В первом десятилетии нынешнего века все средства массовой информации с разной политической ориентацией, левой, правой и просто никуда, были переполнены тревожными сообщениями об «инновациях», которые министерские чиновники активно и напористо протаскивали через думу. Используя свой административный ресурс, они всё же утвердили свою «единственно верную» редакцию закона об образовании. Не остался в стороне и вездесущий интернет, ставший достоянием почти каждого дома и, в отличие от центральной прессы и телевидения, более или менее доступный для изложения своих наболевших вопросов и тревожных мыслей. Больше всего высказывали свои тревоги и опасения за судьбу отечественного образования и изливали свою боль учителя и преподаватели, испытавшие на себе все «прелести» бездумного реформирования образования, которое породило множество рукотворных, трудно решаемых проблем.
Закон об образовании в чиновничьей редакции 2012 года без всестороннего научного анализа и вопреки общественному мнению всё же был принят. В дальнейшем были утверждены разные поправки к нему, а отечественное образование по-прежнему как скатывалось, так и скатывается в пропасть. И многие родители видят, что во всех средних школах и вузах их дети перегружены до предела виртуальными и цифровыми упражнениями, а для полноценного изучения фундаментальных и прикладных наук, практических, важных и необходимых для дальнейшей трудовой деятельности, остаётся всё меньше и меньше учебного времени…
Вопрос о контроле в сфере образования в нашем отечестве до сих пор не остался без пристального внимания на самом высоком чиновничьем уровне. Совсем недавно, в марте 2021 года Государственная дума приняла в третьем чтении закон о регулировании просветительской деятельности при поддержке только одной фракции «Единая Россия», готовой утвердить всё, что велено сверху, но далеко не всегда направлено на повышение благосостояния народа на русской земле. В этом законе нет ни слова о нравственной основе просвещения, о духовно-нравственном оздоровлении молодого поколения и о том, как избавится от виртуального и цифрового нашествия в процессе обучения. Однако в нём идёт речь совсем о другом – контроле и лицензировании, хотя надзорные подразделения уже существуют, и как показала многолетняя педагогическая практика, эффективность их работы весьма сомнительна, что подтверждается дальнейшим неизбежным падением уровня образования и уголовными делами.
Проявляя заботу о своём отечестве, Российская академия наук и Счётная палата выступили против законопроекта о просветительской деятельности, научно не обоснованного и не направленного на возрождение всей системы отечественного образования.
Известные российские учёные, прошедшие все ступени отечественного образования и получившие высокие степени и звания, со знанием дела в своей декларации назвали «глубоко оскорбительной» постановку вопроса о лицензировании или иной регламентации просветительской деятельности со стороны государственных структур.
Петицию против этого проекта подписали многие здравомыслящие люди – сотни тысяч человек, которые вполне уверенны в том, что такой закон будет способствовать не развитию отечественного образования, а его дальнейшей деградации…
Старшее поколение наших соотечественников ещё помнит, какое достойное и полноценное образование было в нашей стране в недалёком прошлом и во что оно превратилось после «инновационной» вакханалии. Об этом помнят и педагоги, и родители, чьи дети могли получить бесплатное и хорошее образование не только в школе, но и в любом высшем учебном заведении, включая Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, что на Воробьевых горах. И определяющими факторами успеха школьника либо студента были его способности, желание и стремление прилежно учиться, чтобы получить фундаментальные и прикладные знания.
Под лозунгом модернизации и обретения свободы образования в результате законодательных манипуляций за последние десятилетия допущено множество трудно исправимых ошибок во всей системе многострадального отечественного образования. Известно, любое действие оценивается по результатам, а человека ценят по его делам, а не по заимствованным за рубежом и непонятным для многих людей манипуляциям: «модернизация», «инновация», «вариативность» – и не по благозвучному словосочетанию «качество образования». Как будто с помощью них сразу же можно повысить уровень образования подобно тому, как повышается качество производимого товара с применением новой, хорошо отработанной технологии.
