Ещё в процесс работы над очерком «Памяти зарубежных российских кадет посвящается» в 2017 г. у меня возникло желание вновь посетить подмосковную усадьбу Осташово (встречаются варианты написания Осташёво и Осташево), которую я в нём упомянул. Ведь с тех пор, как я её посетил первый раз, как говорится, очень много воды утекло. (1) Время шло, и вот, в июле 2020 г. такая возможность появилась.
Путешествие началось с автовокзала города Волоколамска. Рейсовым автобусом я доехал до Осташово примерно за 40 минут. Сойдя на остановке, на небольшой площади, которая, скорее всего, является главной площадью нужного мне населённого пункта, я почти сразу заметил колонну - обелиск, которых когда-то было две. От них начиналась дорога, обсаженная с двух сторон деревьями, ведущая к самой усадьбе. Шагая по ней, я вспоминал, что мне доводилось читать и слышать об усадьбе Осташово и её последних владельцах.
Согласно путеводителю, усадьба Осташово сменила многих хозяев. Основные постройки относятся к рубежу XVIII - XIX вв., когда имением владел князь А.В. Урусов. Главный дом не сохранился. Остались флигели, контора и дом управляющего.(2) В начале ХХ столетия, а если быть точнее, с 1903 г. усадьбой Осташово владела семья Великого князя Константина Константиновича Романова (1858 - 1915). Главная резиденция князя находилась в Петербурге, где он владел Мраморным дворцом на набережной Невы. Была в окрестностях столицы и загородная резиденция в Стрельне, известная как Константиновский дворец в Стрельне.
Благодаря перестройке, на рубеже 1980-х - 1990-х гг. к русским и россиянам стало возвращаться имя Великого князя Константина Константиновича Романова и членов его семьи. В то время в США проживала последняя из его детей княжна императорской крови Вера Константиновна Романова (1906 - 2001). Вполне вероятно, что до неё доходили вести из бывшей российской столицы о том, что бывшее семейное гнездо её семьи сменило свой статус. Дело в том, что до начала 1990-х в Мраморном дворце на набережной Невы, который принадлежал её отцу, размещался филиал музея Ленина. Времена изменились, и эту лавочку, как говорится, закрыли. Мраморный дворец был передан в качестве филиала Русскому музею. По крайней мере, в середине 1990-х гг. в нём была развёрнута экспозиция «Русский парадный портрет». Мне довелось году в 97-м побывать в Мраморном дворце и осмотреть её.
Своим фотоаппаратом Кодак я запечатлел установленную на постаменте перед дворцом монументальную конную скульптуру Царя - Миротворца Александра III. Некогда она украшала Знаменскую площадь перед Николаевским, ныне Московским вокзалом Петербурга. Когда в 1920-х гг. советские власти её демонтировали, то каким-то чудом она избежала уничтожения и была перемещена на задворки Русского музей. Помнится, в 1980-х, иногда, когда в зале не было смотрительницы, кое-кто из посетителей Русского музея отодвигал штору, что бы из окна, мельком, можно сказать украдкой, взглянуть на статую Царя - Миротворца.
Сразу скажу, что в Мраморном дворец во времена СССР я не бывал. Но, неоднократно, проходя мимо, видел броневик на постаменте. Он был похож на тот, с которого будущий вождь мирового пролетариата выступал на Финляндском вокзале в апреле 1917 г. К тому времени, когда я решил посетить в первый раз Мраморный дворец, присно памятный бронеавтомобиль был демонтирован и куда-то увезен. Причём, как говорили злые языки, бронеавтомобиль был не настоящий. Это был муляж из фанеры и картона.
В самом начале 2000-х, когда я в очередной раз гостил у моих родственников - петербуржцев, мы с ними по ходу автомобильной экскурсии, по окрестностям Петербурга следуя вдоль побережья Финского залива, кажется, в сторону Петергофа, проезжали мимо дворца Великого князя Константина Константиновича в Стрельне. Я видел его издалека. Вид у него был заброшенный. Фасад зиял пустыми глазницами окон. Примерно тогда же в СМИ РФ промелькнуло сообщение о том, что в скором времени в великокняжеском дворце в Стрельне начнутся реставрационные работы. Займется ими Управление делами президента РФ. И действительно, спустя некоторое время дворец в Стрельне был открыт. Но не как музей памяти Великого князя и его сыновей, убитых чекистами и прославленных в лике Новомученников Русской Православной Церковью За Границей - РПЦЗ в 1981 г., а как Дворец конгрессов - действующая резиденция, в которой проводятся различные мероприятия, включая встречи на высшем уровне первых лиц РФ с их иностранными коллегами.
Может и к лучшему, что княжна императорской крови Вера Константиновна Романова до этого не дожила. Ведь в отличие от большинства стран Восточной Европы и бывших республик советской Прибалтики, в РФ так и не был принят закон о реституции. Впрочем, потомки родственников Николая II проживающие за границей, проявив врожденное чувство скромности и такта, присущие европейской аристократии, в отличие от наследников советской партхозноменклатуры, не стали предъявлять права на собственность своих предков, захваченную большевиками. Тем более, что в начале 1990-х экономическое положение в РФ было весьма тяжелым и многим русским и россиянам приходилось сводить концы с концами и выживать в прямом смысле этого слова. На таком социально - экономическом фоне требования о реституции выглядели бы с их стороны, по меньшей мере, бестактно. Утешением может служить то, что в Мраморный дворец, хотя бы на портретах вернулись законные хозяева. Чего про дворец в Стрельне нельзя сказать.
Обо всём это мне думалось, когда я шёл по дороге - аллее. Так я дошёл до Конного двора, построенного в середине XIX в. в псеводоготическом стиле. Я сразу обратил внимание на высокую башню с часами, о которой прочитал в путеводителе. Сфотографировав фасад, я обошёл само здание и выяснил, что в стенах великокняжеской конюшни ныне располагаются отделение Сбербанка, библиотека, пожарное депо и ещё какое-то учреждение. Напротив башни с часами разбит мемориал на братской могиле бойцов и командиров РККА, погибших здесь в декабре 1941 г. Он соседствует с двумя декоративными башнями, опять же в псевдоготическом стиле. Высотой в несколько метров. Подойдя к ним можно увидеть не так уже далеко, не очень большое двухэтажное здание, которое я принял за барский дом. На самом деле, как следует из материалов в Интернете, это был советский новострой. В нём когда-то размещался Дом детского творчества.
На площадке перед бывшим Домом детского творчества стоял припаркованный легковой автомобиль. Кажется, с московскими номерами. Семья путешественников, приехавшая сюда на нём, переговариваясь между собой, фотографировала фасад с разных сторон. Закончив первую часть фотосессии, они вошли в вестибюль. Я с фотоаппаратом в руках, последовал за ними. Поскольку в здании напрочь отсутствовали двери и окна, то комнаты были буквально залиты солнечным светом. Из вестибюля можно было по лестнице подняться на второй этаж. Правда перил не было, но, лестница была довольно широкая. И на первом и на втором этажах картина предстала весьма неприглядная. Едва ли не на каждом шагу под ногами похрустывали мелкие осколки битого стекла. Скорее всего, бутылочного. Всюду валялись обрывки пакетов и обертки от всяческой снеди. Тут же пустые пластиковые бутылки и бутыли, главным образом из-под пива. Само собой этот исторический памятник используется всеми кому не лень в качестве отхожего места. Пока ещё целы, но кое-где уже разрушаются межэтажные перекрытия. Всю эту итак неприглядную картину дополняют т.н. граффити на стенах. По большей части они расписаны и разрисованы довольно примитивной и однообразной похабщиной.
Полюбовавшись видом на водохранилище из окна второго этажа, точнее, не окна, а оконного проёма, я отправился осматривать храм во имя князей Олега Брянского, Игоря Черниговского и Св. Серафима Саровского, построенного в 1915 г. над могилой князя императорской крови Олега Константиновича Романова, погибшего на фронте в 1914 г. Одной из первых публикаций посвященных погибшему князю, в постсоветской России, по крайней мере для меня, стала та, что опубликовал на страницах возрожденной «Военной были» в 1993 г. её главный редактор А.С. Кручинин - «Памяти князя Олега Константиновича».(3)
Вспоминая ту давнишнюю публикацию, я дошёл до церкви. Уже издалека я обратил внимание на белизну её стен. К зданию церкви была изначально пристроена звонница, как мне показалось, в псковско - новгородском стиле. На ней висели колокола. Прочная дверь, оббитая железом, была закрыта, но на ней было вывешено расписание служб. Согласно расписанию, предыдущая служба была 5 июля, а следующая служба должна была состояться 18 июля. В такой день служба в этой церкви не могла не состояться. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге в доме инженера Ипатьева большевиками была убита Царская Семья. 18 июля 1918 г. в Алапаевске старшие братья погибшего на войне князя Олега, князья Гавриил, Иоанн, Константин были живыми сброшены в шахту большевиками. Шахту забросали ручными гранатами.
Вместе с ними умертвили Великую княгиню Елисавету Фёдоровну - сестру Царицы Александры Фёдоровны. В 1981 г. Русская Православная Церковь За Границей - РПЦЗ прославила их в сонме Алапаевских Новомученников.
Всезнающий Интернет сообщает, что двухэтажный дом, который я принял не то за барский дом, не то за дом управляющего имением Великого князя, на самом деле не является ни тем, ни другим. Здание усадьбы было давным - давно разрушено. И уже на его фундаменте было построено новое здание, в котором размещались дом детского творчества, библиотека и музей. Очень жаль, что местные власти его бросили как балласт. Тем более с ним так резко контрастирует восстановленная церковь. Правда, как я случайно выяснил, это заслуга не местных светских властей и не церковного священноначалия Московской Патриархии, а местного священника и Объединения кадет зарубежных российских кадетских корпусов.
Инициатором благого дела стал инженер С.Н. Забелин (1923 - 2009), сын белого офицера, родившийся в Королевстве Югославия. В конце Второй мировой войны, его семья, подобно многим семьям русских белых эмигрантов, была вынуждена покинуть, некогда приютившую их братскую славянскую страну, в связи с приближением Красной армии. А спустя несколько лет, они эмигрировали из Западной Германии в США. Подробнее с его судьбой можно познакомится в справочном издании «Чины Русского Корпуса. Биографический справочник в фотографиях», составленном известным московским историком С.В. Волковым и его соавтором П.Н. Стреляновым (Калабуховым).
В начале 1990-е гг. возглавивший Общество русских военных ветеранов в Сан - Франциско и одновременно ставший куратором музея этого Общества, Святослав Николаевич неоднократно приезжал в Россию. Посещал разные города. Во многом это было связано с попытками отдельных энтузиастов в России при участии зарубежных русских кадет возродить кадетские корпуса в постсоветской России на их исторической основе, так как это было в дореволюционной России и в Русском Зарубежье.
Дважды со своей супругой, будучи в Москве, Святослав Николаевич приезжал в Осташово. Здесь надо напомнить, что вплоть до самой своей кончины, последовавшей в 1915 г., Великий князь Константин Константинович, будучи в генеральском чине возглавлял Главное управление военно - учебных заведений Российской империи. Он часто посещал военно - учебные заведения, в первую очередь, кадетские корпуса. По многочисленным свидетельствам, кадеты боготворили князя.
Захватив власть, большевики упразднили кадетские корпуса. Но в годы Гражданской войны, в тех городах, где до установления советской власти существовали кадетские корпуса, после изгнания большевиков, они были восстановлены. После окончания Гражданской войны на территории России, кадеты и их преподаватели были сосредоточены в Королевстве Югославия. Там они были сведены в Первый русский кадетский, Великого князя Константина Константиновича корпус, который просуществовал до 1944 г. Уже после окончания второй мировой войны воспитанники зарубежных российских кадетских корпусов создали своё объединение, которое просуществовало до начала XXI в. Регулярно кадеты проводили свои съезды. Желанным гостем на них была княжна Вера Константиновна.
Вот что мне написала Ксения Ивановна Забелина - вдова Святослава Николаевича.
«Мы с мужем были в Осташово в 2004 г. Это было во второй раз. Как и в первый раз мы передали деньги на восстановление часовни. Святослав Николаевич фотографировал часовню и в первый раз и во второй. Прогресс был значительный. Там ведь в советское время была маслобойня. Ремонт требовался огромный. По усадьбе нас сопровождал священник, который служил в церкви, в городке близ этой усадьбы. Этот священник произвёл сильное впечатление на Святослава Николаевича своими познаниями и тем, что, будучи инженером, работавшим по специальности, окончил семинарию и стал священником. Он с большим вниманием отнёсся к восстановлению часовни.
После 2004 г. кадетское объединение в Сан - Франциско стало глохнуть и о передачи денег не было разговора. На территории усадьбы был похоронен сын Великого князя Константина Константиновича, который погиб в бою в первый год Первой мировой войны. Но его могила была в дали от часовни, и она была затоплена образовавшимся озером, когда построили плотину. Могилу как-то хотели восстановить, но как, я уже не помню».
Вдова Святослава Николаевича в другом письме уточнила немаловажное обстоятельство. Инициатива восстановления храма исходила от местного священника. Как это обычно бывает, восстановление храма требовало денег. Деньги собрали зарубежные русские кадеты. И, как говорил бывший советский лидер М.С. Горбачёв, «процесс пошёл».
В общем, у меня, поездка в Осташово оставила двоякое, мягко говоря, впечатление. С одной стороны, восстановленная церковь не может не порадовать душу. Но, с другой стороны, соседствующее с ней разрушающееся здание наводит на грустные мысли. Неужели ему нельзя найти применения? Ведь осматривая бывшую усадьбу Осташово, невольно задаешься вопросом: а как в современной России увековечена память самого Великого князя Константина Константиновича и членов его семьи? В 2001 г. Московская Патриархия сделал то, что РПЦЗ сделала ещё в 1981 г. - прославила сыновей Великого князя - князей императорской крови Гавриила. Иоанна, Константина в лике Новомученников. Вместе с их родственниками, которых чекисты умертвили в Алапаевске, они называются «Сонмом Алапаевских Мученников». Их образы можно увидеть на иконах в российских храмах. Но, согласитесь, этого мало. Чем плоха идея, создать музей, посвященный их памяти? Поскольку Мраморный дворец является филиалом Русского музея, а Константиновский дворец в Стрельне числится в ведения Управления делами администрации президента РФ, то логичнее всего было бы их память увековечить в Осташово. Властям данного населённого пункта привести здание в приличный вид, содержать его, да ещё те учреждения культуры, что в нём раньше размещались, видимо не по силам. Нет таких финансовых возможностей. В таком случае, почему бы к такому благому делу не подключить министерство обороны, министерство культуры и Московскую Патриархию? Пусть поищут меценатов.
Великий князь Константин Константинович скончался в 1915 г. будучи в генеральском чине и занимая должность начальника Главного управления военно - учебных заведений Российской империи. Т.е. он имел самое непосредственное участие к подготовке офицерского корпуса сражающей Русской армии. Четверо его сыновей стали в годы войны георгиевскими кавалерами. Т.е. были награждены или орденом Св. Георгия, или, Георгиевским оружием. Вот вам тема для раздела будущего музея - члены Дома Романовых - участники Второй Отечественной войны 1914 года.
Сам Великий князь Константин Константинович был известен как талантливый литератор, писавший под псевдонимом К.Р. Так что его наследие имеет прямое отношение к полю деятельности министерства культуры.
И, наконец, Московская Патриархия. Разве её пастыри и архипастырю, включая и Предстоятеля, не возносят молитвы за Новомученников Российских, включая сыновей Великого князя, принявших мученический венец от рук советских богоборцев в Алапаевске?
Что делать? Мне представляется, при наличии желания и воли, как говорится, с помощью Божией, здание привести в порядок. Разместить экспозицию, посвященную семье Великого князя Константина Константиновича Романова. А к храму, может, имеет смысл, возвести придел в честь Сонма Алапаевских Новомученников. И привозить в Осташово военнослужащих вооруженных сил РФ и кадет. Место, связанное с жизнью Новомученников, должно привлечь внимание и православных паломников. Кстати, подобный гипотетический проект, по логике вещей, должен будет заинтересовать Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России. Или здесь что-то не так?
Статья была готова, но, в последний момент жизнь внесла свою коррективу. Будучи проездом в подмосковной Коломне, при посещении Кремля мне в руки попала газета «Наше Подмосковье». Каково было мое удивление, причём удивление приятное, когда на второй странице в статье «Ильинское войдёт в «Императорский маршрут»» я увидел знакомое название. В статье речь шла о том, что в Подмосковье возрождаются места, связанные с династией Романовых. Музей этой тематики планируется создать и в бывшей великокняжеской усадьбе Осташово под Волоколамском.(4) Как говорится, Бог в помощь!
Примечания:
1. Чичерюкин - Мейнгардт В.Г. Памяти зарубежных российских кадет посвящается, Посев, № 10, 2017.
2. Колмовский А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Западное направление. Фотопутеводитель, М., 2003, с. 35.
3. Кручинин А. Памяти князя Олега Константиновича (15 ноября 1892 г. - 29 сентября 1914 г.), Военная быль, № 3 (132), июль - сентябрь 1993 г.
4. Ильинское войдёт в «Императорский маршрут», Наше Подмосковье, 5.09. 2020 № 32 (357).
В.Г. Чичерюкин - Мейнгардт,
к.и.н., доцент РГГУ.
Русская Стратегия
Изображения:
Осташово. Храм-памятник. Фото автора. Июль 2020 года.
Осташово. Конный двор. Фото автора. Июль 2020 года.
Осташово. Бывший дом детского творчества. Фото автора. Июль 2020 года.
|