Традиция в широком смысле представляет собой то, что нам передано, завещано от наших предшественников. В случае православного христианства - это Священное Предание, многообразно выраженное как в письменной форме: в виде Священного Писания, творений Отцов, постановлений Соборов; так и в устной - в виде проповеди, наставничества и советов; и в невербальной, наиболее глубокой - в виде Таинств и самой жизни в Духе, являемой всем. Мы не являемся изобретателями традиции. Она нас формирует, а не мы её. Глупо думать, что история началась с нас, и мы сами можем постичь истину без опоры на предшественников. Человек, причастный Священному Преданию, по мере погружения в него постигает истину более отчётливо. Сходное явление имеется и в других традиционных религиях, более или менее далёких от истины, но сохраняющих какую-то её часть.
Традиция предполагает наличие института её передачи. В христианстве - это Церковь. Институт традиции неизбежно иерархичен по причине разного её постижения. Конечно, на уровне каких-то частностей бывают сбои, не все достойны занимаемого места, но благодаря соборному характеру Церковь сохраняет истину неповрежденно, как и обещал Христос. Хранителями традиции являются не только епископы и священники, но и миряне, каждый на своём уровне. Каждая христианская семья призвана быть малой церковью во главе с её отцом. Патриархальный уклад жизни русского человека способствовал хранению традиции в течение веков.
Сейчас мы живем в постпатриархальное время. Ветер революции уничтожил старую Россию, нынешняя демократическая Россия тоже отнюдь не способствует возрождению патриархального уклада. Демократия предполагает равенство всех граждан, и это имеет следствие не только во внешней - политической и экономической, но и во внутренней - духовной жизни. В самом деле, жизнь человека едина, имея лишь разные аспекты своего проявления. В патриархальном обществе младшим его членам не предоставлялись равные права со старшими. Находясь во внешне стеснённых обстоятельствах, младшие волей-неволей исполняли заветы отцов. Нарушение свободы совести было оправдано разной степенью сознательности. В самом деле, лучше не предоставлять свободу греху, хотя это и выглядит насилием, но на деле способствует сохранению духовной свободы, что может быть осознано как благо не сразу, но по мере духовного роста. Сколько людей благодарны родителям за то, что они в своё время привили им любовь к труду, оградили от дурного влияния и так далее, несмотря на их непонимание! Не только малых детей нужно удерживать от глупых поступков, но и многих взрослых. Нынешний гражданский ценз совершеннолетия в 18 лет не может не вызывать улыбку у людей старшего поколения, понимающих всю колоссальную разницу жизненного опыта с такими совершеннолетними. Предоставление равных прав демократией предполагает, что все осознают истину в равной мере, что является любому погруженному в традицию человеку очевидной ложью.
Патриархальное общество гармонично существует при монархическом строе, при котором государство подобно семье. Государь, даже малолетний важен не сам по себе, но как продолжатель традиции своих отцов. Управление государством осуществляется не только монархом, но и всей сформированной им и его предшественниками системой, включая и местное самоуправление. А наличие единовластия способствует сплочённости этой системы, потому монархия является естественным защитником традиции. Не так дело обстоит в демократиях - выборный президент не может стать отцом нации, даже если и захочет. Ведь он всего лишь временный правитель, который должен следовать программе своих сторонников, быть им слугой, а не воспитывать их. Если же он превышает свои полномочия, то выступает как враг традиции, ибо сам показывает пример бунта. Законному монарху в отличие от демократического лидера или диктатора не требуется доказывать своё право на власть, он получает его не самовольно, но помимо своего произволения, как возложенное служение.
Поэтому, если мы желаем укорениться в Предании и воспитать в нём последующее поколение, то должны стремиться к преодолению демократических заблуждений. |