К чему же привели образовательные манипуляции в последние десятилетия всеобщего развала в стране, превратившейся по воле верховных некомпетентных чиновников в сырьевой придаток многих развитых стран? Результаты их не просто очень плохие, а весьма тревожные и даже плачевные, и о них знают учителя и преподаватели, нищенской зарплаты которых за нелёгкий труд едва хватает на пропитание и оплату коммунальных услуг.
Образовательные бездумные реформации ощутили на себе и родители, вынужденные платить за сомнительные образовательные услуги свои последние, заработанные тяжким трудом деньги. При этом некоторые их смекалистые дети – школьники и студенты, очень быстро отреагировали на чиновничьи образовательные «инновации», предаваясь полностью воле и свободе от образования и наслаждаясь этой свободой днём и ночью напролёт.
Многие школьники, одурманенные свободой от обучения, перестали прилежно учиться и уважать своих учителей, которые пытаются научить учиться и думать своих учеников, подготавливая их к самостоятельной трудовой жизни. Студенты же высших учебных заведений перестали почитать и слушать преподавателей, особенно тех, кто по старой, доброй традиции пытается дать самое дорогое – знания, и тем самым проявляя свою любовь к студентам, и особенно, заблудшим не по своей воле. Такие добросовестные и опытные педагоги в школах и вузах, хорошо знающие своё дело, на русской земле ещё есть, и их не так уж мало.
В последние десятилетия вследствие бездумных чиновничьих реформаций обесценились знания, резко упал престиж обучения на всех его стадиях. Почему же так случилось? Для ответа на этот вопрос можно назвать несколько причин.
Первая причина – зачем стремится хорошо и прилежно учиться в школе, когда без надлежащей подготовки и каких-либо знаний можно запросто поступить в любой вуз, даже на какой-либо платный факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, которому с большим трудом пока удаётся удерживать сравнительно высокую планку. В этом учебном заведении, как и в других, есть, конечно же, проблемы, рождённые образовательной вакханалией. Недостаточное финансирование приводит к тому, что десятилетиями не проводится капитальный ремонт, не обновляется материально-техническая база, сравнительно низкая зарплата преподавателей и сотрудников высокой квалификации и стремительно стареющий профессорско-преподавательский состав.
Для поступления во многие вузы школьные знания вовсе не нужны, а нужны деньги, внесенные родителями в виде образовательного оброка. При этом побеждают исключительно деньги, а не здравый смысл. Утратил силу традиционный конкурс, который через оценку уровня знаний на экзамене был единственным способом, проверенный веками, поступить в вуз наиболее знающим и подготовленным абитуриентам и получить затем высшее образование.
Многочисленные «университеты» и «институты», открытые на каждом перекрёстке больших и малых городов и выросшие на «свободной» почве, удобренной образовательными «инновациями», готовы поглотить всех абитуриентов с полной гарантией выдать им «диплом государственного образца». Чиновникам подобных «вузов» в лице ректората нужны не студенты, способные и заинтересованные учиться, а всего лишь деньги. Их вовсе не волнует, что деньги платят родители, чаще всего совсем не богатые и вынужденные в ущерб своему материальному обеспечению и здоровью работать в разных местах и не в одну смену. В отечественной системе образования есть и бюджетное финансирование, но оно растворяется в безбрежной коммерческой вакханалии, захлестнувшей все вузы на бескрайних российских просторах.
Вторая причина свободы от учёбы – чтобы хорошо учиться, надо усердно трудиться, надо ежедневно и ежечасно работать над собой. А кому хочется утруждать себя учёбой, стремиться к нравственному совершенствованию и лишний раз напрягаться, как сейчас модно говорить. Да и нужно ли трудиться не покладая рук, когда вокруг столько соблазнов. И сплошное цифровое одурманивание и в школе, и дома. И интернет, способный втянуть по уши молодых людей, духовно не окрепших, в омут пагубных пороков и страстей, освободить от которых уже не в силах ни они сами, ни их родители, ни их учителя. Да и развлекательное телевидение далеко не отстаёт, возводя в ранг подвига насилие и разврат. Всё это вместе взятое одурманивает человека, опустошает его душу и вытравливает совесть, во многом отличающую человека от всякого животного.
Третья причина неуважения к образованию и знаниям – некоторые смышлёные, наблюдательные школьники и студенты невооруженным глазом видят, что чаще всего пробиваются к власти и завладевают народным богатством вовсе не образованные люди, вовсе не профессионалы, которые хорошо и прилежно учились в школе и в вузе. Очень часто у горнила власти чудесным образом оказываются отнюдь не опытные специалисты, хорошо знающие своё дело, а «менеджеры», «экономисты» и «юристы» с сомнительным образованием. Такие новоявленные властители не имеют даже малейшего представления о том, что такое истинная экономика, и не знают, что экономика без производства мертва, как бы её не обзывали, «цифровой», «растущей» или ещё как-либо, и что «цифровой экономикой» сыт не будешь.
К чему же приводит свобода от образования, прекрасно знают все – учителя и ученики, родители и их дети. Вездесущее телевидение старается не пропустить ни одной образовательной сенсации. В Москве, где, казалось бы, должны быть все условия для полноценного образования, некоторое время назад была закрыта средняя школа из-за низкого качества образования. Вместо того чтобы разобраться и устранить причину, чиновники от образования пошли по своему «единственно верному» пути. Разве школа, учителя, ученики и их родители виноваты в том, что им приходится пожинать плоды богатого «инновационного» урожая образовательной вакханалии.
Ещё одна сенсация – физически окрепшие ученики, дурно воспитанные, свободные от образования и утратившие совесть, избили свою учительницу физкультуры. Это преступное злодеяние они сняли и разместили в интернете, чтобы все видели, что даже в школе есть место «подвигу», что есть «герои нашего времени» и в нашем отечестве. И таких умопомрачительных сенсаций, захлестнувших многострадальную Россию, великое множество. Беда и только!
«Самые серьезные проблемы современного человека происходят от того, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в его намерении относительно человечества», – эти слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского наиболее полно отражают досадные и печальные до слёз реалии бытия нынешнего времени.
Несмотря на все вихри враждебные в образовании и вопреки всем бюрократическим преградам и препонам, в нашей стране встречаются и хорошие школы, и достойные гимназии. Например, есть и православные школы, где дают прекрасные знания по математике, физике, биологии, русскому языку и литературе и другим классическим предметам, и где школьники познают тайны бытия и учатся отличать добро от зла, уважать и любить своих учителей и родителей. Ученики в таких школах испытывают радость познания, и приходят они домой с просветлёнными, умиротворёнными лицами, радуя своих родителей, и им в голову не приходит совершить какой-либо греховный поступок, за который было бы им стыдно и стыдно их родителям. Но почему-то такое прогрессивное образование, проверенное веками, обходит стороной государство, реформаторов и чиновников – оно оплачивается из кармана родителей.
Все родители всем сердцем желают вырастить своих детей просвещёнными и образованными, чтобы они стали всесторонне развитыми людьми, в душе которых не вселялись бы демоны ненависти и наживы, а прививались любовь к ближнему своему, сострадание и милосердие…
Школьные проблемы подобно снежной лавине обрушиваются на высшие учебные заведения, в большинстве которых созданы все условия не для обучения, а для процветания пышным цветом свободы от образования и где по тем же причинам, что и в средней школе, студенты не хотят утруждать себя учёбой. Такие свободные студенты уверены: диплом «менеджера», «экономиста» и «юриста» они получат, а должность руководителя некоторым из них помогут захватить в установленном порядке влиятельные и богатые родители, а вовсе не фундаментальные и профессиональные знания.
Смекалистые студенты наблюдают, что без какой-либо специальной и высококвалифицированной подготовки, не став высококлассным специалистом, чудесным образом можно обрести и высокую должность, причём должность не просто высокую, а даже очень высокую, например, занять пост руководителя какой-либо крупной отрасли, скажем, энергетической или атомной промышленности, без специального образования.
Во времена криминальной вакханалии главой энергетической отрасли назначили «экономиста» Анатолия Чубайса, мало что смыслящего в энергетике и ранее «прославившегося» на всю страну позорной и разорительной приватизацией, приведшей к повсеместному развалу промышленного производства, обогащению небольшой кучки проходимцев и массовому обнищанию русского народа. При его «компетентном менеджменте» единая и мощная отрасль энергетики была раздроблена на независимые подразделения, включающие пресловутые конторы энергосбыта, открытые на каждом перекрёстке больших и малых городов и переполненные множеством чиновников, весьма далёких от энергетики и вовсе не способствующих её развитию. Стоимость же электроэнергии при таком заумном «менеджменте» существенно возросла, что неизбежно привело к подорожанию всей производимой продукции. Не в восторге от «инновации» Чубайса и каждая домохозяйка, вынужденная платить лишние деньги, которых едва хватает на пропитание и коммунальные услуги. Кроме того, стало правилом систематические отключения источников электроснабжения при избытке энергетических мощностей в нашей стране, что раньше не практиковалось или было крайне редко…
На этом оригинальный «менеджмент» по Чубайсу не закончился – за прежние «выдающиеся заслуги» его назначили руководителем другой крупной отрасли – корпорацией нанотехнологий, вскоре ставшей известной всей стране и всему миру не новейшими технологическими разработками, а тратами многих миллиардов денег налогоплательщиков и уголовными делами. И о таких «головокружительных успехах» регулярно вещает телевидение, чтобы все знали, что и в нашем отечестве есть непревзойдённые герои «компетентного менеджмента», свободные от профессиональных знаний и утратившие совесть и чувство всякой человеческой меры.
Чрезмерно огромны и научно не обоснованы траты финансовых и материальных средств, вливающихся в атомную энергетику, которая во многих цивилизованных странах свёртывается, дабы не оставить своим потомкам опасное радиоактивное наследство. Эту наукоёмкую и высокотехнологичную отрасль промышленности более десяти лет возглавлял ниспосланный сверху Сергей Кириенко, инженер водного транспорта, «специалист» без профессиональной подготовки, мало что смыслящих в сложнейших ядерных процессах. При этом профессионалы-ядерщики, опытные руководители атомной промышленности были отстранены от руководящей работы…
Непрофессионализм – одна из главных причин многих рукотворных бед, и одна из них – крупнейшая за последние десятилетия техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, случившейся сравнительно недавно, в 2009 году, когда погибло 75 человек и нанесён огромный материальный ущерб с тяжёлыми социальными последствиями.
Можно привести и другие примеры печальных и трагических исходов, когда руководители назначаются не по профессиональным качествам, не по их практическим знаниям и не с учётом их опыта работы в той или иной отрасли, а в приказном порядке, по отмашке сверху...
Фундаментальные и профессиональные знания не приходят сами собой – они обретаются упорным трудом и прилежной учёбой в школах и высших учебных заведениях, и на это, конечно же, требуются немалые финансовые ресурсы.
На что же тратятся в некоторых вузах огромные деньги, попавшие в руки небольшой кучки вузовских чиновников, утративших совесть и чувство меры, и значительная часть которых проходит мимо преподавателей, их заработавших? Об этом периодически вещают ведущие каналы отечественного телевидения, в подробностях рассказывая всему российскому народу, включая родителей, любящих своих детей, о том, как преступно транжирятся их деньги, заплаченные за «образовательные услуги». Как на их деньги покупаются дорогостоящие автомашины представительского класса стоимостью не один миллион рублей каждая, а многие сотрудники и преподаватели получают мизерную зарплату, которой едва хватает на проезд и пропитание. Как под прикрытием ремонтных и других работ в карманах ректоров и проректоров оседают десятки миллионов рублей. Как производятся обыски, аресты и по фактам нарушения закона заводятся уголовные дела, к которым подключаются следственные комитеты. Участившиеся головные дела, возбуждаемые во многих российских вузах, свидетельствует о том, что в организации отечественного образования не всё в порядке и что министерство устраняется от своих прямых обязанностей.
Кому же и зачем такое министерство нужно? Может быть, оно нужно для насильственного внедрения везде и всюду цифрового оболванивания или единого государственного экзамена, широко и печально известного ЕГЭ, с тратами огромных средств налогоплательщиков. Хотя неэффективность и абсурдность таких безумных инноваций очевидна всем здравомыслящим людям – от известных учёных-педагогов до домохозяек, чьи дети подвергаются безумному эксперименту во время учёбы и проверки их оцифрованных знаний.
