Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Декабрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 34
Гостей: 34
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2020 » Декабрь » 14 » Казанская церковь Вологды
    05:11
    Казанская церковь Вологды

    4 ноября в нашей стране отмечается официально праздник – День народного единства. Эта дата неслучайно соединяется с датой праздника Казанской иконы Божьей Матери, ведь сия великая святыня имеет самое наипрямое отношение к главному поводу для этого праздника. Ведь именно заступничеством Пресвятой Богородицы Русь в 1612 году смогла очиститься от врагов, а русские люди изгнали супостатов из Кремля. Казанская икона Божьей Матери традиционно с тех пор почитаема у нас, в её честь освящено немало храмов. В том числе и тот, о котором сегодня я поведу речь.

    Церковь Казанской иконы Божьей Матери на Торгу (это название относится к существовавшим здесь торговым рядам) в своём нынешнем виде была построена в 1760 году. Происходит она от заложенной в честь начала строительства Вологодского кремля (который не сохранился до наших дней) церкви святых апостолов Иасона и Сосипатра (на их день и пришлось начало строительства; отсюда и знакомое вологжанам название – Насон-город). Церковь находилась как раз недалеко от царского дворца. Сгорела в 1605 году вместе с дворцом и церковью святых Иоакима и Анны. Эта церковь была домовым храмм при дворце, освященным в честь святых Богоотец Иоакима и Анны. Относилась она, как и дворец, ко второй половине 1560-х годов. Такое посвящение церковь имела с привязкой к одноименному храму в Новодевичьем монастыре, построенному в честь рождения в 1549 году первенца – Анны Ивановны (умерла в 1550 году). После пожара 1605 года церковь восстановлена и стала именоваться как церковь святых Иоакима и Анны у Государя на сенях, а в 1627 году – святых Иоакима и Анны на Старом государевом дворе и относилась к типу клетских храмов. После пожара в 1679 году она была восстановлена с посвящением основного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы и приделом в честь святых Иоакима и Анны. Тёплая деревянная церковь, перестроенная после ещё одного пожара в 1698 году, просуществовала до 1780 года, когда был построен ныне существующий каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу (1778 – 1780) с приделами преподобного Макария Унженского и святых Богоотец Иоакима и Анны. С 1832 года храм стал летним (холодным) храмом Покровско-Казанского прихода, который образовался после объединения с Казанской церковью на Болоте.

    Но возвратимся к церкви святых Иасона и Сосипатра. Восстановлена она после пожара была уже с посвящением Казанской иконе Богоматери, почитание которой, как уже был отмечено выше, получило распространение после событий 1612 года, а в честь святых Иасона и Сосипатра был освящён придел. В начале XVII века недалеко от церкви был построен новый Гостиный двор. В 1627 году фиксируется деревянная клетская Казанская церковь с приделами в честь святых Иасона и Сосипатра, а также деревянная клетская церковь Царевича Димитрия Московского – очевидно они составляли один приход. В 1679 году была уничтожена пожаром, начавшемся в иконном ряду Гостиного двора. Была выстроена новая тёплая деревянная церковь с трапезной и колокольней, которая простояла до второй половины XVIII века. Именовалась она как церковь Казанской иконы Богоматери возле Рыбного ряда. Церковь Димитрия Московского после пожаров 1636, 1661 и 1680 годов не восстанавливалась. На её месте были поставлены обрубы (срубы) с крестами. В 1820 году Казанская церковь была приписана к церкви Покрова на Торгу. В 1832 году была переоборудована в тёплый храм с проведением службы только зимой, а летом служба происходила в Покровской церкви. С этого времени приход стал называться  Покрово-Казанским.

    Обратимся к некоторым моментам истории этого храма. Начать стоит с его многолетнего настоятеля, человека известного некогда в нашем городе. Это протоиерей Александр Протолеонович Мальцев (3 июля 1835 – 26 февраля 1920). Потомственный священник, сын настоятеля Верхококшенской Воскресенской церкви, Тотемского уезда Протолеона Дементьевича Мальцева, он в течение долгого времени был настоятелем Покрово-Казанского прихода (1861 – 1918). 26 февраля 1861 года состоялась его священническая хиротония. Отец Александр был женат на дочери настоятеля этого храма иерея Василия Попова Асенефе. У тестя молодой священник принял приход, в котором было 12 домов, 50 душ мужского и 59 женского пола. В 1891 году приходе уже было 35 домов и 543 человека (259 мужчин и 282 женщины), среди которых один человек был лютеранской веры. Его заслуги были отмечены многими наградами, в числе которых ордена Святой Анны III-й и II-й степени и Святого Владимира IV-й и III-й степени. Спус¬тя три десятилетия, по случаю пятидесятилетия его служения в священном сане протоиерея, в 1911 году благодарный племянник оста¬вил следующую  трогательную надпись на иконе: «Дорогим моим дядюшке отцу протоиерею Александру Протолеоновичу Мальцеву и тетушке Асенефе Васильевне, заменявшим мне почти 40 лет вдали живущих родителей, в память их 50-летней супружеской жизни (22 янв. 1911 г.) и 50-летия священства (26 февр. 1911 г.) от любящего, благодарного племянника, призываю Божье благословение на дальнейшую их жизнь в здравии, долгоденствии, во всем благопоспешании и молитвенном нашем об¬щении вообще и у раки преподобных покровителей г. Вологды, где о. протоиерей иногда сослужил мне. Антоний, Епископ Вельский» (Впоследствии владыка Антоний будет расстрелян большевиками и позже канонизирован как священномученик).

    Батюшка очень любил своих прихожан, и паства уважала и любила его. Протоиерей Иоанн Белков говорил о нём: «Его готовность служить Господу на всякое время неизменна. Он отзывчивый на всякую требу и духовную нужду своих прихожан. Его участие в церковно-общественных молениях, возлагаемое архипастырем, постоянно и служит поучительных примером того, как маститая старость и желание заслуженного отдыха подчиняются сознанию долга...». Протоиерей Александр вызывал глубокое уважение и почтение у священства Вологодской Епархии. Священство говорило о нём, как о пастыре трудолюбивом, не страшащемся лишений, не жалеющем своих сил, ни времени. На всякий час он готов был отозваться на просьбы о молитве, дать добрый совет нуждающимся, утешить печальных, помолиться со скорбящими и радующимися, сделать добро всем и каждому, явно и тайно. Эта отзывчивость батюшки простиралась далеко за пределы прихода. Отец Александр служил в храме практически ежедневно, будучи в ней  единственным священником. Батюшка молился благоговейно и благолепно, и это, в свою очередь, привлекало множество богомольцев. Он искренне относился к своим обязанностям, между пасомыми и пастырем было полное единение, мир и любовь. Прихожане в свою очередь старались усерднее посещать храм. За время его служения Казанский храм стал пользоваться славой одного из лучших городских приходов. Духовенство Вологды выделяло такие качества отца Александра, как трудолюбие, доброту и снисходительность к недостаткам других.

    Много лет он трудился в должности члена Епархиального управления. Под его ласковым и опытным руководством созрело немало достойных иереев. Батюшка был членом попечительства о бедных духовного звания – жертвовал каждый год на нужды бедных учеников, преподавал Закон Божий в Успенском женском приходском училище Вологодского уезда. На протяжении более 20 лет являлся членом Вологодской духовной консистории, совета Вологодского православного церковного братства во имя Всемилостивого Спаса. Ещё одна страничка биографии этого замечательного пастыря была связана с деятельностью Императорского Палестинского Православного Общества.  Вологодский отдел ИППО был открыт 14/26 сентября 1896 года и его первым председателем стал Преосвященный Алексий (Соболев) епископ Вологодский и Тотемский. На заседании были избраны товарищ председателя, казначей, товарищ казначея и делопроизводитель, о чём было сообщено председателю Общества Великому Князю Сергею Александровичу. Товарищем председателя стал действительный статский советник Андрей Всеволодович Писарев, казначеем настоятель вологодского Благовещенского храма, известный проповедник, протоиерей Всеволод Львович Сиземский, товарищем председателя настоятель вологодских храмов во имя Покрова Божией Матери на Казанской площади и храма во имя Божией Матери Казанской протоиерей Александр Протолеонович Мальцев, а делопроизводителем священник и преподаватель Семинарии Александр Дмитриевич Попов. В 1898 году во время посещения Вологодской губернии председателем Императорского Православного Палестинского Общества Великим Князем Сергеем Александровичем, отец Александр был в составе делегации Вологодского отдела ИППО, встречавшей Его Высочество на вологодском вокзале. Служил отец Александр до 1918 года, когда окончательно ушёл на покой. 26 февраля 1920 года, в день своей священнической хиротонии он отошёл ко Господу в возрасте 84 лет. Его погребли на Введенском кладбище, могила сохранилась до наших дней. Память о протоиерее Александре хранится в храме и в наши дни.

    С историей Казанской церкви связана и история одного из выдающихся русских православных святых – святого праведного Иоанна Кронштадтского, который посещал её в свой последний визит в наш город. В своём подробном исследовании, посвящённом посещениям Батюшкой нашего региона, я уделил своё внимание этому эпизоду. В письме от 16/29 мая 1907 года отец Иоанн сообщал: «В Вологду прибыли мы 13-го Мая утром в 8½ часов, и был встречен любезно добрыми друзьями, вологодскими купцами; служил Литургию во всеградском Спасском храме. После Литургии был довольствован обедом у бывшего городского Головы Николая А[лександровича] Волкова; а потом был у некоторых больных вологчан [так в тексте называются вологжане – С.З.] для молитвы. Ночевал у купца Буторова Андрея Никол[аевича], служил в Казанской город[ской] Церкви порану, был у больных; катался за город подышать воздухом. После прогулки заснул часок. Проснувшись, получил известие о прибытии моего парохода и – обрадовался. Пока перевозили кладь, мы обедали, а после обеда отправились на пароход в 2 часа и весело, с благодарением Богу, тронулись в путь, в виду собравшегося народа, добродушно нас провожавшего». На службу 14/27 мая 1907 года в Казанском храме Вологды пришло огромное количество людей. Там Батюшка произнёс проповедь, посвященную очередной годовщине коронации Государя Императора, и сказал, в частности, следующее: «Не постигнет ли праведное наказание Божие и наших изменников, покушавшихся на убиение Богом помазанного на царство Царя нашего, предки которого, Богом помазанные некогда на царство Русское, возвеличили его и возвели его на степень первенствующей державы в мире? – И чем бы мы стали, Россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, – так как носитель и хранитель России, после Бога, есть Государь России, Царь самодержавный, и без него Россия – не Россия». Один из прихожан данного храма, благодаря которому Батюшка и служил в оном, пошехонский 1-й гильдии купец Андрей Николаевич Буторов (1835 – 1915) владел в городе мануфактурным магазином, здание которого сохранилось. Сохранился и его дом (проспект Победы, 13), а также лавка при нём. Он находится как раз недалеко от Казанской церкви. Буторов также имел торговлю в Архангельске (осуществлялась через доверенных лиц). У него была целая сеть мануфактурных магазинов, имевших значительные обороты. Был временным вологодским купцом, состоял в Вологодском благотворительном обществе, имел землю в Вологодском и Кадниковском уездах Вологодской губернии. Скончался 19 апреля/2 мая 1915 года в Вологде на 80-м году жизни. Брат отца Александра Мальцева протоиерей Михаил Мальцев вспоминал: «Величайшим достижением для тебя считаю, что ты неоднократно был сослужителем молитвенника Русского народа...» Память о том, что в сем храме служил выдающийся русский пастырь, свято сохраняется и давно уже планируется освятить один из его приделов в честь святого праведного Иоанна. Если Бог даст, это непременно когда-нибудь осуществится.

    Пришло советское, безбожное время – и 4 июня 1929 года храм был закрыт на долгие годы. Ранее, в 1926 году закрыли храм Покрова на Торгу, составлявший единое целое с Казанской церковью. В июне 1929 года, сразу после закрытия храма, прошение о передаче здания одновременно подали две организации – рабочего кооператива «Вологжанин» (для кондитерского производства) и Селькредсоюза (для устройства тракторно-ремонтной мастерской). Однако власти решили предназначить помещение под хранение документов из бывших уездов для Окрархивбюро. В 1930-х годах храм лишился своего завершения, а в конце 1940-х – начале 1950-х годов была разобрана шатровая колокольня. Во время разрушения она частично повредила трапезную. До 1970-х годов в здании храма размещались торговые конторы (для торговли молочными продуктами). После перевода городского базара в другое место, рассматривался вопрос о строительстве на Торговой площади высотного административного сооружения и одновременно – сносе храмовой постройки. Однако в итоге власти отказались от первоначальных планов и построили новое здание облисполкома на улице Герцена (ныне здание областного правительства). Здание Казанского храма было передано службе ревизоров автоколонны №1117.

