Ранние, тихие сумерки –
Город Романов-на-Мурмане…
К вечеру синими вьюгами
Сопки и крыши укутаны,
В воздухе – изморозь, будто бы
Медлит с морозами лютыми
Днями холодными, трудными
Эта пора безрассудная.
Иней на всем. Безмятежные
Взоры сияют надеждою.
А на душе – ожидание:
Праздник ли, пост ли, страдание…
И Рождество отдалённое
Вновь обретут утомлённые
Люди. Здесь встретят Спасителя
В храмах, на море, в обители.
Небесный покровитель Кольского Севера
27 декабря 1995 года, накануне дня памяти преподобного Трифона Печенгского, то есть 25 лет назад была создана Мурманская и Мончегорская епархия. Бог посетил нас своей милостью.
Два святых особенно важны для Кольского Севера. Это основатель Романова-на-Мурмане - святой мученик Государь Николай Второй и небесный покровитель Кольского Севера - преподобный Трифон Печенгский. Его церковное житие полностью можно прочитать на сайте Новгородской епархии, здесь приведу краткую выдержку: "Преподобный Трифон, в святом крещении Митрофан, родился и получил воспитание в пределах Новгородских, - в самом ли Новгороде или где-либо в его области, о том не сохранилось письменного свидетельства. По устному же преданию, он родился близ города Торжка, где и жили его благочестивые родители, принадлежавшие к духовному званию. Время рождения преподобного известно точно: оно произошло в 1495 г.
Измлада святый отрок начал подражать богоугодной жизни своих родителей. С юных лет предавался постническим трудам, был кроток и милостив. Если кто-нибудь звал его с собою в храм, то он с величайшей радостью стремился туда; всегда старался он придти в храм Божий первым и здесь благоговейно внимал Божественному пению. Семя слова Божия упало на добрую почву. Однажды отрока сильно поразили слова: «Пустынным живот блажен есть, божественным рачением возкриляющимся» (2 тропарь, 1 антифон 5 гласа).
С этого самого часа Митрофан твердо решился удалиться в пустыню".
Второй русский святой, особо чтимый на Мурмане - Государь Николай Второй. Кроткий и милосердный правитель, покровитель Православия, отец пятерых детей, Государь Николай Второй вместе с женой, детьми и слугами был расстрелян бандитами- коммунистами во главе с Янкелем Юровским 17 июля 1918 года на Урале в Екатеринбурге. Именно этот последний русский Император повелел построить железную дорогу к незамерзающему порту и своим указом основал в Семеновской бухте новый город, которому дал имя в честь 300- летия Дома Романовых - Романов-на-Мурмане. Молебен на основание города и закладку первого православного храма в честь святителя Николая состоялся 4 октября 1916 года. Из-за революции храм на этом месте так и не был построен, его место занял в советское время Дворец культуры имени Кирова. Долгое время храмов в Мурманске вообще не было. Первый деревянный храм был построен на основе барака в 1947 году молодым священником Владимиром Жоховым (участником Великой Отечественной войны). В 1987-88 годах протоиереем Георгием Козаком и прихожанами был построен небольшой каменный собор (Никольский и Трифоновской храмы). И до середины 1990- х этот собор был единственным храмом Мурманска. Так что вопрос о создании православных храмов и тогда, и теперь стоит в Мурманске очень остро. В церковном отношении область подчинялась Архангельской епархии. Иногда приезжали и совершали службы в храме архиереи из Архангельска. Слава Богу, была образована новая епархия - Мурманская и Мончегорская.
Первый архиерей Мурманской и Мончегорской епархии
Первым правящим архиереем стал епископ Симон (Гетя), в прошлом епископ Тихвинский.
Сейчас митрополит Мурманский и Мончегорский Симон на покое (на пенсии). В условиях разрухи, вызванной в 20 веке гонениями советского периода, этот архиерей сделал очень много. Кратко расскажу о нем. Владыка Симон родился 14 ноября 1949 года в селе Крюково Полтавской обл. Украины в семье военнослужащего. В 1967 окончил среднюю школу, работал на Полтавском комбинате строительных материалов, в 1968-1970 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1971 поступил в Полтавский медицинский стоматологический институт, затем перешел в Куйбышевский медицинский институт, который окончил в 1977. В 1977-1979 работал военным врачом воинской части города Черняховска Калининградской области, в 1979 уволился в запас, работал врачом-терапевтом в поликлинике Куйбышева. В 1980 поступил в Московскую духовную семинарию, в 1983 г. — в Московскую духовную академию. 2 декабря 1983 года пострижен в монашество, 8 января 1984 года рукоположен во иеродиакона, 15 февраля — во иеромонаха. В 1987 окончил МДА со степенью кандидата богословия и в том же году назначен настоятелем Петропавловского храма в Самаре.
В 1988 возведен в сан игумена. В 1990 назначен благочинным 2-го округа Куйбышевской епархии, возведен в сан архимандрита. С августа 1990 — секретарь митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычёва). С 1991 преподавал практическое руководство для пастырей в СПбДС, с 1994 — каноническое право в СПбДА.
3 октября 1993 в Богоявленском соборе Москвы хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Санкт-Петербургской епархии. 27 декабря 1995 назначен на новообразованную Мурманскую и Мончегорскую кафедру. 29 февраля 2004 года возведен в сан архиепископа.
Решением Священного Синода от 2 октября 2013 года (журнал № 111) назначен главой новообразованной Мурманской митрополии.
8 октября 2013 года, за Божественной литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры возведен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан митрополита. Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 года (журнал № 10) назначен Преосвященным Орловским и Болховским, главой Орловской митрополии, с освобождением от управления Мурманской епархией.
Решением Священного Синода от 4 апреля 2019 года (журнал № 23) почислен на покой. Местом пребывания определен г. Мурманск. Имеет награды: орден преподобного Серафима Саровского II степени.; орден и медаль преподобного Сергия Радонежского II степени.; орден святого князя Даниила Московского II степени, государственный орден «Знак почета»(http://www.patriarchia.ru/db/text/31736.html).
Именно во время управления епархией Владыкой Симоном при его участии были созданы многие храмы. Когда он приехал на Кольский Север, в областном центре было всего два храма - каменный Никольский собор на улице Зеленой на отшибе возле сопок и небольшая деревянная церковь святого Пантелеимона. После приезда Владыки были построены каменный храм Спас на Водах в центре Мурманска, каменный Владимирский храм на севере города, каменный храм Всех Святых к северу от центра, деревянные храмы подворья Трифонов Печенгского монастыря в южной части города, деревянный Введенский храм в районе Южного Нагорного. Последними были построены в 2006- 2008 годах деревянные храмы подворья монастыря и Введенская церковь. За несколько лет образования епархии были построены каменный Никольский собор и деревянный храм святого Пантелеимона. То есть теперь Мурманске четыре небольших каменных храма и три деревянных. К сожалению, с 2008 по 2020 год в Мурманске никакие православные храмы не строятся.
Возрождение Трифонов Печенгского монастыря
Преподобный Трифон Печенгский напоминает подвигом своей жизни апостолов и равноапостольных святых. Сын священника из Торжка, с детства и юности проводивший время в церковной молитве и подвижничестве, Митрофан (так звали Трифона в миру) во время молитвы в лесной пустыне был чудесным образом призван к проповеди на Кольском Севере. Он пришёл на Мурман, завязывал общение с лопарями под видом торговли и рассказывал им о Христе. Молодой проповедник обратил к вере целый народ - язычников-лопарей. Подвижник, взяв в Новгороде благословение святителя Макария, сам построил небольшую деревянную церковь Святой Троицы на Печенге. Иеромонах Илия из Колы освятил храм, состоялось Крещение лопарей в водах реки Печенги, а самого проповедника отец Илия постриг в монашество с именем Трифон это произошло на Сретение Господе 14-15 февраля 1533 года. Святого Трифона на Мурмане почитают также, как в Воронежской митрополии - святителя Митрофана Воронежского.
