Во-вторых, значительно снизилась по сравнению с дооктябрьским периодом оплата труда. Работа женщин на производстве из долго обретаемого права превратилась в суровую необходимость. Эмансипацию женщины начинали в дворянских салонах за чаем с пирожными, а продолжили в шахтах, на лесоповалах и вредных химических производствах.
Параллельно новая большевистская власть методично осуществляла погром церкви, выбивая последние нравственные опоры из-под традиционной русской семьи. И все-таки вплоть до начала Великой Отечественной войны, несмотря на все и теоретические, и практические действия государства, русская семья оставалась удивительно устойчивой, настолько была сильна ее природная, духовная основа. Можно даже утверждать, что, несмотря на индустриализацию, коллективизацию, погром церкви и антисемейный абсурд в области идеологии, демографическое развитие 20 — 40-х годов можно считать удовлетворительным. Конечно, коллективизация и последовавший за ней голод, особенно на Украине, нанесли огромный ущерб, но в целом русская семья еще была вполне устойчивой.
Следующий удар по русской семье был нанесен совместным воздействием теории и неверно истолкованных потребностей практики. Массовый уход мужчин на фронт во время Великой Отечественной войны сразу перевел вопрос о работе женщины на производстве из области семейной теории в область практической необходимости. Последующая гибель мужчин эту ситуацию предельно обострила, и женщины, лишившись кормильцев, вынуждены были остаться на производстве. В этих условиях теория только подкрепляла и вынуждена была объяснять практику. Запрет абортов после смерти Сталина был отменен и уже к середине 60-х годов практически все трудоспособные женщины были вовлечены в так называемое общественное производство. По этому показателю и числу абортов Россия уверенно заняла первое место в мире.
Особого внимания для понимания причины демографической деградации русских требует и проводившаяся руководством СССР социально-экономическая политика. В частности, как это показала в своем исследовании Г. И. Литвинова, одной из особенностей этой политики было то, что РСФСР на протяжении десятилетий использовалась в качестве донора для ускоренного развития «младших братьев». Эта политика была не случайной, а находилась в полном соответствии с известным тезисом Ленина о необходимости фактического первенства русских по отношению к другим нациям и народностям.
Нельзя, разумеется, игнорировать, что одновременно со всеми перечисленными выше негативными и даже разрушительными антисемейными тенденциями в политике государства отмечались и элементы позитивной демографической политики. Это и постепенное введение гарантированного отпуска по беременности и родам, выплата различных пособий, развитие системы дошкольного воспитания, повышение уровня медицинского обслуживания женщины, включая разъяснение вреда абортов. Однако все это можно рассматривать как паллиатив, поскольку генеральная линия государственной политики в этой области оставалась неизменной и сводилась к вовлечению женщин в общественное производство. Разрушение традиционной семьи, в которой престарелых родителей содержали их дети, привело к тому, что для женщины актуальным стал вопрос об обеспечении старости. Это совпало с реформой пенсионного законодательства, в котором практически исключили связь между числом детей в семье, возрастом выхода на пенсию и ее размером. Дети стали экономически не только не выгодны, но и прямо ухудшали благосостояние семьи и конкретной женщины. Если учесть, что вся пропагандистская машина государства работала на прославление женщины-работницы, то итог выглядит совершенно естественно — первый демографический кризис середины 60-х годов. Именно в это время началась и первая острая дискуссия по демографическим проблемам, которая, к сожалению, ничем позитивным не закончилась, да и не могла в тех условиях закончиться. Не могла, поскольку велась, во-первых, в рамках мифологии, а во-вторых, не выходила за рамки узкопрофессионального подхода. Демографы могут обозначить болевые точки, обратить внимание общества на возможные варианты демографического развития, однако изменить принципиально что-либо они не в состоянии, поскольку это задача государства и всего общества.
Последний период развития России, если его отсчитывать с 1991 года, многократно усилил все негативные тенденции предыдущих этапов. Чудовищная ломка всех идеалов и представлений, распад исторической государственности в совокупности с социально-экономической катастрофой не могли не нанести ущерб, прежде всего семье.
Если добавить к этому утвердившийся в СМИ откровенно антирусский тон, высмеивание традиционных ценностей даже в школьных учебниках, систематические нападки на православие как «отсталую» религию, то можно ожидать только дальнейшего ухудшения ситуации в самочувствии людей, нравственном состоянии общества и, как следствие, углубление кризиса семьи и дальнейшую демографическую деградацию русской нации.
Что нас ожидает?
В одном старом кинофильме герой — весьма молодой человек — очень смешно (для зрителей) утверждал, что только «дурак без плану живет». Зрители смеялись над героем, у которого нет порывов страсти, у которого вся жизнь расписана вперед на десятки лет, который не совершит никогда безумного поступка.
