Общество Александра Третьего призвало читателей своих ресурсов поделиться соображениями по поводу положения дел и перспективах развития нашего многострадального образования. Читатели, по моему наблюдению, комментировать ленятся. Очень традиционная ситуация. Одно дело выражать своё возмущение «бардаком» парой ругательств в соцсетях, а совсем другое изложить мысли худо-бедно развёрнуто и связно. Это уже сочинение на заданную тему. И писать таковые «влом» ещё со школьной скамьи, к тому же ведь… «и так всё понятно», «чего переливать из пустого…».
То, что понятно, оно, конечно, понятно. Бардак, «трэш», беспредел и просто… Ну, дальше каждый продолжит в меру собственной испорченности. Не вполне понятно другое. А что, собственно, делать? Мне, например, не хочется, чтобы школа в её современном положении делала из моего ребёнка полудебила. Есть, впрочем, способ этого избежать. Скажем, семейное обучение, которое практикуется у нас ещё с до-дистанционных пор. Для родителей, которые имеют довольно знаний и времени, чтобы заниматься со своими чадами за весь педагогический коллектив, это неплохой вариант. Но, признаем честно, далеко не все родители такой вариант «потянут». Родители, которые работают по 5 дней в неделю от звонка до звонка не потянут точно. Да и в плане знаний… Нет, начальные классы – пожалуй. 2*2 мы покамест все умножать умеем. Правда… с орфографией, например, уже всё сложно. Интернет окончательно изуродовал нашу и без того хромую на обе ноги грамотность. Но, повторю, начальные классы – не штука. А, вот, дальше? Я, допустим, ни бельмеса не смыслю в химии и, если бы даже захотел преподать её моему чаду, то на попытки «врубиться» в сей предмет у меня ушло бы не меньше времени, чем у него. А многих ли знаете вы родителей, которые порядочно знают историю?
Но, виноват, историю у нас порядочно и далеко не все педагоги знают. Это вообще беда. Многие учителя «знают» историю ровно в пределах своего, ещё советского, институтского курса. Дальше они не продвинулись. А при том, что люди как бы «образованные», как бы «педагоги» и т.д., то они и не считают, что нужно углублять свои знания, что они могут что-то не знать, ошибаться. Один преподаватель в разговоре со мной начал нападать на Солженицына. На мой вопрос, чем же не угодил Александр Исаевич почтенному учителю, выяснилось, что он его, собственно, толком не читал, но что-то такое «слышал», а потому имеет превратное «отношение». Спрашивается, что же и как же можно преподавать, если собственное мнение формируется не на знакомстве с предметом, а на вечном «одна баба на базаре сказала»? И всякое сомнение в собственной компетенции, знаниях вызывает обиду. Хуже всего, что значительная часть педагогов, в том числе молодых, относятся к своему делу, как к некой повинности, безвдохновенно. Отработали, дали план, отчёты заполнили – и шабаш!
Отчёт и план – бич всего у нас! Нашим учителям некогда позаниматься с учениками, неформально поговорить, разобрать какие-то вопросы. Они (как и врачи) должны составлять планы и отчёты. А для планов и отчётов совершенно неважно, каков реальный уровень подготовки учеников, важно, чтобы было «одипломлено» положенное число недорослей. Важно, чтобы была нарисована положенная цифра успеваемости. К чему это приводит? А к тому, что оценки ставят абы как. Сделал пять ошибок в плёвом сочинении? Ничего, пять баллов тебе! Нельзя же сорвать план! Нельзя же, чтобы у нас были второгодники, двоечники и просто выгнанные из школы! И, вот, рисуются оценки митрофанушкам, ни бельмеса не знающим. То же потом начинается в институтах, и мы получаем… «молодых специалистов». Учителей в том числе.
Между прочим, одна из кузниц педагогических кадров – МПГУ. И заправляют там такие деятели, как сумасшедший сталинист и ненавистник исторической России Спицын. Какие кадры, с чем в голове будут воспитаны в этих бесславных стенах? Очередное поколение «учителей» школы «академика» Покровского? Вот, уж где чистая катастрофа!
А что сказать об «детозащитничестве»? Учитель в нынешней школе, будь он сто раз хорош, не сможет нормально работать. Потому что если он не будет «давать план», а станет работать по-честному, то у него будут проблемы. Начиная с того, что привыкшие к вседозволенности и откровенно издевающиеся над учителями недоросли пожалуются на то, что педагог их утесняется, прессует и вообще унижает их человеческое достоинство. И сразу раздастся возмущённое «они же дети!» И педагогу «прилетит» по башке – как это дитятку посмел распечь за хамское поведение да ещё и неуд в дневник влепить! Взявшись защищать права детей, у нас начисто забыли о правах учителя. Учителя превратили в существо бесправно-бессловесное, над которым можно изгаляться почём зря. И подобное положение закономерно приводит к тому, что многие молодые кадры, лучшие кадры, имеющие и знания, и совесть, и желание действительно воспитывать юные души, а не ставить галочки в отчётах, оказываются вытолкнуты агрессивной средой из школьных стен, лишены возможности полноценно заниматься своим делом – по крайней мере, в государственных учреждениях.
Возвращаясь к теме семейного обучения, надо отметить и другой минус. Школа – это ведь не только образование, это социализация ребёнка. Постепенное вхождение во взрослую жизнь. «Домашним» детям потом очень трудно бываем попасть в «агрессивную среду», если они не приучены к ней с малолетства. Если не привыкли к коллективу, к общению с себе подобными. Само это общение уже может оказаться проблемой, которую придётся преодолевать. И небезболезненно.
Исходя из этого адекватной моделью образования в нынешних условиях может служить комбинированная система. Сочетание семейного обучения с, условно говоря, «сессиями», когда в течение какого-то времени дети смогут учиться, сдавать отчёты, общаться друг с другом и с педагогами в рамках специальных школ, а также различными кружками, летними лагерями и т.п. Организация такой системы имеет, помимо занятости и грамотности родителей, две сложности. Во-первых, дети всё равно должны быть прикреплены к государственным школам, школам, имеющим государственную лицензию, иначе возбудятся органы опеки, а вдобавок невозможно будет получить необходимые для дальнейшей легальной трудовой деятельности документы. Во-вторых, подобные специализированные школы могут существовать только за счёт спонсоров, либо самих родителей. А все мы понимаем, что большинство родителей в нашей стране только в представлении нашего президента-марсианина относятся к среднему классу, а по меркам всего мира – малообеспеченные.
Тем не менее, при соорганизации родительских групп и заинтересованных педагогов такая модель могла бы получить развитие. И, по крупному счёту, зависит это только от нас. От нашей способности к самоорганизации, к воспитанию вперед наших чад самих себя, к борьбе за головы и души наших детей. Готовы мы к такой борьбе? Готовы жертвовать удобствами, временем, силами? Или нам проще махнуть рукой – пускай ребёнок ничего не знает, главное, диплом у него будет, и, значит как-нибудь устроится? Повторюсь, судьба наших детей зависит в первую очередь не от путиных, грефов и иже с ними. Судьба наших детей зависит от нас. Наше будущее зависит от нас. Вот, если это сознание вытеснит из наших мозгов гнусное «от нас ничего не зависит», тогда всё у нас получится!
Максим Герасимов
Русская Стратегия |