Изучая список своих публикаций, посвящённых вологодской истории, я отметил, что у меня оформляется цикл, посвящённый вологодским храмам и монастырям. И подумал, что этот цикл надо продолжать, поскольку, изучая историю Вологодского края, я нахожу для себя каждый раз что-то новое и любопытное. Поэтому новая моя статья будет посвящена одному из вологодских монастырей – Горне-Успенскому женскому. Почему именно он? Потому, что я довольно часто посещаю – находится он в историческом центре города и доступен для посещения, туда я хожу пешком после Литургии в Воскресенском соборе. Сейчас, к сожалению, по понятным причинам, мои посещения сократились, но я всегда стараюсь прийти туда, как только такая возможность у меня появляется. И вот, чтобы сделать что-то ещё доброе для сей обители, я решил написать о ней текст.
Название Горний привязано к особенностям местности – здесь она довольно холмиста, что отражено в местной топонимике. Например, находящееся далее Горбачёвское кладбище. Вот что пишет об этом названии писатель и краевед Роберт Балакшин: «Местность получила название Горбатое поле неспроста. Подходя к церкви, мы поднимаемся по дороге на горку, кладбище и вся окрестность при внимательном рассмотрении стекает в долину. Земля действительно образует возвышенность, малую для того, чтобы назвать её холмом, но вполне сравнимую с горбом». Особенность русской местности, русского рельефа – это не ровная плоскость, а практически постоянная неровность. Русская холмина. И всё это всегда отображалось в русской топонимике.
Собственно, первый монастырь в этих местах основал ещё основатель града Вологды преподобный Герасим в XII веке. Но монастырь сей погиб ещё в 1612 году, во время страшного «вологодского разоренья». Монахи погибли, обитель была разрушена. Но монастырская жизнь всё равно не прекратилась здесь. Ещё до сего трагического события, в 1590 году, старицей Доминикией в этих местах был основан женский монастырь. Первым его каменным зданием был одноэтажный больничный корпус, выстроенный во второй половине XVII века. Однако о его ранней истории известно крайне мало, поскольку в 1792 году в монастыре случился пожар, который уничтожил не только все деревянные постройки, но и многие документы, поэтому сведений об истории обители до XIX века сохранилось крайне немного.
Главным храмом монастыря, давшим ему название, является каменная холодная соборная церковь Успения Божией Матери с колокольней и приделом (тёплой зимней церковью) святого преподобного Сергия Радонежского. Успенская церковь, давшая впоследствии название не только сей обители, но также и Успенской трети Вологды, была впервые построена и освящена на этом месте значительно раньше основания монастыря. Первая деревянная церковь в честь Успения была одним из древнейших строений Вологды. В 1303 году на праздник Успения Пресвятой Богородицы епископ новгородский Феоктист освятил в Вологде эту самую церковь. Вероятно, эта «церковь пречистая старая» сгорела «со всем узорочьем и с ыконами, и с кузнью, и с книгами, да и монастырь весь» в 1499 году. Под «монастырём», по всей вероятности, имеются в виду несколько келий, существовавших при храме, которые, однако, официально таковым не являлись. На её месте была построена также деревянная церковь Успения, которую в свою очередь сменил нынешний каменный Успенский храм, построенный уже как монастырский собор в 1692 – 1699 годах на месте двух прежних деревянных храмов (Успенского и Троицкого). Строительство велось на пожертвования царей Иоанна V и Петра I. В 1691 году начали «ров копати и набутили», а с 1692 года началось строительство самого здания, которое было закончено в 1694 году. 23 мая 1695 года храм был освящён архиепископом Вологодским и Белозерским Гавриилом. Кресты на куполах были позолочены, по каковой причине собор именовали тогда «Золотые кресты». Как следует из архивных документов первой половины XVIII века, находящаяся рядом с монастырём церковь Николая Чудотворца на Горе (ещё одно указание на особенности местности), изначально дополнительно именовалась «у Золотых Крестов», то есть имелось в виду, что она находится недалеко от Успенского собора. В 1761 году в монастыре произошёл пожар, своды и главы храма были сильно повреждены и утратили свой золотой узор, вследствие чего название «Золотые кресты» перешло к церкви святителя Николая, которая стала именоваться Никола на Горе – Золотые кресты или же Никольская Золотокрестинская церковь. Архитектура монастырского собора основывается на традициях зодчества XVI века. Основная часть здания кубической формы. Её венчают один световой и четыре декоративных барабана, украшенных аркатурой и несущих крупные луковичные главки. Декор фасадов довольно скупой: плоские лопатки, простые карнизы, наличники окон из валиков.
