Решением Попечительского совета Русского просветительского общества им. Императора Александра III ее лауреатом за 2021 год стал петербургский художник Андрей Ромасюков. Член Попечительского совета, известный петербургский кинорежиссер-документалист и писатель Виктор Правдюк вручил победителю бронзовый бюст генерала П.Н. Врангеля, памятный диплом и серебряный перстень с символикой.
Врангелевская премия присуждается за значимые литературные произведения, исторические исследования и живописные работы, способствующие восстановлению исторической памяти русского народа и духовному возрождению России. Петр Врангель, которого в советские времена называли «черным бароном», на самом деле был выдающимся русским военачальником, участником Русско-японской и Первой мировой войн, одним из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, выдающимся государственным деятелем.
Так что не зря престижную премию потомки сегодня назвали в его честь.
…Новый лауреат премии имени Врангеля Андрей Ромасюков родился в 1976 году в городе Рыбинск Ярославской области. Учился в Ярославском художественном училище, потом отправился в город на Неве, где окончил Российскую Академии художеств Санкт-Петербурга (мастерская профессора А.К. Крылова и профессора В.В. Пименова). Провел множество успешных выставок в России и за рубежом. Сегодня его работы находятся в частных собраниях России, Великобритании, Австрии, США.
Главная тема в творчестве художника – русские герои Первой мировой войны, воины Русской императорской армии и Белого движения. В одном из интервью он объяснил свой интерес к этой драматической странице истории России.
«Всё началось в 1997 году, когда я искал тему для дипломной работы в Ярославском Художественном училище, – рассказал А. Ромасюков в одном из интервью. – Тогда я впервые прочитал Булгаковский "Бег", и меня зацепило. Дипломная работа из нескольких графических листов со смешанной авторской техникой была посвящена этому произведению.
Ну а дальше больше, чем больше узнавал, тем больше писал и рисовал об этом. Тут работа сопряжена с историческим научным подходом, как говорится – "На кривой кобыле не подъедешь" и, чтобы владеть темой, надо много чего изучить. Я читал взахлёб всё, что попадалось –от мемуаров участников событий до научных монографий… В романе Пикуля "Моонзунд" офицер говорит, что он не белый и не красный, а прежде всего русский. Белые и красные это в рамках гражданской войны, это было 100 лет назад, но угли тлеют ещё во многих сердцах. Моя работа в том и заключается, чтобы нащупывать ступени к примирению. А для этого требуется просвещение. Ведь в культурной памяти о белых слишком мало. Если я раскрываю образы этих людей, то многие зрители открывают для себя что-то новое, по-другому, не заштампованно смотрят на историю своей страны», – рассказал художник.
Этот цикл в творчестве художника по праву можно назвать подлинной эпической поэмой в живописи, посвященный исторической трагедии России, благодаря которой переживаешь этап за этапом крестный путь России, и которая делает зримыми лики её героев.
«Своим проектом, – говорит Андрей Ромасюков, – я хочу найти ступень для культурного примирения нашего народа, потому что исторические ссоры, в которых у многих теряется душевный покой – ведутся до сих пор. Без рассказа о старой России, Русской императорской армии, мы так и будем жить мифами, потому я вношу свою малую лепту в осмысление нашей великой истории».
Художник с такой страстью стал исследовать эту тему, что сам принял участие в недавней памятной акции группы энтузиастов, посвящённой 100-летию драматического Ледяного похода Белой армии.
«Мы задумали, – рассказывает он, – наш поход как мемориальный, дабы пройти хотя бы часть пути Добровольческой армии в 1918г. Оставили Ростов 22 февраля, шли по станицам, служили панихиды, поминая павших белых воинов. Отрадно было видеть молодых кадет, которые ежегодно поминают белых добровольцев, приходя воинским строем 22 февраля к особняку Парамонова в Ростове – первому штабу Добровольческой армии. Нас радушно принимали в станичных храмах, местные жители встречали хлебом-солью прямо в дороге. Да и с погодой получилось как тогда, 100 лет назад, наши шинели и башлыки покрывались ледяной коркой.
Что касается примирения, то я считаю, что мириться должны не красные и белые, а русские! Можно считать себя кем угодно, но русским должно стать и стать не по крови. В сердце православного христианина не останется места ненависти. Я думаю, что всё мы сможем преодолеть. В Византии 100 лет правили иконоборцы, но потом всё вернулось на круги своя. Да и вся история– промысел Божий».
Как считают художественные критики, Андрей Ромасюков занимает особое место среди современных русских художников, благодаря не похожему ни на кого, сразу узнаваемому стилю своих работ, в которых он умело и тонко сочетает реализм и символизм.
«Образный мир, создаваемый Андреем Ромасюковым, загадочен и, на первый взгляд, непостижим, – пишет, например, искусствовед Галина Владимирова. – Наследник строгой академической традиции русской художественной школы, автор, тем не менее, находится в постоянном поиске новых формальных средств, в его творчестве соединяются присущие русской культуре философичность, нравственная напряженность; сложившийся стилистический подчерк художника узнаваем и крайне индивидуален. Совмещение разных, но параллельных и взаимосвязанных сюжетных линий, фактур, древних символов, знаков и каллиграфии образует единое визуальное послание и превращает само произведение в некий эстетический артефакт, застрявший между двумя мирами: реальным и идеальным (таинственным и иллюзорным)».
Но его творчество удивительно многогранно, тема его картин это не только Гражданская война и ее герои. Приехав в северную столицу из Ярославской области, Андрей Ромасюков сумел удивительно глубоко понять и передать атмосферу этого города, став в итоге подлинным петербургским художником.
В его петербургских работах нашли отражение мотивы и имперской истории (портрет императора Павла I), и гоголевского сюрреализма («Прогулка по Невскому»), и символизма начала ХХ века («Башня» В. Иванова. Таврическая, 15»). На его картинах и сам Петербург – таинственный и загадочный, как персонажи романов Достоевского.
«Город от первого камня и до последней замочной скважины – это, прежде всего дом, к которому нужен ключ, – считает художник. – Дом – это загадка или вопрос, а ключ – ответ на него. В таком незатейливом предмете как ключ всегда был заключён философский символ: к примеру, если дверь – олицетворение женского начала, то ключ от неё – мужского. Однако идея проекта состоит не в исследовании урбанистического развития человечества, но является неким путешествием по лабиринту улиц и коридоров образного мира, где город является и декорацией, и целью повествования одновременно. Фантасмагорические события и исторические персонажи присутствуют на улицах Петербурга, портреты Русских Императоров складываются из вещей, оставленных на столе, а дома на площадях и улицах Российской северной столицы превращаются в шахматные фигуры», – рассказывает Андрей Ромасюков.
Он не просто художник, но еще и историк, член Военно-исторического общества Санкт-Петербурга. Все, кто видел его картины, поражаются, насколько точно все на его полотнах соответствует действительности – и вооружение, и форма и войсковые знаки отличия и сами изображенные на них события, портреты их участников.
Таким образом, талантливый художник наших дней стал подлинным, вдумчивым и глубоким летописцем прошлого, тем, кто на своих живописных полотнах правдиво и мощно воссоздал волнующие страницы одного из самых драматических периодов истории России.
Владимир Малышев
|