Мало обращаемся мы сегодня к опыту и наследию царского генерала Михаила Константиновича Дитерихса. Слишком заметно, что имя этого великого сына нашего Отечества отчего-то замалчивается даже современными монархистами, не говоря о тех, кто увлечён построением социализма или коммунизма в России и во всем мире. Для сегодняшних марксистов и социал-дарвинистов такие духовно высокие личности, как Дитерихс, особо опасны. На фоне его жертвенного служения во славу Бога и на пользу Отечества обесценивается всякое стремление к власти «во имя свое», всякая демагогия о «свободе, равенстве и братстве», всякое гнусное лукавство, направленное на утверждение мнимой «справедливости».
Современные монархисты, стремящиеся участвовать в политической жизни, тоже порой побаиваются много и обстоятельно рассуждать о Дитерихсе, поскольку он своими делами и мыслями высвечивает никчемность политической борьбы без истинного покаяния, без обращения ко Христу, к истинным смыслам Самодержавия.
«Нет нужных братьев и в современных монархических организациях и различных объединениях. И это особенно ясно в текущем движении по фиктивному объединению. Ведь ищут объединения не во имя создания однородных идей, не вокруг однородных монархических принципов, а опять-таки вокруг личностей, деятелей, не стремясь устранить основные причины, обусловившие нелепое существование огромного количества разноименных монархических организаций», – пишет в своем письме-политическом завещании Михаил Константинович Дитерихс в 1924 году из Шанхая.
Поэтому словно в забвении пребывает сегодня имя выдающегося человека, сына Отечества Российского, Михаила Константиновича Дитерихса. Словно, в забвении пребывают великие дела, документы, воззвания, указы, мысли-рассуждения истинного царского генерала, полководца и выдающегося государственного руководителя и, прежде всего, глубоко верующего православного подвижника, любящего Бога, Царя и Отечество.
Подвиг Михаила Константиновича велик, но наша благодарность этому человеку, наша память о нем пока намного меньше того, что заслуживает личность Дитерихса.
Генерал Дитерихс – единственный, кто реально всеми своими силами и талантами полководца и государственного руководителя удерживал дух Самодержавной России, Руси Христовой в те дни, когда почти все наше Отечество уже было под властью большевиков-ленинцев, утверждавших свой новый мир. На краю Святой Руси, у берегов Тихого океана Дитерихс защищал Царскую Россию. Защищал как талантливый полководец, как выдающийся государственный деятель. Защищал смело и мужественно, с молитвой на устах и с оружием в руках. Защищал тогда, когда давно покинула Крым армия генерала Врангеля, когда от старой царской России остались лишь далекие русские земли Приморья и Приамурья.
Жизнь Михаила Константиновича Дитерихса описана в немногочисленной исторической литературе. Одним из наиболее крепких и объективных с научной точки зрения нам представляется труд Василия Жановича Цветкова «Генерал Дитерихс». Эта работа имеет обильную источниковую базу, содержит глубоко осмысленные выводы, сделанные с духовных позиций. Ведь невозможно одними лишь рациональными умственными объяснениями раскрыть суть поступков, важнейших решений генерала Дитерихса.
Из книги Цветкова о генерале Дитерихсе: «Талантливый генштабист, разработавший планы знаменитого "Брусиловского прорыва", храбрый начальник русской Особой бригады, выполнявший "союзнический долг" на Салоникском фронте Великой войны, последний генерал-квартирмейстер Ставки Верховного Главнокомандующего до октября 1917 года, руководитель расследования гибели Августейшей Семьи, тщательно, скрупулезно собиравший малейшие свидетельства мученической кончины Государя Императора Николая Александровича и его близких, Командующий Восточным фронтом Белого движения, предпринявший осенью 1919 года последнее наступление Белых армий на р. Тобол, организатор добровольческих Дружин Святого Креста, наконец, последний Правитель Белой России – Правитель Приамурского Земского Края в 1922 году, а в Зарубежье – начальник Дальневосточного Отдела Русского Общевоинского Союза, почетный член повстанческого Братства Русской Правды».
Известно, что соприкосновение с тайной ритуального убиения Святой Царской Семьи преобразило Михаила Константиновича. Будучи достойным царским генералом, Дитерихс глубоко осознал духовные начала Самодержавия и сердцем ощутил Божественность происхождения власти над своим народом Православного Царя.
Главным этапом в жизни генерала Дитерихса, очевидно, было его дело по сохранению Самодержавной России. Сегодня явно не дооценивается великое событие, которое стало возможным в 1922 году на русском берегу Тихого океана во Владивостоке при активной и самоотверженной деятельности Дитерихса. Речь, конечно, о знаменитом Приамурском Земском соборе.
В советское время о личности Дитерхса и Приамурском Земском соборе практически не упоминали в исторической литературе. Если где-то публиковались какие-то сведения, то подавались исключительно как заурядная попытка «белых недобитков и контрреволюционеров» оказать безуспешное сопротивление силам большевиков.
До сих пор Приморье 1920-х годов у многих ассоциируется с песней «По долинам и по взгорьям», которую воспринимают как победный гимн Народно-революционной армии Дальневосточной республики – марионеточного государства, созданного большевиками в 1920-м году на короткий срок к востоку от Байкала. Изначально же песня имела совершенно иные слова и являлась маршем сибирских стрелков. Слова были написаны еще до революции знаменитым Владимиром Гиляровским, «дядей Гиляем». Начинается песня-марш сибирских стрелков так: «Из тайги, тайги дремучей, от Амура от реки. Молчаливой грозной тучей в бой идут сибиряки». А заканчивается не революционным и самонадеянным восторгом: «…разогнали атаманов, разгромили воевод… и на Тихом океане свой закончили поход». А вдохновляющими, дорогими русскому сердцу священными словами: «Русь свободная воскреснет, нашей Верою горя. И услышат эту песню стены древнего Кремля».
Сама «Дальневосточная республика» – формальная и маргинальная по своему назначению «советская автономия» – вряд ли заслуживает повышенного исследовательского внимания. Однако к опыту ДВР сегодня вновь обращаются историки и политики, питающие сепаратистские настроения и пытающиеся как-то подчеркнуть «самостоятельность» Дальнего Востока, его особое назначение. «Дальневосточной республикой» интересуются наши геополитические противники. Очевидно, для них этот опыт показывает, как, в каком направлении в случае уже разгорающейся смуты в России можно помочь воплощению сепаратистских настроений некоторых небольших антироссийски настроенных групп населения, проживающих на востоке нашей страны.
В реальности ДВР вовсе не являлась плодом самостоятельного государственного строительства на Дальнем Востоке. Это был лишь тактический приём в наступлении большевиков на дальневосточные территории и в их дипломатических переговорах с иностранными и, в первую очередь, японскими интервентами.
У республики, которую большевики решили временно создать на Дальнем Востоке, фактически не было своей территории. Значительная часть земли, которую большевики наименовали ДВР, была свободна от советской власти и оставалась старой Россией, охваченной смутой и беспорядками. На этой земле в результате революционной смуты, устроенной большевиками, в результате совершённого ими зверского убийства законного Государя, Правителя и Хозяина всей Земли Русской святого Царя Николая Александровича Романова и Его Семьи, уже пытались хозяйничать иностранные военные.
В этих условиях, в тяжелейшей обстановке японской интервенции и наступления безбожной советской власти, на свободной от большевиков части Русской земли во Владивостоке в июле – августе 1922 года собирается Приамурский Земский собор, который стал актом покаяния части русского народа в страшном грехе цареубийства.
Своим законным решением Собор восстанавливает в России царскую власть и Династию Романовых на Царском Престоле. И утверждает на Приморской и Приамурской земле новое Русское государство – Приамурский Земский край. Как известно, председательствовал на Земском Соборе царский генерал Михаил Константинович Дитерихс. Он же и стал Правителем Приамурского Земского Края, его главным идеологом и вдохновителем. Это Русское государство на берегу Тихого океана со столицей во Владивостоке и еще одним центром в Никольск-Уссурийском, образованное генералом Дитерихсом и русскими людьми, нежелавшими отдавать Русь Православную в руки безбожной ленинской власти, должно было утвердиться на берегу Тихого океана и вновь собрать воедино под скипетр грядущего Русского Царя все захваченные большевиками земли Российской Империи.
В условиях, когда уже вся Русь была под сапогом новой антирусской ленинско-троцкистской власти, генерал Дитерихс проявил себя как талантливый государственный устроитель. На вере в Бога и в «Россию Христа, Россию Помазанника Божия» основывалась героическая, подвижническая жизнь Дитерихса. На камне веры православной и жертвенном служении России строилось его великое державное дело в Русском Приморье.
Государственное строительство Дитерихса, которое он осуществлял в новом государственном образовании Приамурский Земский Край, имеет много полезных для сегодняшнего времени открытий и реальных дел. Дитерихс оставил нам не только теорию, но дал практический опыт державного строительства в условиях страны, занятой новой антирусской и антихристанской властью, в условиях плотного вражеского окружения и социальной апатии и депрессии.
По завершении знаменитого Приамурского Земского собора в августе 1922 года генерал Дитерихс огласил Указ №1, в котором содержались основные положения государственного строительства в новом государственном образовании, утверждавшемся на берегах Амура и Уссури.
«Здесь на краю земли Русской, в Приамурье, вложил Господь в сердца и мысль всех людей, собравшихся на Земский Собор, единую мысль и единую веру: России Великой не быть без Государя, не быть и без преемственно-наследственного Помазанника Божиего. И перед собравшимися здесь, в маленьком телом, но сильном верой и Национальным духом Приамурском объединении, последними людьми земли Русской стоит задача, долг и благой крест направить все служение свое к уготованию пути Ему – нашему будущему Боговидцу… Мы бедны в земле, но с нами Бог», – эти слова произнёс гражданам Приамурского Земского Края генерал Дитерихс.
Была избрана Земская Дума, которая должна была стать частью представительной власти наряду с Церковным Собором. Создавалась регулярная Армия, которая должна была защищать Приамурский Земский край. Армия именовалась Ратью. И полностью называлась Приамурская Земская Рать. Сам Дитерихс стал Воеводой новой Армии Приамурского государства.
Был сформирован весь государственный аппарат Приамурского Земского Края.
В Указе №2, как отмечает историк В. Цветков, «Дитерихс огласил основные принципы построения государственной власти в Приморье "…Основание власти, база – Приморская область. В состав моего правительства войдет коллегиальный орган, состоящий из четырех моих помощников: Владивостокского городского головы, Председателя Областной Земской Управы, Атамана Уссурийского казачьего войска – под председательством помощника на правах министра внутренних дел, генерала Бабушкина… Учитывая раздробленность, разрозненность населения, на которое мы должны опираться, – первой, важнейшей и главнейшей задачей Земской Думы явится совместно с Церковным Собором разработать новые начала и новые принципы для организации простейших единиц масс населения с тем, чтобы, приходя на новые места, имея здесь приготовленные совершенно принципы, было бы легко их на новых местах проводить в жизнь и закладывать новую базу для дальнейшего движения вперед. Эта организация единиц, я считаю, будет от приходов. Разработка приходов во всех деталях и подробностях будет проведена в жизнь здесь в Приморье совместно с Церковным Собором и явится основой и главнейшей заботой Земской Думы… Главы ведомств входят в состав Земской Думы, когда это по ходу работы Думы будет необходимо, но не обязательно. Рядом со мною, как равноправный совершенно орган власти, станет Церковный Собор…"».
Приведем еще один важный отрывок из книги Василия Цветкова, где автор цитирует интервью владивостокской газете «Вечер» главы ведомства внутренних дел Приамурского Земского Края генерал-майора В.А. Бабушкина, который ранее занимал должность начальника контрразведывательного отдела Главного штаба на Восточном фронте: «Только религиозные люди могут принять участие в строительстве Приамурского государства. За основание берется церковный приход. Каждый гражданин по вере его должен быть приписан при приходе своего вероисповедания. Церковные приходы объединяются в совет церковных приходов города и земских районов. В жизни всего государства будет иметь исключительное влияние церковный собор. Соединения церковных приходов должны будут заменить собой то, что теперь называется городским и земским самоуправлением. Все граждане должны приписаться к приходам. В назначенный день прихожане собираются в храме. После молитвы в церкви устанавливается урна, в которую прихожане опускают свои личные номера. Затем священник вынимает необходимое количество из них; таким образом составляется совет приходов. Во главе приходов будут стоять лица по назначению верховной власти. Лица недостойные и несоответствующие будут заменяться следующими, получившими очередной жребий. Благодаря этому, в принцип будущих самоуправлений будут положены усмотрение и воля Божия. Надо думать, что новые органы самоуправления будут вполне авторитетны в населении. Никакой милиции, вероятно, не будет. Гражданам будет предоставлено право организации самообороны, под контролем церковных приходов.В основу строительства родины, таким образом, кладется принцип жертвенности; поэтому служащие и рабочие будут обеспечены только самым необходимым. И вообще, основная мысль предстоящей реформы должна состоять в глубокой вере в Промысел Божий. А провести его в жизнь можно только через Церковь…».
Историк Леонид Болотин в своей замечательной работе «Идеология документов Земского Собора и Земского Правительства Приморья в Июле-Октябре 1922 года» отмечает, что опора государственного строительства на церковные приходы – это выдающееся новшество, «социальное изобретение» Михаила Константиновича Дитерихса.
Леонид Болотин пишет: «Идея местного самоуправления(она проистекает из более общей идеи русской общины), будто бы присущего Руси в период строительства Московского Царства в XVI-XVII столетиях, активно пропагандировалась идеологами славянофильства А.С.Хомяковым, братьями К.С. и И.С.Аксаковыми, И.Киреевским ещё в середине XIX века. Наследником этой идеологии, своеобразно трактующей реалии Древней Руси, в значительной степени считал себя генерал М.К.Дитерихс, и не только по праву сугубо идейного преемства, но и как не очень отдаленный родственник Аксаковых».
Государство Приамурский Земский Край просуществовало совсем короткое время – немногим более одного года. Силы Земской Рати Дитерихса были слишком малы по сравнению с красной лавиной большевиков. Однако дело, выполненное великим русским человеком, преданным Богу, Царю и Отечеству, было обращено в будущее.
Сегодняшние события в России указывают на то, что велика вероятность больших внутренних потрясений в нашей стране. Сейчас на наших глазах разгорается «навальненская революция». Дай Бог, чтобы это революционное пламя угасло. Однако пока волнения в российском обществе разрастаются. И эти волнения все больше напоминают начало «большой кровавой пьянки» 1917 года.
Сейчас также, как тогда, выбрасываются лозунги «Долой Царя!», «Долой Самодержавие!». Не так давно эти лозунги предлагал выдвигать на протестных митингах некий профессор МГИМО Валерий Соловей. Этот деятель со стеклянным взглядом рептилии давно выступает в роли провокационного аналитика-демагога на ютюб-каналах, откровенно призывая к революции, «как в Октябре 1917-го».
По всей видимости, совсем скоро, в условиях разгорающейся смуты могут начаться процессы разрыва Российской Федерации на отдельные «самостоятельные и независимые» республики, земли, «вольные города»… Латентно эти процессы уже идут. И особенно они заметны на Дальнем Востоке, где существует «свободный порт Владивосток», где воплощается известный проект «Туманган», несущий явную угрозу территориальной целостности России.
В условиях вероятного воплощения сепаратистских угроз нашей стране, попыток государственного переворота, наподобие «навальненских потуг», и угроз внешнего вторжения, необходимо тщательно изучать отнюдь не опыт бутафорных «дальневосточных республик», а реальный опыт закрепления коренных русских православных начал в соответствующих государственных формах, если не по всей России, то в ее отдельных краях и областях. У нас есть опыт державного строительства Приамурского Земского края, удерживающего русскую государственность и православный дух на восточных рубежах России.
Генерал Михаил Константинович Дитерихс, размышляя о значении Приамурского Земского собора и Приамурского Земского Края, писал накануне отхода из Приморья в октябре 1922 года: «…Семя брошено. Сейчас оно упало на еще неподготовленную почву. Но грядущая буря ужасов советской власти разнесет это семя по широкой ниве великой Матушки-России, и приткнется оно в будущем по бесконечной милости Господней к плодородному и подготовленному клочку земли Русской, и тогда даст желанный плод. Я верю в эту благость Господню; верю, что духовное значение кратковременного существования Приамурского Земского Края оставит в народе глубокие, неизгладимые следы. Я верю, что Россия вернется к России Христа, России Помазанника Божиего».
Где найдется этот плодородный и подготовленный клочок земли Русской, который примет и возродит дело генерала Дитерихса и Приамурского Земского края? Где этот уголок Святой Руси, на котором вновь взойдет прекрасное и могучее древо России Христа, России Помазанника Божьего?
Может так случиться, что этим уголком вновь окажется наше Русское Приморье. Ведь благословил Господь собраться во Владивостоке Приамурскому Земскому собору в 1922 году. И в этом, безусловно, есть Промысл Божий. Сейчас в нашем Приморье, да и по всей России трудно сыскать хорошо организованные истинно монархические силы. В основном какие-то политические подделки. При том, что во всем нашем обществе и в особенности, в Приморье и на Дальнем Востоке, преобладают апатия, дух торгашества, стяжания, либерального разложения. «Суровых сибирских мужиков», которые жили еще в советское время, которые защищали Москву в 1941 году, в Сибири и на Дальнем Востоке осталось очень мало. Выродились, да в основном поуезжали…
Но ведь может внезапно собраться наш русский народ в смутную годину. Может приткнуться к нашему восточному краю земли Русской и отсюда, с этого края начать освобождение Отечества от современных «навальных», «троцких» и «лениных».
Нам, русским людям, нужно собраться, сосредоточиться пусть даже на «клочке» земли Русской. И продолжить святое дело генерала Дитерихса. Продолжить, используя весь его опыт державного строительства, используя опыт и плоды Приамурского Земского собора и Приамурского Земского Края.
Нам нужно собраться под руку грядущего Православного Царя и под водительством Помазанника Божьего с Божией помощью выбить с Русской земли всех врагов Христа и Отечества нашего Святого!
Русь свободная воскреснет, нашей Верою горя. И услышат эту песню стены Древнего Кремля.
Романов Игорь Анатольевич, директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», доктор социологических наук
источник |