Владыка Симон хорошо осознавал важность почитания и молитв к святому Трифону Печенгскому. Епископ уже в 1997 году издал небольшую книгу с кратким изложением церковного жития святого Трифона, его иконой и акафистом. Почитание Трифона не прерывалось и до образования Мурманской епархии. Священник Владимир Жохов, построив первый деревянный храм Мурманска во имя святителя Николая в 1947 году воздвиг рядом и совсем маленький храм во имя святого Трифона Печенгского, в котором в основном совершалось Таинство Крещения. В 1987-88 годах были построены каменный Никольский храм и рядом малый Трифоновской храм. Этот храмовый комплекс получил статус кафедрального собора. Он построен протоиереем Георгием Козаком (впоследствии этот священник переехал на Кубань), усердием старосты Марии Михайловны Великановой и прихожан, которые сами трудились на стройке. За Никольским собором в сопках есть Трифоновской источник.
Но особенно важно было возродить самую северную древнюю обитель на Печенге. Предстояло восстановить разрушенный почти полностью Трифонов Печенгский монастырь.
Историческая справка: Трифонов Печенгский монастырь был основан в 1533 году преподобным Трифоном Печенгским на праздник Сретения. Скоро к Преподобному собралось много людей, ищущих иноческий жизни. Основным занятиями (послушаниями) монахов были церковные и келейные молитвы, покаяние, а также рыбная ловля на море и в реках трески, палтуса, зубатки и другой рыбы.
Это то, что мы знаем из церковного жития святого Трифона. А что же было дальше? Об этом рассказывает дореволюционное издание "Трифонов Печенгский монастырь" Николая Федоровича Королькова, а также книга священника Сергия Поливцева "Трифонов Печенгский монастырь". В 18 веке в связи с секуляризацией монастырских земель Кольский Печенгский монастырь был упразднен. Однако и лопари, и русские очень почитали святого Трифона. На месте его погребения в Луостари еще в 17 веке построили деревянную Сретенскую церковь, на день памяти Трифона 28 декабря и на праздник Сретения лопари и русские поморы паломничали в храм и к могиле преподобного, получая исцеления и помощь. Трифон был прославлен как общероссийский святой. В 1883 году в связи с 300- летием кончины Трифона было принято решение о возобновлении монастыря на реке Печенга и в Луостари. Соловецкие иноки возродили монастырь, построили деревянные храмы Сретения и Рождества Христова.
Однако в советский период обитель пришла в запустение. Молитвами и трудами Владыки Симона, духовенства, иноков, трудников и благотворителей под руководством отца-строителя иеромонаха Геронтия Чудневича был построен заново Сретенский храм, трапезная и другие здания в Луостари в 2007- 2012 годах. В настоящее время там идут службы, подвизаются иноки. Отец Геронтий также создал храмовый комплекс подворья Трифонов Печенгского монастыря, освященный в 2008 году. Затем это подворье передали под Архиерейское подворье, а теперь переименовали в монастырь во имя местночтимого святого, блаженного Феодорита Кольского. Теперь у Трифонов Печенгского монастыря подворья нет.
Строительство соборов и храмов на Мурмане
Когда епископ Симон прибыл в Мурманск, то, по его словам, был поражен, что в центре русского города отсутствует православный собор ( ни собора, ни даже маленького храма). В то время в Мурманске, областном центре с населением около полумиллиона человек, было всего только два храма - каменный Никольский собор в районе сопок, на отшибе, и небольшой деревянный храм святого Пантелеимона в северной части города. Затем произошло настоящее чудо Божие - возрождение Православия на Кольском Севере, строительство нескольких храмов. Все это происходило на моих глазах, потому скажу несколько слов о себе. Мои родители родились и выросли в Мурманске, я с младенчества тут живу. Наши предки - ссыльные раскулаченные крестьяне. Крещение я приняла в 19 лет в 1991 году в Никольском соборе Мурманска. Работала преподавателем русского языка в техническом лицее, корреспондентом в районной газете. По благословению епископа Симона трудилась в епархиальной газете, затем в паломнических центре "Под сенью Трифона" экскурсоводом. Два года слушала лекции на отделении православной теологии МГТУ.