Сегодня наше общество напротив подобно абсолютному безумцу, не способному и не желающему заглянуть хотя бы в завтрашний день и задаться простым вопросом о судьбе своих собственных детей, не говоря уже о внуках и правнуках. Мы с легкостью отказались от всякого планирования, глухи к прогнозам и футурологическим сценариям. Нам мало интересны перспективы развития соседних народов и государств, непосредственно граничащих с нашей страной. Все это очень опасные симптомы снижения инстинкта исторического самосохранения, которые необходимо как можно быстрее преодолеть.
У нормального человека и всего общества в целом, если оно не является идеальным, не может не возникать вопрос о перспективах ближайшего и отдаленного будущего и, прежде всего, с точки зрения динамики этнодемографических процессов, проявившихся в последнее десятилетие. Кто будет жить на просторах России через 10, 50, 100 лет? Демографические прогнозы — дело неблагодарное, и в нашей стране они, как правило, были очень неточными. Прогнозы обычно носят обобщающий характер и не учитывают национального состава населения. Кроме того, прогнозы наших специалистов большей частью краткосрочные, максимум на 25 лет.
Последний из доступных мне официальных прогнозов сделан Госкомстатом и опубликован в Статистическом бюллетене в июне 1997 года. Просчитаны четыре варианта развития демографической ситуации до 2010 года. По всем четырем вариантам численность населения России сократится: по самому оптимальному на 3,5 млн. человек, а по самому «жесткому» — на 12,5 млн. человек. В прогнозе отсутствуют показатели естественного движения населения для разных российских этносов. Однако по всем вариантам прогнозируется значительный рост населения в таких республиках как Дагестан и Ингушетия, на фоне уменьшения населения в большинстве условно «русских» областей.
Прогноз, в основу которого были положены показатели смертности и рождаемости 1994 года, рассчитанный до 2040 года, показал возможность сокращения населения России со 148 млн. человек в 1995 году до 83,4 млн. человек без учета миграции, а с учетом ежегодного миграционного прироста в 500 тыс. человек— до 107,7 млн человек.
Интересен прогноз М. Бернштама — американского демографа и социолога, выполненный на основе данных докризисного периода еще до переписи 1989 года. Он сделал расчеты до 2200 года именно по основным нациям Союза, основываясь на, казалось бы, вполне благоприятных демографических показателях того времени, но с учетом уже тогда обозначившихся тенденций. Так вот перспективы таковы. Русских в 2000 году — 136млн. человек, в 2050 — 107млн. человек, 2105 — 64млн. человек, а в 2200 — 23млн. человек. Соответственно численность узбеков, азербайджанцев, казахов, киргизов, туркмен и таджиков в 2050 году составит более 115млн. человек, а к 2200 году только узбеков будет 69млн. человек. Разумеется это не более чем прогноз, но построенный все-таки не на умозаключениях, а на строгом расчете, учитывающем реальные демографические тенденции.
Анализ существующей динамики этнодемографических процессов в России, а также корректная экстраполяция уже сформировавшихся тенденций на ближайшие несколько десятилетий позволяют однозначно прогнозировать целый ряд угроз национальной безопасности России, что вызывает в последние годы обоснованную обеспокоенность, как ученых, так и широкой общественности. Необходимо особо подчеркнуть, что вся тяжесть последствий, происходящих сейчас изменений, ляжет на плечи тех, кому сегодня от 20 до 40 лет.
Здесь надо сделать одно, на мой взгляд, немаловажное, отступление. Средняя наша семья, отказываясь от второго ребенка, руководствуется далеко не всегда только экономическими устремлениями. Многие, конечно, рассуждают и материальными категориями, предпочитая вместо второго ребенка копить деньги на автомобиль, дачу, дорогие вещи. Но есть и иная аргументация, когда родители движимы благой целью - дать своему единственному ребенку все необходимое, с их точки зрения, для счастливой жизни. На бытовом уровне это действительно отчасти выполнимо, по крайней мере, в период детства ребенка. Но эти родители не понимают, как правило, что они, обеспечив своему единственному ребенку счастливую жизнь в детстве (а себе бесхлопотное существование), обрекают его на страшную взрослую жизнь в больной, ослабленной стране. Вот это и есть первое следствие гигантского спада рождаемости в последние 5 лет.
Если же говорить более подробно, то, конечно, на первый план выходит вопрос о комплектовании армии, когда призыву будут подлежать рожденные в 90-е годы. Даже если армия численно сократится к тому времени, то и в этом случае возникнут значительные трудности с обеспечением призывного контингента. Сегодняшние споры вокруг отмены части отсрочек и увеличения срока службы будут вспоминаться как жизнь в «райскую» эпоху, поскольку вплотную возникает перспектива призыва в армию не только всех без исключения студентов мужского пола, но и девушек, как это, например, имеет место в Израиле. Ведь уже сегодня существуют проблемы с комплектованием армии, хотя призыву подлежит многочисленное поколение рожденных в 1980 году (родилось 2,2млн. человек). Что будет через 18 лет, когда комплектовать армию придется из тех, кто родился в 1996 году (1,3млн. человек)? Кстати, в свое время военное ведомство СССР проявляло обоснованную обеспокоенность и настойчиво стремилось к принятию мер стимулирования рождаемости в конце 70-х годов. Именно под давлением военных тогда был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, вызвавший кратковременное увеличение рождаемости.
Второе последствие снижения рождаемости коснется социально-экономической сферы. Мало кто из родителей, решая ограничиться единственным ребенком, задумывается о том, кто и как их будет кормить в возрасте 55 — 60 лет, то есть после выхода на пенсию. Да, двоим прокормить одного легче, чем двоих или троих. Но как один будет кормить двоих, а точнее троих или четверых? Ведь многие семьи вообще не оставят детей, часть из работающих мужчин будет вынуждена охранять 4,5 тысячи км только границы с Китаем. Да. о таких вопросах в 25 — 30 лет, когда рождаются дети, действительно мало кто думает. Вот и получается, что вроде бы желая добра и себе, и своему ребенку, родители создают и для себя, и для него гигантскую проблему.
Резко увеличивается доля людей старшего возраста среди населения, возрастает нагрузка на социальные статьи бюджета, возникнет нехватка рабочих рук. Снижение доли лиц молодых возрастов неизбежно приведет к снижению темпов научно-технического развития, поскольку все новое — это дело молодых. В свою очередь нехватка рабочих рук вновь сделает соблазнительной идею привлечения иностранных рабочих из государств с избытком трудовых ресурсов, что уже было опробовано в сотрудничестве с Китаем, Вьетнамом, республиками Закавказья и Средней Азии. Западная Европа этот путь прошла и сегодня французы, например, все чаще голосуют за представителей Национального Фронта, обещающего отправить всех иностранцев домой. Наши власти до сих пор не решат, что делать с вьетнамскими рабочими, доставшимися России в наследство от Союза...
Все это только начало процесса, поскольку при дальнейшем снижении населения России можно предвидеть самую настоящую демографическую экспансию со стороны целого ряда сопредельных государств. Пока мы только видим верхушку айсберга, да и это замечать не хотим. Убийство китайским браконьером, охотившимся на лягушек, командира нашей погранзаставы, десятки тысяч нелегальных эмигрантов из КНР, растворяющихся на просторах Дальнего Востока — вот лишь часть необъявленной экспансии.
Мир уже сегодня перенаселен, и только за последние 20 лет численность населения Земли возросла на 1,7 миллиарда человек, причем 1,5 миллиарда родилось в развивающихся странах. Только за следующие 10 лет численность населения увеличится более чем на 1 миллиард человек. Ресурсов, особенно не возобновляемых, уже сегодня во многих странах не хватает. Территория России за Уралом едва ли не самая незаселенная часть суши, здесь живет всего 30 миллионов человек. Абсолютно наивно рассчитывать, что при наших темпах вымирания по 1 миллиону человек в год мы можем рассчитывать удержать эту территорию в сколько-нибудь серьезной исторической перспективе.
Еще одно следствие падения русской рождаемости вытекает из особенностей нашего государственного устройства. Хотя пока с полным основанием можно считать Россию Русской мононациональной страной, но ситуация не стоит на месте. Целый ряд национальностей России имеет очень высокую рождаемость. При этом национальности объединены политически и имеют свою «государственность». Уже сегодня процесс выдавливания русских из так называемых «национальных государств» в составе России идет полным ходом. Русские там практически отстранены от участия в управлении и уже могут рассматриваться только как бесправная рабочая сила. Что произойдет, если демографический кризис не будет преодолен? Вывод очевиден: русские будут покидать все более чужую для них среду, автономии будут становиться практически мононациональными и все больше будут отделяться от русской России. Это уже произошло в Чечне. Следующий этап — их выход из состава России и нежелание русских их удерживать, поскольку такое удержание будет требовать жертв, в том числе и человеческих, а жертвовать никто не захочет.
Одним словом, дальнейшее снижение русской рождаемости грозит нам неминуемым развалом России вследствие роста сепаратизма мононациональных нерусских регионов.
И, наконец, последнее. Перечисленные выше следствия демографического кризиса более-менее очевидны и вряд ли кто из серьезных аналитиков станет их категорически отрицать. Тем более, что часть из них поддается точному количественному прогнозу. Однако есть еще одно следствие снижения рождаемости, которое пока еще очень трудно оценить даже приблизительно. Это следствие впервые в мировой истории возникающей массовой однодетности, когда ребенок вырастает без братьев и сестер, а также в большинстве случаев без дедушек и бабушек. Если сюда добавить огромный процент детей без отцов или с символическими отцами, то картина становится еще более сложной. Чем грозит это обществу, которое будет состоять из таких людей? Какие новые качества оно обретет и какие утратит? Все эти вопросы остаются пока без ответов. Негативные последствия «одиночества» ребенка в семье перевешивают положительные. Не получим ли мы в масштабах страны огромное суммирование эгоизмов? Лично я уверен, что если массовая однодетность будет реальной длительное время, то нас ждет катастрофа именно вследствие ослабления готовности даже к минимальному самопожертвованию, без которого не сможет существовать ни одно государство в мире.
Николай Павлов
1998 г.
источник |