В последнее время в России заметно активизировалось промигрантское лобби.
Коронавирусная эпидемия внесла свои коррективы в российский рынок труда, что и вынудило представителей экономического и производственного сектора срочно слать депеши в Кремль с одной единственной просьбой: нам нужны мигранты. Много, много мигрантов. Дайте нам ввезти их – быстро, просто и без лишних проволочек, а не то вся работа встанет, поля не засеют, и в Москве снег убирать некому.
Поражает, в первую очередь, обоснование таких запросов. Например, Первый замминистра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов прямо сказал – местные не умеют работать в полях, они неэффективны, у бригад из Узбекистана и Таджикистана больше опыта. И даже несмотря на повышение оплаты труда местным работникам в прошлом году, значительная их часть больше не хочет в сельхозработах участвовать, указывает замглавы Минсельхоза.
В дружный хор под названием «Даешь стране мигрантов!» влились голоса многочисленных и, подозреваем, зависимых организаций, вроде Картофельного союза России. Аналогичная ситуация наблюдается и в строительной отрасли. Как вы помните, даже в условиях жесткого локдауна для ряда компаний были сделаны исключения. В то время, как вся столица была заперта в собственных квартирах, стройки продолжали работать, как ни в чем не бывало. Вот и сейчас - Объединение строительных компаний обратилось к вице-премьеру РФ Марату Хуснуллину и попросило срочно вернуть в страну гастарбайтеров, а в Минстрое, как оказалось, уже есть готовый план по организованному завозу иностранцев.
Наконец, сильно разочаровал зампредседателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев, призвав правительство упростить порядок привлечения трудовых мигрантов. Ну казалось бы – последние годы для мигрантов все только упрощают и упрощают. Однако пока почему-то не удается ни решить вопрос с легализацией их пребывания в России, ни с извечным мздоимством в этой сфере, не говоря уже о всяких неприятных для общества, но не для бизнеса, издержек в виде роста этнической преступности и нагрузке на российскую инфраструктуру, которой миллионы человек пользуются, а налогов на содержание всего этого дела, в отличие от россиян, не платят.
Медведев, конечно, прав в том, что мигранты должны жить в человеческих условиях, работать по закону и соблюдать противоэпидемиологические правила, а с этническим криминалом нужно разбираться. Однако что-то подсказывает: крупному бизнесу главное – ввезти. А про ответственность за завезенных в страну людей там, как обычно бывает, забудут…
И очень странно, что профильные эксперты стараются не замечать ни громких публикаций в СМИ, посвященных негативным последствиям массового завоза иностранной рабочей силы (ИРС) в Россию, ни исследований, даже если они вышли из стен такого знакового ВУЗа, как Высшая школа экономики.
На одно такое исследование журналисты обратили внимание совсем недавно, хотя исследование было опубликована еще в 2018 году. Автором выпускной квалификационной работыпод названием «Использование иностранной рабочей силы как фактора конкурентоспособности промышленных предприятий: сравнительный анализ России и стран ЕС» стала Ирина Кушнир, магистр факультета экономических наук.
Кто-то скажет: ну, это же просто диплом. Но даже беглый анализ работы дает понять: исследование было проведено на весьма достойном уровне, более того – подобных исследований в России никто пока не делал. Автор применила европейскую методологию и проверила ряд гипотез касаемо влияния ИРС на рынок труда. И некоторые выводы подтверждают тезисы о том, что для российской экономики от мигрантов больше вреда, нежели пользы.
Главный вывод – использование ИРС приводит к тому, что работодатели не инвестируют в высококачественные технологии сбережения труда, что способствует сохранению трудоемких и недорогих методов производства. Попросту говоря, ИРС тормозит инновационное развитие (справедливо в первую очередь для обрабатывающих отраслей, которые и исследовала автор)
Слишком дешевая рабочая сила удерживает предприятия от развития технологий экономии труда и таким образом снижает вероятность проведения какой-либо инновационной деятельности в будущем.
А вот в плане зарплат исследование показывает, что массовый приток ИРС не приводит к уменьшению заработной платы для местных жителей - хотя наличие иностранцев негативно влияет на выручку российского предприятия в перспективе. Также весьма неожиданным оказался результат исследования влияния ИРС на заработную плату на отдельно взятых российских предприятиях. Выяснилось, что чем больше иностранцев, тем выше в среднем зарплата на этом предприятии. Но этот результат может быть объяснен тем, что в базе данных имеются ответы только тех предприятий, которые нанимают мигрантов официально, так как официальное оформление иностранцев сопряжено с дополнительными накладными расходами – которых наши предприятия, само собой, предпочитают всеми силами избегать.
В заключение, автор делает вывод, что для российских и европейских предприятий привлечение ИРС в целом нейтрально и иногда негативно сказывается на их экономических показателях: в частности, снижает рентабельность активов. Кроме того, в исследовании дана общая рекомендация для регулирования миграционной политики в России: необходимо развивать инструмент квотирования ИРС для регулирования задействования низкоквалифицированной ИРС на предприятиях, особенно в регионах стимулирования развития (территории опережающего развития и пр.), а также повышать стоимость труда.
Иначе об инновационной экономике, о которой так любят рассуждать наверху, России придется забыть – если не навсегда, то на долгие годы так точно.