Тёплая придельная трёхпрестольная, одноглавая и одноэтажная церковь во имя святого преподобного Сергия Радонежского расположена с северной стороны Успенского собора. Её строительство началось в 1692 году и закончилось в 1697 – 1698 годах. Достроен придел Сергия был подмастерьем Василием Карповым, имевшим прозвище «Варган», с сыном Дмитрием. Работал он также «с товарыщи», крестьянами Спасо-Прилуцкого монастыря из села Коровничье (ныне – часть Прилук, в составе города Вологды). Сей храм имеет обширную трапезную, на правой стороне которой находился освящённый в 1712 году придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и устроенный 4 апреля 1866 года преподобного Иосифа иконописца. На левой стороне трапезной имелся придел во имя святителя Николая, чудотворца Мирликийского, упоминаемый в сохранившейся монастырской описи 1634 года и освящённый в 1714 году.В приделе преподобного Сергия Радонежского находилась древняя икона Троицы Живоначальной, перенесенная из деревянной теплой Троицкой церкви. От этой церкви получила своё название Сергиевская улица города Вологды (ныне именуется улица Пролетарская). Колокольня монастыря, построенная в конце XVII века одновременно с Успенским собором, была шатровая по форме и связана с храмом. В 1880 году из-за «открывшихся повреждений» колокольня была перестроена в русском стиле и находится с западной стороны, над входом в собор. Колокольня двухъярусная, вверху постепенно сужающаяся в виде шатра. Высота колокольни с крестом около 36 м (17 саженей). На колокольне 10 колоколов: самый большой весит около 4 тонн. На втором ярусе колокольни было устроено помещение для ризницы.
Алексеевская надвратная церковь была сооружена в 1709 – 1714 годах, освящена в 1720 году во имя преподобного Алексия, человека Божия. Для завершения её строительства игуменье с монахинями пришлось «на Москве и в городах собирать по верующим… кто что подаст». Надвратная церковь была каменная, холодная, одноэтажная, одноглавая, однопрестольная. Имела под собой Святые врата с двумя пролётами: большим и малым. Первоначально предполагалось освятить в церкви два престола: первый – во имя святителя Николая Чудотворца, второй – во имя преподобного Алексия, человека Божия. Нижний этаж не имел украшений на фасаде, был включён в ограду монастыря и служил подклетом храма. Верхний этаж занимал непосредственно сам храм с четырьмя окнами, придававшими зданию жилой вид. Фасад второго этажа был богато украшен полуколоннами и наличниками с барочными фронтонами, характерными для начала XVIII века. Купол церкви был выполнен в классическом стиле. В 1890-е годы была построена новая монастырская ограда, в связи с чем церковь перестала быть надвратной. В этом храме находился древний образ Спаса Нерукотворного с изображением многих святых. Двухъярусный иконостас, который был создан в одно время с церковью, украшала золотая резьба по голубому фону. В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии. Существуют планы восстановления Алексеевской церкви и возрождения в ней богослужений.
Двухэтажный игуменский дом был построен в 1826 – 1828 годах в стиле провинциального классицизма. Средства на это строительство были выделены императором Александром I после посещения им монастыря 17/29 октября 1824 года. В этот день Государь в 8 часов утра выехал из дома Витушешникова, где проживал, в одиночестве и изволил посетить Горне-Успенский девичий монастырь, где был встречен священником с крестом и святой водой. Император приложился к кресту, затем выслушал краткий молебен с многолетием в Успенском соборе монастыря, осмотрел обитель и, увидев ветхость деревянных келий, пожертвовал настоятельнице (1822 – 1839) игуменье Серафиме 5 тысяч рублей ассигнациями на постройку новых. Деньги на строительство были присланы в монастырь графом Алексеем Андреевичем Аракчеевым 13/25 января 1825 года на имя игумении Серафимы. В верхнем этаже размещались игумения и казначея, в нижнем – их келейные, а также кухня с кладовыми. Каменной оградой с четырьмя башенками по углам монастырь был обнесён со всех сторон в конце 1790-х годов. В диаметре она значительно превосходила старую деревянную. По высоте ограда была около 3 метров (4 – 5 аршин), по длине около 780 метров (365 саженей). В ограде было двое ворот: с восточной стороны находились большие въездные Святые ворота из двух пилонов, украшенных круглыми окнами, с южной стороны – малые пешеходные. Также можно отметить, что в монастыре с 1873 года существовал в специально построенном здании сиротский приют, преобразованный в 1888 году в епархиальное женское училище, которое в 1902 – 1903 годах переехало в новое здание. Также существовал и больничный корпус, построенный в XVII веке, ставший первым каменным зданием монастыря.
