Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [5278]
- Аналитика [4334]
- Разное [1671]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Февраль 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Статистика


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2021 » Февраль » 22 » Мифологизация как инструмент идентичности Казахстана
    20:26
    Мифологизация как инструмент идентичности Казахстана

    Помимо вытеснения русского языка из публичного пространства, важным аспектом дерусификации Казахстана является формирование нового взгляда на историю и национальную культуру.

     

    Казахи, как и остальные народы бывшего СССР, не имевшие собственной государственности, проводят многочисленные «исследования» с целью обоснования своего этнического своеобразия, уникальности, непохожести на остальные этносы.

     

    Помимо романтизации героев национального эпоса (батыров) и деятелей, стоявших у истоков казахской литературы (Абай Кунанбаев), руководство республики всячески поддерживает тезис о том, что история Казахстана уходит своими корнями в глубокую древность, как бы намекая на то, что становление государственности и национальной идентичности началось сотни лет назад.

     

    «Наша священная земля, унаследованная от предков, — наше главное богатство. Она не была нам «подарена» кем-либо. Отечественная история началась не в 1991-м или 1936 годах. Наши предки жили здесь во времена Казахского ханства, в эпоху Золотой Орды, Тюркского каганата, гуннов, саков. Другими словами, корни нашей национальной истории уходят далеко в глубь времен», — написал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаева в своей программной январской статье «Независимость дороже всего»

     

    Правда, никаких более-менее достоверных сведений о том, что было в этой манящей глубокой древности, у серьёзных учёных нет. Скорее всего, предки современных казахов ничем особенно не отличались от остальных кочевых народов, не имевших письменности и государственности.

     

    Например, в исторической науке, школах и СМИ Казахстана продвигается тезис о необычайно богатой скотоводческой культуре и якобы активном участии предков современных казахов в Великом Шёлковом пути, который на самом деле просто проходил по южным регионам страны.

     

    Разговор о транзитном статусе Казахстана в Великом Шёлковом пути и отсутствии сведений о развитой материальной культуре сейчас фактически табуирован, так как не вписывается в канву формирующейся национальной идеологии. Учёный, который будет пытаться отрезвить казахстанскую власть и общество, скорее всего, подвергнется отстранению от научной и публичной деятельности.

     

    В этом контексте интересным образом казахи обыграли пребывание в составе Золотой Орды. Данный эпизод рассматривается в большей степени не как покорение, а как появление возможностей у кочевых кланов современного Казахстана влиять на положение дел в огромной империи и вассальных ей государствах, включая Русь.

     

    «Большая часть нынешнего Казахстана вошла в состав Золотой Орды, улуса, который принадлежал наследникам Джучи, старшего сына Чингисхана. Казахские ханы впоследствии являлись его прямыми потомками, и их прерогатива на верховную власть в стране не подвергалась сомнению», — говорится в мини-энциклопедии Национального музея Республики Казахстан

     

    Учитывая идущий сверху прессинг и запрос на новые «исследования», которые, по сути, превращаются в бесплодные мытарства, можно ожидать, что в Казахстане с течением времени будет создана стройная легенда, объясняющая происхождение казахского народа из «глубины веков» и его связь не только с Ордой, но и с древними цивилизациями.

     

    Под предлогом нового взгляда на историю в Казахстане началась кампания по переименованию регионов и населённых пунктов. Например, совсем недавно Южно-Казахстанская область превратилась в Туркестанскую. Таким образом власти республики продемонстрировали верность курсу на «восстановление исторической преемственности» (Туркестан считается центром культурного и экономического развития предков казахов).

     

    Токаев прямо говорит о необходимости продолжить процесс переименования. С большой вероятностью на карте Казахстана исчезнет немало советских, а значит, и русских названий. Подобную национализацию поддерживают и ряд оппозиционных политсил, выступающих за создание национальной идеологии исключительно на основе казахской культурной традиции.

     

    Чтобы добавить нотку драматизма в историю Казахстана, учёные и публичные деятели республики объявили о том, что страна оказывается пережила национально-освободительную войну.

     

    Под ней подразумевается период 1723-1727 годов («Ақтабан шұбырынды»), когда на кочевников напали «коалиционные международные силы» в составе джунгар, волжских калмыков, яицких (уральских) казаков, башкир, войск ханов Бухары и Хивы.

     

    В реальности «национально-освободительная война» казахского народа представляла собой типичную разборку между влиятельными на тот момент силами необъятных степных пространств с целью банального грабежа и лёгкой наживы

     

    Примечательно, что постепенной интеграции Казахстана в состав Российской империи и подъёму материальной культуры в официальной истории республики внимания почти не уделяется, а вхождение в СССР преподносится как добровольное волеизъявление квазигосударственного образования Алаш-Орды.

     

    Отношение к советскому периоду в Казахстане неоднозначное. Из-за того, что его освещение напрямую связано с личностью и карьерой ярого коммуниста Нурсултана Назарбаева, в республике не принято очернять послевоенные события, которые к тому же сопровождались бурным экономическим ростом.

     

    Ложкой дёгтя в тот период является милитаризация и ядерные испытания на Семипалатинском полигоне, закрытие которого относят к едва ли не главной международной заслуге Назарбаева, хотя его деятельность ещё на излёте 1980-х годов потеряла военный смысл.

     

    Все научные потуги казахов, связанные с обоснованием тезиса о развитом обществе и постоянном процессе становления государственности, рушатся о две объективные преграды. Первая — кочевой образ жизни казахов с акцентом на скотоводческой форме хозяйствования. И вторая — отсутствие письменности, что автоматически означает отсутствие даже зачатков цивилизованных бюрократических институтов.

     

    Неувязочка с письменностью не давала покоя казахским учёным ещё в советский период. Так, в 1973 году эпиграфической экспедицией при Институте языкознания Академии наук Казахстана был обнаружен камень, целиком покрытый «древними руническими письменами». Возраст находки датировался VI-IV веками до н.э.

     

    Камень перевезли в Академию Наук для более детального изучения, но каково же было разочарование, когда выяснилось, что «древние руны» были выбиты в 1969 году на съёмках фильма «Кыз–Жибек», взяв за основу письмена из книги ленинградского тюрколога Сергея Малова «Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии».

     

    Эта анекдотичная ситуация прекрасно отражает всю сущность натужного стремления казахов к поиску доказательств своего древнего происхождения и уникальности. Однако Казахстан явно не собирается сворачивать с пути по дальнейшей мифологизации собственной не очень богатой на знаменательные события истории.

     

    «…оставаясь частью мирового сообщества, мы должны трепетно относиться к своим корням. Нельзя отрываться от своей самобытной культуры и уникальных традиций, которые составляют нашу национальную идентичность. Только оберегая и укрепляя её, мы сможем сохранить себя в цивилизационном хаосе», — подчёркивает Токаев в своей статье

     

    Лояльные режиму казахстанские политологи нередко говорят, что игры в древность и самобытность необходимы для укрепления государственности, дескать, без знания корней ничего не построить. Но, как показывает общемировая практика, такая откровенная архаизация лишь тянет общество вниз, мешая ему усваивать технологии и культурные достижения других стран.

    источник

    Категория: - Новости | Просмотров: 135 | Добавил: Elena17 | Теги: казахстан, обломки империи
    Всего комментариев: 1
    avatar
    1 pefiv • 13:44, 23.02.2021 [Материал]
    Шумеры! //

    Предвыборная программа избирателей
    https://ros-sin.livejournal.com/7919.html
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1798

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru