Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Январь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 61
Гостей: 61
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2021 » Январь » 28 » СЕРГЕЙ ЗАЙЦЕВ: СЕРДЦЕ ЗРИТЕЛЯ НЕ ОБМАНЕШЬ
    21:47
    СЕРГЕЙ ЗАЙЦЕВ: СЕРДЦЕ ЗРИТЕЛЯ НЕ ОБМАНЕШЬ

    (В 2020 году киностудии и киноклубу «Русский путь» исполнилось 15 лет)

    — 15 лет тому назад, в Доме русского зарубежья (в то время Библиотека-фонд «Русское зарубежье») родилась киностудия «Русский путь». Почему именно тебе предложили возглавить кино-направление в научном и культурном Центре, занимающемся историей русской эмиграции?

    — К тому времени я давно уже был увлечён историей Русского зарубежья, снял несколько фильмов на эту тему. Рос мой архив, связанный с соотечественниками за рубежом. О Доме русского зарубежья я не просто знал, но бывал там, показывал там кино. Отзывы о моём фильме «Погибли за Францию» написали Александр Исаевич Солженицын и Валентин Григорьевич Распутин. Всё это были предпосылки к тому, чтобы сначала, по приглашению историка Виктора Александровича Москвина, руководящего организацией и по сей день, я возглавил архив аудио-визуальных документов Библиотеки-фонда «Русское зарубежье», а затем создал с коллегами киностудию, название которой мы унаследовали от издательства, созданного Александром Солженицыным и Виктором Москвиным десятью годами ранее — «Русский путь».

    — За 15 лет киностудией создано более сорока картин… Какие из них тебе наиболее дороги?

    — Те, в которых осталась часть моего сердца. Впрочем, за редким исключением, это почти все наши картины. Прежде всего, и тут нет ничего удивительного, фильмы, сделанные мной, как режиссёром. Но если говорить не о них, то, пожалуй, работа Алексея Бурыкина о Михаиле Чехове «Фабрика звёзд Михаила Чехова» и фильмы Исрафила Сафарова «Не женское дело» — о женщинах-лётчицах Великой Отечественной войны и «Жизнь — подарок» — о детях блокадного Ленинграда, ставших в последствии Олимпийскими чемпионами. Два последних были созданы студией в содружестве с продюсером Александром Смолко, предложившим нам эти темы. Прекрасные, пронзительные ленты, которые заслуженно имеют призы.

    — Безусловно, одним из самых важных проектов киностудии в содружестве со Студией социального кино «Вифсаида» является Цикл «Русские в мировой культуре». Как пришла идея создания этого просветительского проекта, как выбираются темы и режиссёры?

    — Идея Цикла витала в воздухе. В воздухе, которым наполнены интерьеры нашего Дома русского зарубежья. Просто однажды мы с коллегами, посовещавшись, решили, что пора уже рассказывать не только о том, как обездоленные русские эмигранты с трудом пытались добыть кусок хлеба, плача о встрече с далёкой Родиной, но и том, что они создали на чужбине, ещё больше прославив своё Отечество. А создали они немало, при том, что и в поте лица добывали хлеб свой насущный, и очень надеялись однажды вернуться Россию. Увидеть родные края довелось немногим. Но наследие их действительно невероятно обогатило цивилизацию. А герои будущих фильмов нашего Цикла «стоят в очереди», если

    можно так выразиться. Ведь многие и многие соотечественники ярко проявили себя в мировой науке и искусстве. Без их вклада культура и научные достижения разных стран мира ничего или почти ничего не стоили бы. Что же касается режиссёров, могу честно сказать, что стараемся работать с теми, кто уже имеет опыт в неигровом кино, всё-таки мы отвечаем за качество перед телеканалом «Культура», который демонстрирует наш Цикл. Но иногда и рискуем, приглашаем режиссёра, с которым ещё не сотрудничали. Но дебютантов у нас не было. Быть может, это ещё впереди…

    — Как же, по-твоему, нужно искать дорогу в большое кино начинающему режиссёру?

    — Рецептов нет. В любом случае, молодой человек должен себя как-нибудь проявить. Прежде всего, во время учёбы. Ну, а потом ходить по студиям, предлагать свои услуги. Наверно, так… Но в развитии такого сценария профессиональной жизни очень важно не превратиться в человека, обслуживающего кинопроизводство, в вечного «помощника режиссёра», условно говоря. Ведь некоторые молодые люди и девушки, получившие специальность сценариста или режиссёра ничего не пишут и не снимают годами. Но при этом всегда где-то рядом с «большим кино», как ты говоришь. Обидно за них. Даже у нас на студии есть такой человек. И справедливости ради должен сказать, что я его всё время подталкиваю к тому, чтобы он занялся творчеством. Пока безуспешно. Но самое важное — не потерять нравственные ориентиры. Не браться за всё, что могут предложить. А предложить в наше лихое в культуре время могут что угодно… Ты сам творческий человек и видишь, что твориться подчас на экране, на сцене… Впору ставить ограничение по возрасту «25 +».

    — Ваш коллектив не просто занимаетесь производством кино, но и его прокатом у себя на площадке…

    — Ты имеешь ввиду наш киноклуб?

    — Конечно. Киноклуб «Русский путь».

    — Да, нашему киноклубу, как и студии, в 2020-м исполнилось 15 лет. Недавно мы разбирали архив и подсчитали, что за эти годы свои работы в киноклубе «Русский путь» показали 172 режиссёра! Многие не по одному разу. Это неплохой результат, мне кажется.

    — Поздравляю! Уверен, что количество желающих показать свои работы в киноклубе растёт. Как производится отбор тех, кто будет показан в новом сезоне? И кому никогда не получить такой возможности?

    — Ну, так бы я вопрос, наверно, не ставил… Никогда не говори «никогда». Мы демонстрируем работы разных режиссёров, с разными убеждениями, различными взглядами на профессию. Художник по прошествии какого-то времени может сделать такую картину, в которой будут опровергнуты его же собственные взгляды, которыми он делился со зрителем в ранней своей работе. Бывает такое.

    Впрочем, есть авторы, фамилии их я называть сейчас, конечно, не стану, коих прямо так и тянет в беспросветность, в житейское болото, как-будто в повседневности им этого не хватает. И так — фильм за фильмом — «подглядывание в замочную скважину». В чудесное перерождение таких авторов верится с трудом… Мы стараемся, чтоб на экран киноклуба не проскользнули фильмы, в которых обесценивается опыт наших предков, фильмы, не обременённые духовным содержанием. Такие время от времени нам тоже пытаются навязать.

    — Вот, ты говоришь, «чтоб не проскользнули»… А в каком случае это возможно? Ты же, наверно, сам отсматриваешь все картины для киноклуба?

    — Почти все. Многие работы я отбираю заранее, увидев их на кинофестивалях. Но я допускаю вероятность, что в клубе может быть показан фильм слабый или пустой. Прецеденты, к сожалению, были… Если работа приходит от неизвестных нам людей, если эти люди проявляют усердие и даже, я бы сказал, талант, но не в режиссуре, а в том, какими способами оказывают давление на нас… Это — жизнь! А ведь на российских фестивалях частенько даже награждают такие работы! Правда, у нас в киноклубе подобных награждений не было. Можно надавить на жюри, но зрителя не проведёшь.

    — Какие перспективы у киноклуба? Нет ли ощущения ненужности показов документального кино для молодого поколения и «бесполезности» для старшего?

    — Я утешаю себя тем, что если кино снимается, значит, это непременно кому-нибудь нужно. Конечно, я имею ввиду кино профессиональное, качественное. Вообще, надо сказать, что хорошее неигровое кино — образное, с изображением подобным живописному искусству, может смотреть, как правило, только подготовленный зритель, разносторонне образованный человек. Это как хорошая литература или музыка… Если вам в детстве не прививали вкус к академической музыке или поэзии серебряного века, разве вы сможете высидеть концерт в двух отделениях, состоящий из произведений Игоря Стравинского, или двухчасовой вечер стихов Иосифа Бродского? Вкус к неигровому кино необходимо прививать точно также, как и вкус ко всему сложному и неоднозначному в искусстве. И непременно я должен сделать здесь оговорку… Да не обидятся на меня коллеги с телевидения — репортаж, да и вообще вся тележурналистка тут ни при чём. Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что это тот продукт, который потребляют массы. Но не стоит сравнивать не сравниваемое и смешивать не смешиваемое. А мы почему-то всё подряд называем документальным кино! Вспомнился сейчас Высоцкий: «Нет, ребята, всё не так…»! Всё не так просто.

    — Уже на первом году работы клуба, ты и твои коллеги учредили приз зрительских симпатий «Бронзовая свеча» — «символ творческого горения художника», как вы называете награду. В первые годы работы киноклуба приз присуждался по результатам голосования зрителей, однако последние несколько лет, лауреата определяет Творческий совет киноклуба «Русский путь». Почему возникла необходимость сформировать совет? Всегда ли ты согласен с мнением его членов?

    — Надо сказать, что в совет в первую очередь входят наши зрители, ветераны киноклуба. Просто в какой-то момент я понял, что мнения одних только зрителей не достаточно, чтобы мы были максимально объективны. Кто-то из наших завсегдатаев, тем не менее, мог посмотреть не все фильмы, показанные в сезоне, но при этом яростно голосовать за понравившуюся ему картину. Тогда я решил, что победителя должен определять Творческий совет, в который войдут ещё и профессионалы. И все члены совета без исключения должны отсматривают абсолютно все картины, представленные в киноклубе в течение года. С окончательным решением совета я, как правило, согласен. А если и случается, что не совсем, я никак не лоббирую своего избранника. Я занимаюсь подсчётом голосов. (смеётся)

    — Безусловно, что ваша «Бронзовая свеча» уже становится желанным призом для кинодокументалистов. Награда вручается 15 лет подряд. Есть мнение, что она могла бы стать Национальной премией в области неигрового кино, которую присуждают зрители, поклонники документального киноискусства…

    — Я думаю, что наша «Свеча» и есть Национальная премия, вне зависимости от того, присуждён ей такой статус официально или нет. Она вручается не просто картинам, художественный и профессиональный уровень которых безусловно высок, но именно тем работам, которые пришлись по душе простому зрителю, без которого вся наша работа бессмысленна. А сердце зрителя не обманешь.

    — Уже несколько лет ты не выпускал фильмов, как режиссёр. Это связано с тем, что продюсерская и общественная деятельность отнимают много времени? Ведь каждый год ты проводишь ещё и Международный кинофестиваль «Русское зарубежье»?

    — О, да… Всё это забирает большое количество сил… А кроме того, я — перфекционист, и так и не сумел избавиться от этой черты своего характера, сколько мне не пытались и не пытаются до сих помочь в этом окружающие. Я стараюсь не выпускать на экран картину, если считаю, что она хоть в чём-то не удалась. Я сам себе главный цензор. И очень строгий. И я категорически не понимаю коллег, которые любую свою работу пытаются засунуть везде, где только можно, на все кинофестивали, во все киноклубы, пристроить на всевозможные телеканалы. И ещё очень обижаются, если их не берут! Как же они не понимают, что нам, их собратьям по цеху — режиссёрам неигрового кино — всё видно! Все монтажные ляпы, все драматургические прорехи, часто отсутствие формы у произведения, отсутствие стилистического решения. Я уж не говорю о поиске образа. Этим сегодня мало кто озадачивается…

    — Твои любимые режиссёры неигрового кино?

    — Любимые?.. На сегодняшний день — это игровик Михаил Ромм, Феликс Соболев, Борис Лизнёв, Андрей Осипов… Вероятно, я кого-то забыл… Алексей Федорченко, безусловно, выдающийся режиссёр нашего времени, как в игровом, так и в неигровом жанре. Хотя, я не всегда и не во всём с ним согласен. Но это не мешает мне признавать его безусловный талант. Вообще, мне очень жаль… Нет! Мне

    просто горько, что широкому кругу зрителей не знакомы эти имена. А ведь есть ещё Эйснер, Дебижев, Орехов, Гугуева… Ведь это лицо русской культуры!..

    — Что бы ты мог пожелать сам себе, как руководителю киностудии и киноклуба?

    — Твёрдости и смирения. Но в первую очередь, сегодня мне хочется сказать слова благодарности за поддержку моим коллегам, с которыми мы рука об руку идём по «русскому пути» уже много лет — продюсеру Филиппу Кудряшову, секретарю киноклуба Наталье Дмитриевой, координатору киностудии Марине Ореховой, видеоинженеру Владимиру Ожегину и, конечно же, нашим авторам и нашим зрителям!

    — Желаю дальнейших успехов!

    — Благодарю.

    Беседовал Виктор Леонидов, Москва

    Категория: - Разное | Просмотров: 1587 | Добавил: Elena17 | Теги: виктор леонидов, Сергей Зайцев, россия без большевизма
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru