Восемнадцатого января Правительство внесло в Думу законопроект №1078992-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения». В случае принятия этого законопроекта в таком виде чиновников будет гораздо сложнее привлечь за «несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей», например, пока не кончится объявленная ВОЗ пандемия COVID-19.
Согласно законопроекту, чиновник «освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей», установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции, «в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств».
Также законопроект определяет перечень обстоятельств «непреодолимой для коррупционной составляющей силы». Вот он: «стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления».
Законопроект предлагает, что «независящими от (чиновника) обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от (его) воли или действий».
Наконец, еще одна важная деталь законопроекта: признание обстоятельств непреодолимыми ложится на внутриведомственные органы, которые занимаются антикоррупционной деятельностью «не вынося сор из избы».
Так замыкается круг, прямо в стиле голливудских сценариев.
Особый интерес представляет перечень видов чиновников:
• Судьи (статья 1 законопроекта).
• Депутаты Госдумы (статья 2).
• Генеральный прокурор и прокурорские работники (статья 3).
• Сотрудники таможенных органов (статья 4).
• Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ (статья 5).
• Военнослужащие (статья 6).
• Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, депутаты местных законодательных органов (статья 7).
• Член избирательной комиссии с решающим голосом, работающий на постоянной основе (статья 8).
• Председатель ЦБ России и члены его совета директоров, а также просто служащие Банка России (статья 9).
• Главы местного самоуправления и местной администрации, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность (статья 10).
• Гражданский государственный служащий (статья 11).
• Муниципальных служащий (статья 12), а чего мелочится?
• Заместитель Председателя Совета Безопасности - это видимо лично для Дмитрия Медведева. Тут же и секретарь совбеза (статья 14).
• Председатель СКР и его сотрудники (статья 15).
• Сотрудники органов внутренних дел (статья 16).
• Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, аудитор Счетной палаты (статья 18).
• Уполномоченные по защите прав предпринимателей (статья 19).
• Сотрудник федеральной противопожарной службы (статья 21).
• Чрезвычайные и полномочные послы, представители РФ при международных организациях (статья 22).
• Уполномоченные по правам потребителей финансовых услуг и руководители службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного (статья 23).
• Сотрудники ФСИН как гражданские так и военные (статьи 24, 25).
Интересно, те, кто в Минюсте вместе с представителями Минтруда трудились над этим текстом - авторы чудесного “антикоррупционного” законопроекта - точно никого не забыли? Риторический вопрос. Просто в законопроект внесли всех, кто принимает любые решения, связанные с повседневной жизнью граждан РФ. И в случае принятия этого законопроекта в таком виде ни одного чиновника нельзя будет привлечь за те самые «несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей». Например, пока не кончится объявленная ВОЗ пандемия COVID-19. Правда, формально спасает то, что регулярные события уже не являются непредсказуемыми, но и тут поджидает засада в виде ведомственного органа, который решает так это или нет. Так что «вторая волна ковида» вряд ли добавит в схему “регулярности”.
Дмитрий Светин специально для РИА Катюша |