В 1860 году по указу Святейшего Синода от 30 апреля с целью увеличения содержания монастыря к нему была приписана бесприходная Николаевская Озерская церковь, принадлежавшая ранее одноимённому монастырю. Церкви принадлежали 73 десятины и 2041 квадратная сажень земли, а также 4450 рублей, пожертвованных священником Александром Соколовым. 31 июля/13 августа 1913 года в Вологду прибыла с кратким визитом Великая княгиня Елизавета Фёдоровна (будущая преподобномученица Елисавета). В числе посещённых ею святынь был и Горне-Успенский монастырь.
Одним из священников монастырского храма был иерей Иаков Мудров, у которого в 1776 году родился сын Матвей, ставший, впоследствии, известным русским врачом и профессором. «Семья была многочисленна и терпела нужду. Начальное образование М. Я. Мудров получил дома, после чего поступил в духовную семинарию, а затем в народное училище, которое впоследствии было преобразовано в гимназию. Нужда заставила его уже в ранней юности зарабатывать себе на жизнь; он занимался переплётным ремеслом, давал уроки. Последнее привело его в дом штаб-лекаря Кирдана. Под его влиянием М. Я. Мудров быстро избрал для себя жизненный путь врача. Этому решению способствовало и давнее желание отца М. Я. Мудрова видеть сына врачом. В 19-летнем возрасте М. Я. Мудров отправился в Москву. Штаб-лекарь Кирдан дал ему рекомендательное письмо к своему знакомому профессору Московского университета Ф. Ф. Керестури, а отец мог дать сыну только медный крест, 25 копеек медными деньгами и старую фаянсовую чайную чашку. Самое же замечательное, что дал отец сыну при прощании, – это было наставление: «помни бедность и бедных, так и не позабудешь нас, отца с матерью, и утешишь»».
В 1918 году монастырь был закрыт советской властью, однако некоторая часть сестер оставалась там до 1923 – 1924 годов до тех пор, пока обитель окончательно не передали Красной армии. В Успенском соборе богослужения проходили до 1924 года. После окончательного закрытия обители, несколько монахинь жили в частных домах близ монастыря. В советский период на территории была тюрьма и воинская часть. В храмах в разное время размещались солдатская столовая, клуб, склады. Есть также сведения, что часть помещений монастыря принадлежала НКВД, который использовал их в качестве пересыльной тюрьмы для спецпереселенцев. Тогда же сравняли с землёй кладбищенские могилы, сняли навершия с храмов. Крест на колокольне спилили после большого пожара в середине 1950-х годов. В послевоенное время бывшие монастырские строения занимали различные воинские части, часть зданий отдали под жильё. Тёплая церковь преподобного Сергия Радонежского была перестроена под автомастерскую.
Возрождение Горне-Успенского женского монастыря началось в 1995 году с ремонтных работ и реставрации храмов – Успенского и преподобного Сергия Радонежского. Уже в 1996 году в Успенском храме возобновили проведение богослужений. Храм затем был частью единого прихода вместе с Константино-Еленинским храмом. В ноябре 2014 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий принял решение образовать Горне-Успенский женский монастырь в статусе Архиерейского подворья. Начались подготовительные мероприятия для организации монашеской жизни в данном месте. Своим Указом глава митрополии возложил послушание протоиерея Андрея Тулякова назначил исполняющим обязанности настоятеля Архиерейского подворья «Горне-Успенский женский монастырь». 2 октября 2015 года в Вологду приехали монахиня Филарета (Дорохина) и инокиня Фотина (Ряснова), в прошлом насельницы Снетогорского женского монастыря города Пскова. С их приездом при Архиерейском подворье «Горне-Успенского монастыря» возродилась монашеская община. 24 декабря 2015 года Священный Синод постановил в связи с прошением Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, открыть Горне-Успенский женский монастырь в городе Вологде и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Филарету (Дорохину). 26 декабря 2015 митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий за всенощным бдением в Горне-Успенском монастыре возвёл монахиню Филарету (Дорохину) в игуменское достоинство, вручил ей наместнический посох – символ власти игумении над сёстрами обители, и возложил наперсный крест. За прошедшее время сёстрам обители удалось выполнить капитальный ремонт нескольких помещений келейного корпуса, произвести замену части кровли старинного здания и заложить основы монастырского подсобного хозяйства.
Впервые в этих местах на берегах Хрулёва ручья я побывал летом 2008 года, когда там ещё не был воссоздан монастырь. Мы с друзьями полазали по руинам Алексеевской церкви, посмотрели на остальное, на руины Никольского храма и пошли дальше. Потом был ещё пару раз мимоходом ещё. А вот в возрождённый монастырь я стал захаживать с 2017 года. Это одно из прекрасных мест исторического центра города. Мне очень приятно видеть возрождение этой старинной обители.
Сергей Зеленин
Русская Стратегия
|