Ещё несколько лет назад большинство специалистов было убеждено, что российско-китайское партнерство носит тактический характер, а глубокие противоречия между странами неизбежно приведут к расколу «азиатских гигантов».
Однако за последние пять лет динамика двустороннего сотрудничества превзошла даже самые смелые прогнозы. А учитывая поставки С-400 и консолидированную позицию Москвы и Пекина по глобальной повестке, теперь и в США заговорили о том, что Россия только системно усиливает позиции Китая в холодной войне с США. Китай же, в свою очередь, снижает эффекты санкционного давления на РФ и своими заявлениями из раза в раз сознательно придаёт легитимность России как великой державе.
На сегодня можно выделить четыре сферы сотрудничества.
Политико-идеологическая
Западные страны во главе с США считают, что России и Китай — «авторитарные страны», то есть их политические режимы не соответствуют западным стандартам. В свою очередь, в России и Китае называют свои режимы демократическими и отстаивают своё понимание демократии и свою модель политического устройства. Причём никакого сходства по структуре и качеству российская политика с китайской не имеет. Однако интересы РФ и КНР совпадают в вопросе противостояния внедрению западной политической модели как извне, так и внутри страны.
США и Европа атакуют Россию и Китай за плохую демократию и нарушение прав человека. Россия и Китай, со своей стороны, критикуя американские и европейские стандарты демократии, противостоят прозападному демократическому движению («оранжевым революциям») не только в своих странах, но и в пограничных.
Китай и Россия занимают солидарные позиции в международных организациях, продвигая принципы невмешательства во внутренние дела, национального суверенитета, а также поддерживают различные «авторитарные и нелиберальные режимы» (Сирия, Венесуэла, Никарагуа, Северная Корея, Иран и так далее). Американские аналитики полагают, что Россия и Китай совместно противостоят Западу.
Президент Путин открыто подрывает и дискредитируют демократию и либерализм, а председатель Си пропагандирует альтернативную западному капитализму модель государственного управления
Одним из важнейших инструментов совместного идейно-политического противостояния двух стран Западу является так называемый «цифровой авторитаризм», то есть цензура СМИ и интернета. В этом вопросе КПК стремилась формировать информационное поле в большей степени посредством запретов и банов, тогда как российские власти пытались внедрять доминирующую общественную информповестку через подконтрольные СМИ и агентов влияния в интернете. Есть основания полагать, что в будущем мы увидим слияние этих подходов в обеих странах.
Технологическая
Россия и Китай наращивают сотрудничество в передовых сферах, таких как 5G, искусственный интеллект, биотехнологии, цифровая экономика. Дополнительный импульс этому придали американские санкции, введенные сначала против РФ, а затем и КНР. Создаются китайско-российские технопарки, фонды поддержки стартапов, растет число совместных мероприятий. Примером сближения стран может служить то, что атакованный США Huawei открыл несколько центров научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по направлению искусственного интеллекта именно в России, так как у нас безопасно.
У Китая и России стремительно сокращаются возможности доступа к западным технологиям, и поэтому обе страны придают большое значение обеспечению собственной промышленной базы. В этом вопросе можно сказать, что китайский и российский потенциалы дополняют друг друга, у нас есть кадровая база, у Китая — финансовые и промышленные мощности. У нас — опыт в фундаментальных исследованиях и наработки в военных технологиях, у китайцев — лидерство в прикладных разработках гражданской продукции.
Есть основания полагать, что информационные операции и кибербезопасность двух стран координируются, особенно когда дело касается западных спецслужб.
Экономическая
Двусторонний товарооборот в 2018 году между Россией и Китаем впервые превысил $100 млрд, а по планам к 2024 году должен достичь всех $200 млрд. КНР обогнал ФРГ и вышел на первое место среди торговых партнеров РФ. Развиваются российско-китайские отношения в области энергетики: строятся трубопроводы, Китай инвестировал в Ямальский завод по производству СПГ и продолжает наращивать импорт российских энергоресурсов.
В области финансов и Россия и Китай заинтересованы в том, чтобы снизить зависимость от доллара. В России осуществляется программа дедолларизации, Китай сокращает свои долларовые резервы. Обе страны стремятся к совместимости своих национальных платежных систем, чтобы не зависеть от западных финансовых институтов.
Оборонно-техническая
Российско-китайское партнерство в военной сфере стало прямым вызовом американской гегемонии. Если в начале 2000-х правительство РФ «воздерживалось» от поставок в КНР современных типов вооружений, то сегодня об этом уже не вспоминают. Россия поставляет Китаю Су-27, Су-35, комплексы С-300, С-400, последние типы противокорабельных ракет и так далее. В итоге на Россию приходится 70% китайского импорта вооружений.
Вместе с тем совместные учения двух стран проводятся все чаще и становятся более масштабными, расширяется их география. Боеготовность армий двух стран сейчас на высочайшем уровне.
Выводы
Углубление российско-китайского сотрудничества уже сейчас наносит ущерб гегемонии США. Россия и Китай подвергают сомнению роль США в сложившейся экономической и политической системе мироустройства. Однако из этого не следует, что Россия в глобальном противостоянии США и Китая однозначно заняла позицию последнего. Уровень сотрудничества и партнёрства мог бы быть в разы выше. Российский бизнес и российские чиновники крепко связаны экономически с западным капиталом и западными странами, питают известное недоверие к коммунистическому Китаю. Китайцы же, в свою очередь, понимают, что политический характер российской власти глубоко враждебен идеологии КПК.