Комментарий к докладу РПО "России необходимо русское образование"
Статья прекрасная. На злобу дня там все указано верно: для начала нам бы восстановить, что утрачено недавно, что еще живо в еще живых поколениях. Но также там правильно указано, что именно против этого направлены все усилия нынешних безбожных властей, борющихся с русским миром, русским самосознанием, русским будущим. И как бы мы ни старались возмущаться этим, безбожники и русофобы в существующей системе отношений государство-народ все равно народ переупрямят и добьются своего - разрушат русский мир окончательно. Ведь за сто лет своего правления они очень много достигли и продолжают развивать свои "успехи". У них вся власть и мощь государства российского и все ресурсы кроме одного - народа. Народные массы огромны по сравнению с числом власть имущих на два порядка, т.е в сто раз и для противодействия действиям и ресурсам власти можно противопоставить лишь движение масс, возбуждаемое мыслью, идеей. Но людей, способных на это крайне мало, раз в сто, в тысячу меньше, чем работающих на разрушение. И тут возникает обратная пропорция, делающая невозможным влияние тех, кто понимает куда ведут общество. Но есть и хорошие новости. Люди, народные массы, видя окончательное разрушение основ жизни (экономики, школы, здравоохранения) начинают приходить в безпокойство и прислушиваться к здравым речам понимающих людей. Но происходит это медленно, неохотно пока ситуация не созрела. А пока она зреет возможных властителей дум попросту убирают из общественного поля. Тут в ход идут давление, уголовное преследование и "внезапные смерти". Единственный случай, когда это не срабатывает, если ситуация настолько остра, что идеи успевают овладеть массами и репрессии против отдельного властителя дум (или вождя) приведут к народному возмущению или к появлению множества новых вождей. Только в этом случае власть отступает и принимает то, что нужно народу. Так, например, случилось с ПАТРИОТИЗМОМ, когда власть имущие разрушители России были вынуждены вернуться к патриотической риторике, вернуть часть денег от продажи богатств в страну, укротить бандитский безпредел и репрессировать часть непонятливых олигархов.
Полезно в начале глубже описать и осознать политическое окружение в котором приходится существовать школе как системе общественного воспитания и образования. К тому же вопрос об общественной школе всегда ставили революционеры для слома существующих устоев общества. Это тоже нужно учитывать. Так действовал и Каменский, и Песталоци и Петр Первый. Т.е всегда нужно понимать: что школа строит, а что ломает, что изменяет. Неучет этого преобразовательного момента и непонимание того, что мы все же преобразуем резко снижает эффективность принимаемых мер.
Второй момент - не нужно верить врагам на слово. Если Греф сказал, что советская школа воспитывала "творцов", то это не обязательно должно быть правдой. Это ложь, которую нам пытались внушить коммунисты. На самом деле они воспитывали послушные винтики своей государственной машины. Эти винтики должны были быть лишены самосознания, совести, веры и чести. Все это им должны были заменить марксизм и партия. Но сознание у этих винтиков должно было быть. Винтики нужны были "сознательные", т.к без сознания невозможен коллективный труд. Но сознание есть и у животных. Это животный уровень и не более. Человек должен обладать еще и самосознанием, но это блокировалось советской системой воспитания и школой. То, что предлагает Греф это еще большая деградация - "человек реагирующий". Греф и его соратники очень преуспели в этом своем разрушительном деле, потому так открыто и говорят. Но, чтобы их победить нужно не советскую систему восстанавливать, а создавать русскую христианскую школу современности, где есть место навыкам-реакциям, научной сознательности и религиозно-философскому нравственному самосознанию. За образец можно брать школы Царской России, но лишь с учетом и их недостатков, приведших к крушению России. В Царской России слишком доверяли западным идеям в силу стремления "догнать Европу". Но даже этот недостаток не перекрывает всех достоинств царской школы.
Можно еще много писать, но если задуматься об этих моментах, то проект построения школы будущей России приобретет большую жизненность и реализуемость.
Надо решить вопрос : кому адресован текст? Если учителям и родителям, то нужно обсуждать эффективность школы из некоторых оговоренных представлений о будущем. Если обращаться к власть имущим, то пугать их тем будущим, которое неизбежно наступит и если они в него не впишутся, то им же хуже будет. Но объяснить, что в любой ситуации есть достойный выход, если они начнут работать на это будущее. В любом случае, чтобы у текста была перспектива нужна картина будущего и способы существования в нем. Даже, если обсуждать лишь злобу дня, то куда двигаться будет непонятно.
Для дискуссии вовлекайте практиков педагогов и заказчиков-родителей. Чтобы дискуссия не превратилась в перемалывание воды - общеизвестных истин, а привела к результату, то ее нужно к этому результату направлять. Как минимум нужно предлагать грамотно подобранные вопросы, отражающие структуру того, что желаете получить. Я бы начал с того, чтобы участники осознали сущность и отличия задачи ВОСПИТАНИЯ и задачи ОБУЧЕНИЯ. Разрушители школы 30 лет последовательно игнорировали задачу воспитания, всячески изгоняя его из школы. В результате обучение теперь возможно лишь в классах, где педагоги ведут хоть какую-то воспитательную работу. Это по опыту работы в школе моей супруги. Да и я взялся за системное воспитание детей своих и чужих, когда убедился в отсутствии такового в современной школе. Но это было десять лет назад. С тех пор ситуация стала еще хуже и ужасает своими последствиями.
По поводу обучения, после трехгодичного написания учебных программ для супруги, у меня появилась теоретическая разработка структуры обучения, основанная на теории личности, теории трудовой школы Гессена и дидактики Яновицкой - эдакая "периодическая таблица образования" связывающая создание учебных программ с целями образования того или иного ученика. Собственно, лучшие программы вроде РКШ по этим принципам и создаются. Да и в советское время нас довольно качественно учили в школе.
Можно и нужно обсудить эти вопросы на площадках РПО как минимум в Москве и СПб. Поосто многие готовы латать новые дыры на старом образовании, а осмыслить проблему в целом редко кто дерзает, особенно педагоги. Они в большинстве своем люди подневольные и свое суждение о целях и задачах предпочитают не иметь. А цели и задачи в любом деле - главное.
Андрей Константинов
Русская Стратегия |