Может быть, министерские чиновники нужны для того, чтобы через свои «инновации» внедрять бредовые идеи о введении нового государственного стандарта, в котором не отводятся учебные часы, достаточные для полного и обязательного изучения ни математики, ни физики, ни химии, ни других классических предметов. Хотя всем здравомыслящим людям известно, что они составляют фундаментальную основу знаний о природе и человеке. Очевидно, если эти предметы не изучаются основательно, то и нет достойного образования, направленного не на разрушение, а на созидание и развитие общества и государства. Если нет достойного профессионального образования, то и нет науки, в недрах которой рождаются наукоёмкие технологии, составляющие основу промышленного производства высококачественных товаров. Весьма неубедительно и даже смехотворно выглядят объяснения и обоснования министерских чиновников о предлагаемых ими «инновациях»…
Совсем не радует и новый вариант стандартов, мало отличающийся от прежнего. Неужели, чтобы поставить всё на свои места, необходимо вмешательство на самом высоком чиновничьем уровне, включая кремлёвские высоты? А для чего же тогда нужна огромная армия министерских и других чиновников от образования, на содержание которых тратятся отнюдь немалые деньги всех налогоплательщиков?
Дело дошло до смешного: на первые места в предлагаемых школьных стандартах поставлены предметы «Безопасность жизнедеятельности» и «Физическая культура». Можно предположить, что с каждым годом в результате всех провальных реформ, включая реформы образования, умирающая русская нация дойдет до такой черты, за которой будет до такой степени всё развалено и разрушено, что останется только одно поле деятельности – обеспечение безопасности жизнедеятельности физически сильных, но невежественных, невоспитанных и духовно ограниченных людей. Очевидно, к тому времени и учить, и спасать будет некого...
Деградация общества и вымирание любой нации начинается с деградации образования и опустошения души человека. Спасая душу человека через обретение духовно-нравственных ценностей, можно спасти и образование от надуманных и пагубных реформаций. Для этого новоявленным властителям всех уровней следовало бы понять и твердо усвоить простую истину: образование – это не платная услуга и не товар, который можно продать, как можно, дороже. Образование – это важнейший творческий процесс высококвалифицированной подготовки воспитанных, просвещённых и образованных людей, способных творить великие дела и даже совершать чудеса во имя спасения своего отечества и дальнейшего развития всего человечества.
Принят новый закон об образовании и утверждены многие поправки к нему после долгого противостояния общественности. Проходят годы, и стало всем понятно, что этот закон не спасает отечественное образование от деградации. Общественное противостояние продолжается до сих пор, так как родители не хотят, чтобы их подрастающие дети, получая сомнительные «образовательные» услуги за деньги в школе и в вузе, оказавшись безработными, выходили на улицу, чтобы отстаивать свои законные права на труд. Всем благомыслящим людям стало очевидно, что дело не только в том, насколько логически стройно и правильно сформулированы статьи закона об образовании, а совершенно в другом – многие законы в России не исполняются. Их нарушают не только мелкие клерки, но и чиновники самого высокого ранга, и о таких «главных» событиях каждый день, до и после полуночи отечественное, развлекательное телевидение и вездесущий интернет вещают почти синхронно по разным информационным каналам на всю нашу необъятную страну.
Не исполнение законов, а их нарушение на земле русской стало нормой, и это – явный признак неправого государства, когда с высокой трибуны власти говорят красивые, убаюкивающие слова, а творится вопиющее беззаконие и благосостояние народа стремительно падает, и русская нация вымирает. Только восстановив правовой статус государства, вполне возможно возродить и отечественное образование. Только в этом случае высокообразованные люди во всех сферах деятельности, включая промышленное производство и государственное управление на всех уровнях, смогут вывести страну из затянувшегося экономического кризиса.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019. – 144 с.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.
Карпенков С.Х. Экология: учебник в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.
Степан Харланович Карпенков
Русская Стратегия
|