Святки - очень благоприятное время для развертывания долговременных инициатив. И подготовленный Обществом аналитический доклад - тому наглядное подтверждение. Полностью поддерживаю основные положения этого доклада. Отрадно, что его смысловая нагрузка возрастает от страницы к странице и заключительная часть звучит наиболее весомо. Приведу всего лишь две краткие выдержки.
Стр.9. "Образование зиждется на идеале и на стремлении к истине".
Стр. 10."В формировании мировоззрения ключевая роль принадлежит школе".
Попутно выскажу ряд соображений, которые возможно покажутся уместными.
Цель образования состоит в простых ответах на вопрос: в каком мире родился, растет и будет жить человек? Школьник живет в русском мире, у которого есть своя история, свои особенности и свойства. Этот мир является частью более крупного, самодостаточного греко-христианского мира, придерживающегося на протяжении многих тысячелетий определенного нравственного закона.
Следующий вопрос: как жить или как интегрироваться юному существу в этот мир? Для этого учащийся должен обладать определенным набором навыков и умений. Эти базовые навыки приобретаются благодаря подражанию. Т.е. взрослый человек (учитель, наставник, воспитатель) показывает и рассказывает, а школьники и студенты за ним повторяют, его копируют (ему подражают).
Следующий вопрос: в каком обществе будет предстоит жить юному человеку? - Это мещанское общество, в котором высок запрос на справедливость и на приверженность этическим ценностям и которое крайне несовершенно из-за отсутствия элиты и культа индивидуального мастерства. Перед подрастающим поколением открывается широкий простор для плодотворной деятельности, идущей на благо общества и подразумевающей личностный рост.
Окружающий мир динамично меняется, соответственно меняется и набор базовых навыков. К новым навыкам в частности относятся умение пользоваться интернетом, умение внятно излагать свою точку зрения в т.м. числе и в письменном виде, а также умение заполнить налоговую декларацию или составить баланс своих доходов и расходов за год.
В докладе справедливо отмечено возрастающее число альтернативных концепций и практических подходов к получению современного образования. Пожалуй, это наиболее верный путь к выработке приемлемой парадигмы образования.
Юрий Николаевич Покровский |