    Восстановление храма было предпринято в начале 1990-х годов настоятелем храма Покрова на Торгу протоиереем Василием Павловым и общиной во главе с Д.Н. Тихомировой. Тогда же началось возрождение Покровско-Казанского прихода. В 1992 году полуразрушенное здание Казанской церкви (без колокольни и куполов) было передано Покровской общине. 20 февраля 1995 года Указом Президента Российской Федерации №176 Казанский храм был поставлен на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения. В 2000-е годы начата реставрация храма по проекту архитектора Г.П. Белова, были восстановлены главы и деструктивные участки кладки, начата реставрация колокольни. 16 июня 2014 года вокруг храма был образован отдельный приход. 20 июля 2014 года в нём прошло первое за долгие десятилетия богослужение – молебен перед Казанской иконой Божией Матери. 11 мая 2015 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил первую за 86 лет со времени закрытия церкви Божественную литургию. В сентябре 2017 года завершился монтаж иконостаса в приделе святых апостолов Иасона и Сосипатра. В храме и сегодня продолжаются восстановительные работы.

    Возрождение духовной жизни храма связано у верующих с именем иерея Артемия Проничева, бывшего его настоятелем с 2014 по 2017 годы. Он родился в 1983 году в Вологде, был крещён в 1987 году в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Вологды. В 2000 году окончил среднюю школу, затем до 2003 года обучался в Вологодском техникуме железнодорожного транспорта. В 2007 году закончил Вологодский Государственный Технический университет по специальности автомобили и автомобильное хозяйство.  В 2006 году женился и венчался. В 2007 году закончил Вологодское духовное училище и до самой кончины обучался в Вологодской духовной семинарии. Был рукоположен во диакона архиепископом Вологодским и Великоустюжским Максимилианом 3 июня 2007 года в храме Константина и Елены города Вологды. Во священника рукоположен 2 декабря того же года в Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре. В разное время проходил послушания в Вологодской епархии на должности руководителя отдела по церковной благотворительности и социальному служению, помощником благочинного Вологодского округа по Вологодскому району. Своё астырское служение иерей Артемий Проничев с 2007 года нёс в Успенском храме города Вологды, а с сентября 2014 года – в храме Константина и Елены. 29 июля 2014 года Указом правящего архиерея Вологодской епархии назначен настоятелем вновь образованного прихода восстанавливаемого храма Казанской иконы Божией Матери горда Вологды. Эту должность он занимал вплоть до самой своей безвременной кончины 24 ноября 2017 года. Отпевание состоялось 26 ноября 2017 года, в Воскресенском кафедральном соборе. Заупокойную Литургию и чин погребения совершил митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Кончина отца Артемия очень опечалила его прихожан, вспоминавших его как доброго и отзывчивого человека, большого молитвенника. Они хранят добрую память об этом замечательном пастыре, который немало сделал для возрождения духовной жизни в этом храме. Об упокоении отца Артемия молятся во всех храмах вологодской епархии, на каждой Литургии.

    Храм Казанской иконы Божьей Матери действует, в нём совершается Бескровная Жертва, в нём идёт молитва – а это очень и очень важно. Положение, конечно, у него не очень хорошее, поскольку в основном помещении службы вестись не могут, есть проблемы с коммуникациями и так далее. Но, несмотря на это, прихожане молятся Господу и надеются на то, что обязательно всё будет хорошо. У прихода храма есть группа Вконтакте, где желающие могут узнать расписание служб, а также о том, как можно помочь.  

    Сергей Зеленин

    Русская Стратегия

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 1089 | Добавил: Elena17 | Теги: россия без большевизма, сергей зеленин
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru