В поисках выхода
Есть минимально необходимый набор мер общего и частного характера, которые необходимо использовать, чтобы избежать катастрофы. Избежать исторического небытия, гибели русской нации и Российского государства, что абсолютно неизбежно в случае сохранения нынешних тенденций этнодемографических процессов в России.
Меры общего характера — это, прежде всего, формирование развитого национального самосознания у русского народа. Мне уже приходилось писать на эту тему раньше, но сегодня подобный подход представляется еще более необходимым. Более того, несмотря на откровенное шельмование таких выводов в средствах массовой информации, солидарность с ними высказывают люди, казалось бы, противоположных взглядов. В частности, в последней своей публицистической работе А. И. Солженицын пишет: «Да, непримиримые формы всякого, без исключения всякого на Земле национализма есть болезнь. И больной национализм опасен, вреден, прежде всего, для своего же народа. Но не закрайней гневливой бранью, а совестящим вразумлением можно и нужно обращать его в национализм строительный, созидательный. Без которого ни один народ в истории не выстроил своего бытия». (Выделено мной. — Н.П.)
Удивительно, но, казалось бы, его полный антипод, бывший руководитель внешней разведки КГБ СССР Л.В.Шебаршин также рассматривает усиление русского национализма как «очень положительное явление». Здесь, разумеется, необходима оговорка. И не для «литературной жандармерии» (М. Е. Салтыков-Щедрин), для которой всякая забота о русском выживании и развитии автоматически подпадает под разряд фашизма. Оговорка необходима для нас самих, чтобы не впасть в крайность другого сорта, когда мы вместо созидательной деятельности только и будем заниматься поисками врагов, а о себе опять забудем. Вот этого надо избежать любой ценой. Наша цель должна быть предельно открытой и созидательной: через развитие русского национального самосознания сформировать русский демографический императив. То есть, другими словами, каждый русский человек с детства должен усвоить, что необходимым условием существования его народа является семья с 3—4 детьми. Это он должен и понимать, и чувствовать на уровне бессознательного, точно так же, как мы и чувствуем, и осознаем необходимость в пище, свете и тепле.
На первое место в числе конкретных мер следует поставить решение вопроса о государственной ответственности за проблему семьи, рождаемости. Циркулярами дела не решаются, но и без специального органа выйти из демографического коллапса будет тяжело. Необходимо создать правительственный комитет по семейной и демографической политике. Аналогичные структуры необходимо иметь в регионах, в том числе и в законодательных органах. Эти комитеты будут вырабатывать стратегию демографического планирования и решать конкретные вопросы. Этот шаг необходим потому, что при нынешнем угнетенном состоянии русского национального самосознания исходный толчок к оздоровлению может дать только государство.
Комитет должен при поддержке государства и общества решить два основных вопроса. Во-первых, создать материальные условия для увеличения числа детей в семье. Во-вторых, сформировать то, что я называю «идеальным фактором», то есть формирование идеологии семейного сознания. Без этого любые достижения в повышении благосостояния приведут лишь к возникновению новых материальных потребностей, которые, как известно, безграничны. Недооценка роли сознания человека, его духовных устремлений грозит нам серьезными последствиями.
Для решения первой группы задач необходим кардинальный пересмотр нынешнего социально-экономического курса, в результате которого миллионы людей оказались за чертой бедности. Однако есть задачи, которые будет необходимо решать при самом правильном экономическом курсе.
Предстоит сократить до минимума число общежитий, которые правильнее называть «демографическим концлагерем». Десятки миллионов живущих в общежитиях людей — одна из главных причин последующей бездетности и малодетности семей, пьянства мужчин, разводов и множества других негативных явлений. Грошовая экономия на деле оборачивается колоссальным ущербом в масштабе всей нации.
Необходимо найти механизм, обеспечивающий не слишком заметное падение жизненного уровня семьи по мере рождения детей. Необходимо предоставлять семьям беспроцентные ссуды, погашаемые частично или полностью по мере рождения детей. Такой метод оправдал себя в целом ряде стран.
В области жилищной политики необходимо исходить из резкого расширения строительства 3 — 5-комнатных квартир для семей с 2 — 4 детьми. Должны быть пересмотрены практика и законодательство в области предоставления жилплощади. А то получалось так, что семья не могла получить трехкомнатную квартиру, потому что имела только одного ребенка, а второго не заводила поскольку жила в маленькой квартире.
Необходимо реализовать программу «Детство», включающую производство детского питания, одежды и обуви для детей, игрушек и организацию детского отдыха. При этом сюда надо дать столько средств, сколько нужно, то есть сумму, сопоставимую с затратами на администрацию президента.
Вопросом стратегического характера является политика ограничения урбанизации и разукрупнения мегаполисов. Давно уже вымирающие Москва и Санкт-Петербург лучшее доказательство правоты этого тезиса. Должна быть разработана и реализована программа развития и поддержки малых городов.
Необходимо пересмотреть нынешнее семейное законодательство. Права ребенка, права мужа и жены, разводы, права женщины в новых экономических условиях, усыновление и множество других аспектов законодательства требуют новых подходов. Разве не ясно, что поразительная легкость разводов, идущая с первых лет владычества большевиков, больше нетерпима? Или так ли необходима была отмена института главы семьи? Надо ли, например, ввести в законодательство понятие родительской власти, на чем настаивает ряд ученых? Эти вопросы надо решать, исходя из необходимости остановить вымирание нации.
Разумеется, должна быть пересмотрена вся система семейных и детских пособий, различных компенсаций и выплат в сторону их увеличения в рамках активной демографической политики.
Подлежит решению и проблема абортов.
Ну и, наконец, вопрос вопросов — борьба с пьянством. Необходим тщательный анализ неудачи предыдущих попыток борьбы с пьянством. Нужно провести широкую общественную дискуссию на эту тему, а может быть, и референдум по наиболее спорным вопросам. Ясно одно: ни здоровой семьи, ни здоровых детей, ни здоровой экономики при нынешнем уровне массового пьянства у нас не будет. И здесь без государственного вмешательства «само собой» ничего не улучшится.
Если говорить об идеальном факторе, то на первое место нужно поставить демографическое образование или даже демографический всеобуч.
Необходимо ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Современная школа уже давно выпускает половых гибридов, именно в этом кроется взаимная неудовлетворенность супругов семейной жизнью и масса разводов.
Еще одна мера в этом ряду — использование положительного демонстрационного эффекта. Современный человек — человек телевизионный. Поэтому на телевидение должна прийти семья, женщина-мать, с ее проблемами, тревогами, заботами и радостями. Обеспечить это — задача будущей русской национальной власти.
Эти и другие меры должны быть приняты немедленно, но главным условием их реализации может стать лишь приход к власти политиков, для которых важнейшим является существование и развитие его народа, а не стремление к реализации чуждых нашей стране идей и идеологий. Мы должны думать о своем будущем. Если мы не вспомним, что мы русские, мы погибнем, и погибнем не от грозного оружия, а просто-напросто вымрем как народ.
Мужчина и женщина: вчера и сегодня
(вместо послесловия')
Существует широко распространенная точка зрения, что современный мужчина деградировал, что «он не тот, что раньше». О женщине подобного, как правило, не говорится.
И еще. У нас очень любят противопоставлять «хороших» западных мужчин «плохим» русским. Все это далеко не безобидные шутки и вряд ли стоит их высокомерно не замечать. Что в этих утверждениях - правда, а что вымысел или даже прямая ложь?
Попытаемся сначала объективно оценить функции, выполняемые мужчиной в современном обществе и, скажем, 100 лет назад. Это необходимо не только ради достижения абстрактной объективности, а совершенно в конкретных целях. Без внутреннего самоуважения и мужчина, и женщина действительно деградируют. И важнейшим моментом формирования самоуважения является своевременная половая самоидентификация. То есть человек ощущает себя принадлежащим к конкретному полу и гордится этим. Женщина не хочет быть никем другим. Она не завидует мужской участи. Мужчина же гордится делами своего пола, ассоциирует себя с ними. Взрослые состоявшиеся люди, как правило, нс нуждаются в этом, а вот для формирующихся дево- чек и мальчиков это чрезвычайно важно. Пресловутая феминизация мужчин и маскулинизация женщин имеет одним из истоков как раз отсутствие уважения к своей половой принадлежности, гибридизацию полового сознания. Итак, 100 лет назад за мужчинами в обществе было закреплено управление, оборона и большая часть производства. Мужчина руководил, мужчина служил в армии, водил поезда, корабли, обозы. Мужчина пахал, сеял, убирал большую часть урожая, добывал и перерабатывал руду на металл, производил что-то из этого металла. Парадоксально, в свете разговоров о деградации мужчин, но все эти же функции в современном обществе, несмотря на целый век эмансипации, выполняют мужчины. В том числе и в самой эмансипированной стране мира, где в процентном отношении наибольшее число женщин с высшим образованием.
И слава Богу! Но вот на что следовало бы обратить внимание. Если функции мужчин практически не изменились, что не оставляет камня на камне от «теории деградации» современных мужчин, то функции женщин претерпели существенные изменения. Женщины 100 лет назад вполне успешно выполняли свою главную и единственно незаменимую функцию — рожали и воспитывали детей, обеспечивая биологическое существование нации. Они обеспечивали существование семьи не в материальном, но в значительно более высоком — духовном — смысле слова. Сегодня они вошли в производство, практически заменив мужчин в образовании (учителя) и здравоохранении (медсестры, значительная часть врачей), широко пополнили сословие служащих, ученых, составили основной процент рабочих легкой промышленности, торговли и общественного питания.
Но свою уникальную функцию, где их заменить в принципе никто не может, они выполнять стали явно неудовлетворительно.
Десятилетия антисемейной пропаганды тождества женщин и мужчин привели всего лишь к тому, что недовольны и глубоко не удовлетворены все: и женщины, и мужчины, и дети, растущие практически вне семьи.
Разумеется, констатация очевидных фактов не должна сводиться к обвинению женщины. Скорее наоборот. Женщины из последних сил стремятся сохранить семью, но их толкают на ложный путь, ведущий в тупик. Никто не решается сказать вслух, что русские мужчины проиграли войну и стали эксплуатируемым большинством в своей собственной стране. Делая все тоже самое, что и мужчины в других странах, они перестали быть хозяевами создаваемых ценностей, которые у них изымаются без их согласия в таком количестве, что они оказались неспособны содержать семью. И чтобы хоть как-то прокормиться, семья стала отказываться от детей и вступила на путь сверх-эксплуатации женщины.
Выход из этого тупика очевиден — разорвать этот порочный замкнутый круг. Для этого надо вернуть мужчине самоуважение, гордость и достоинство, а женщине отказаться от химеры тождества с мужчиной и ядовитых соблазнов эмансипации.
Николай Павлов, журнал «Национальные интересы», №1, 1998 г.
источник |