Город Мурманск был основан Государем Николаем Вторым в 1916 году и по Высочайшему повелению, назван Романов- на - Мурмане в честь 300- летия Дома Романовых. Император Николай Александрович уже в 1915 году в условиях Первой Мировой войны повелел проложить на Мурмане железную дорогу, так как России был нужен здесь незамерзающий порт, а здесь действительно вода не замерзает по причине теплого течения "Гольфстрим". В 1916- 1917 годах была организована Ледовая Флотилия, русские военные корабли довольно успешно участвовали в военных действиях. 4 октября 1916 года архиепископом Архангельским Нафанаилом был совершен молебен на закладку города Романова- на-Мурмане и возведение Никольского храма. Однако из- за революции этот храм так и не был построен. Созданный недалеко от этого места временный деревянный храм был закрыт в 1924 году и передан под общежитие грузчиков. С 1924 по 1947 год Мурманск оставался без храмов.
Все свои силы первый архипастырь Мурмана, Владыка Симон, приложил в двух направлениях - возведение в центре Мурманска каменного православного храма и возрождение древнего Трифонов Печенгского монастыря на реке Печенга в посёлке Печенга. Прежде всего, необходим был храм. Хотели построить не просто храм, а кафедральный собор. Была создана община Преображенского кафедрального собора, настоятелем стал священник Андрей Амелин, в прошлом - офицер Северного Флота. Мы собирались в приходской школе при Никольском соборе, ездили в паломничество на реку Тулома в часовню святой Ксении Петербургской, там священники и миряне проводили молебен с акафистом, просили о помощи в постройке собора. Владыка Симон служил несколько раз литургии прямо на сопке под открытым небом. Был установлен огромный деревянный крест на месте будущего храма. После бесед с архиереем принял Святое Крещение градоначальник Олег Петрович Найденов, которому было уже за 50. Олег Петрович начал активно помогать в постройке храма. В 2002 году небольшой каменный храм Спас на Водах в Мурманске был освящен. Событием огромной важности для города стало создание каменного православного храма в центре города. С самого начала речь шла о постройке кафедрального Преображенского собора. Но в конце концов смогли договориться только о создании небольшого храма Спас на Водах, который должен стать со временем частью Преображенского собора.
В 1999 году была создана "Православная газета". В разные годы её редактировали священник Василий Вольский, литератор Надежда Большакова, диакон Сергий Гейзатуллин. Отец Василий Вольский в епархиальной газете помещал в основном статьи о Таинствах Церкви, основах вероучения, строительстве храмов, возрождении Печенгского монастыря, о репрессированных в советский период священнослужителям и мирянах. После выхода на пенсию митрополита Симона в 2019 году издание газеты было по непонятным причинам прекращено.
Примерно в 1998 году начались богослужение в маленьком деревянном храме на Печенге, восстановленном из полуразрушенного здания Печенгского монастыря. В здании бывшего магазина на улице Траловой в центре Мурманска открылось подворье монастыря. Затем подворье Трифонов Печенгского монастыря было построено на улице Кооперативной. Храм на улице Траловой был освящен во имя преподобного Трифона, там при храме открылся паломнический центр. В 2005 году священник Сергий Поливцев (капитан второго ранга Северного Флота в отставке) организовал курсы по подготовке православных экскурсоводов при Трифоновском храме. Когда мы прошли подготовку на курсах, то получили благословение проводить паломничества на Печенгу в обитель и по другим маршрутам.
Подвижники Мурмана
Хотелось был кратко рассказать о подвижниках Кольского Севера. Есть надежда, что со временем к лику святых будут причислены расстрелянный в 1937 году в Левашово протоиерей Константин Мелетиев, настоятель древнего Благовещенского храма города Кола, а также последний настоятель Трифонов Печенгского монастыря иеромонах Паисий Рябов. Он был казнен также в Левашово в день памяти преподобного Трифона Печенгского 28 декабря 1940 года. В 1947 году деревянный храм святителя Николая на улице Зелёной возвел 28 -летний священник Владимир Жохов. Он воевал, священный сан принял после войны. Советские чиновники притесняли священника Владимира Жохова, он был вынужден перейти на новое место служения в Кочпон в республике Коми.
Самый большой в области храм - Вознесенский собор Мончегорска, освященный в 1997 году. Над его созданием трудились протоиерей Георгий Данилец и Василий Михайлович Худяков, директор комбината "Североникель", также архитекторы и строители Мурманской области. Отец Георгий очень почитал святого Трифона и молился ему. Первый храм Мончегорска был совсем небольшой деревянный как раз в честь преподобного Трифона Печенгского. Ему и молились о постройке большого собора. Несколько лет отец Георгий был духовником всей Мурманской и Мончегорской епархии. Прихожане стремились попасть к нему на Исповедь. Это был батюшка благодушный, доброжелательный, у него было трое детей. К сожалению,ещё в Мончегорске отец Георгий попал в аварию. Это подорвало его здоровье. Он скончался в возрасте 43 лет, когда был в отпуске у себя на родине на Украине.
Долгие годы в Мурманске был только деревянный храм. Однако трудами и молитвами протоиерея Георгия Козака и по инициативе церковной старосты Марии Михайловны Великановой в 1985 - 1988 годах был построен на месте прежнего деревянного храма каменный Никольский собор. Строила бригада приглашенных рабочих из Карпат и сами прихожанам, которые активно работали на стройке. Одна из них - Ираида впоследствие приняла монашеский постриг с именем Анастасии. До самой глубокой старости она трудилась на церковных послушаниях в Никольском соборе.
Несколько слов о тех, кто жив и сейчас. Мурмаечане с благодарностью вспоминают священника Сергия Поливцева, служившего с 2008 по 2017 годы настоятелем Введенского и Трифоновского храмов Мурманска, ныне клирика города Севастополя Отец Сергий создал Паломническую службу, паломничества совершались на Печенгу, в Иерусалим, на Афон, в Грецию, на Соловки, Валаам, в Оптину. Он издал книгу о Трифонов Печенгской обители с церковным традиционным житием святого Трифона.
...В настоящее время проблемой Мурманска и Мурманской епархии является отсутствие во многих частях города православных храмов, этим пользуются иностранные западные конфессии и строят свои церкви, большие, каменные. Необходимо построить православный храм в районе Северное Нагорное города Мурманска: здесь, как и везде в Мурманской области, живут православные, но на деньги Ватикана в 2008 году был построен католический костел на 1000 мест, а местные жители вынуждены ездить на службу в православный храм соседнего города Кола. Надо построить православные храмы на месте основания Романова-на-Мурмане в самом центре города, а также в районе Семеновского озёра, там, где Патриарх Кирилл служил 19 августа 2016 года молебен на закладку Преображенского собора. Есть проблемы и в сфере просвещения. В храмах, библиотеках, учебных заведениях нужны православные издания Библии и православные толкования Ветхого и Нового Завета. Лет пять назад в Мурманске продавались при храмах книги святителя Филарета (Дроздова) "Толкование на книгу Бытия ", "Катехизис" и труды других православных авторов, в том числе святых отцов. Но теперь все церковные лавки и сайты заполнены книгой современного автора издательства петербургского "Ладан", пропагандирующей апокрифическую, то есть ложную книгу Еноха - "До и после. Апология книги Еноха". Святой праотец Енох так называемую "книгу Еноха" не писал, она подложная. Книга Еноха особенно почитается у секты мормонов и у современных иудеев. Ни одна из Восточных Православных Церквей, в том числе и Московский Патриархат не принимают книгу Еноха, считая её ложной, эта книга не входит в Библейский канон. Непонятно, зачем ее навязывают православным в Мурманске. Нужны и церковные традиционные книги с житием преподобного Трифона, небесного покровителя Мурманской области.
Необходимо вернуть Мурманску дореволюционное название - "Романов- на - Мурмане", установить памятную доску Императору Николаю Александровичу как основателю города, а также вернуть исторические название улиц, такие, какие были первоначально запланированы до мятежа коммунистов.
Галина Сиротинская, Мурманск
Русская Стратегия
|