Известно высказывание Пушкина о монархии: "Зачем нужно, чтобы один из нас стал выше всех и даже выше самого закона? Затем, что закон – дерево; в законе слышит человек что-то жесткое и небратское. С одним буквальным исполнением закона недалеко уйдешь, нарушить же или не исполнить его никто из нас не должен; для этого-то и нужна высшая милость, умягчающая закон, которая может явиться людям только в одной полномощной власти".
В этих словах "Наше Всё" выразил идеал русского человека. Действительно, в повседневной жизни русский не любит руководствоваться законом - часто говорят об анархизме русских. Однако этот "анархизм" имеет не только негативную сторону - склонность к неповиновению и бунтарству, но и глубоко христианскую интуицию - быть выше закона. Русского человека отличает терпеливость, сострадательность, склонность прощать своих врагов - всё это, безусловно, питалось веками евангельским идеалом. Не вековая забитость, как пишут русофобы, а именно внутренняя духовная свобода и благородство проявляется в этом. Не могут забитые рабы жертвовать собой, покорять земли, строить с любовью храмы, сочинять пронзительные песни.
Русский человека, говоря словами героя Достоевского, "широк, слишком широк", его заносит от рая до ада, и на меньшее он, как правило, не согласен. Русских исторически не привлекало простое потребительское существование, мы ищем смысл жизни, чтобы посвятить ему себя, а если не находим, то саморазрушаемся. Посеянное слово Божие не даёт успокоится, даже если человек и не читал его, но родился и воспитан в атмосфере поиска истины, унаследованной от предков.
С этим свойством, видимо, связана и малая прагматичность русских в повседневних делах. Да, русские способны к исключительно напряженному труду и оделены большой смекалкой, позволяющей выжить в экстремальных условиях, но не склонны конфликтовать, защищая свои интересы, что, впрочем, приводит иногда к взрывам.
Западный человек, ревниво относящийся к своим правам, сформировал гражданское общество. Его плюс очевиден - рост общего благосостояния. Но достигается это за счет гипертрофии индивидуализма, взаимного доносительства, сутяжничества, строгого исполнения законов. Западный человек относится к этому спокойно - мол, "дура лекс", "орднунг ист орднунг". Даже в западной интерпретации христианства отношения человека и Бога определяются юридически. Русского человека это, как правило, отталкивает - западный индивидуализм порождает невыносимый общественный тоталитаризм. За внешне цементированным законом обществом скрываются отчужденные особи, не доверяющие друг другу. Здесь невозможно проявление искренних чувств, девальвирована любовь.
Поэтому все попытки построить в России демократию неизбежно проваливались - нет и не было для нее фундамента - гражданского общества. Известно, что Махно говорил, что в России возможна либо монархия, либо анархия, но последняя долго не продержиться. С этим, конечно, приходится согласиться, ведь анархия делает невозможной хозяйственную деятельность, это доказало и падение власти самого Махно. И большевики, придя к власти, не могли создать ничего иного, как подобия монархии. Но, будучи основанной не на вере, а на безбожии и неограниченном насилии, как писал сам Ленин, "красная монархия" принесла невиданный террор.
В настоящей монархии, в народном идеале "царя-батюшки" видится, как пишет Пушкин, действительно, что-то человеческое, не механическое. Подобно тому, как мы сами в своей жизни прощаем тех, кто согрешил против нас, пробуждая великодушием ответную признательность, и сами ищем прощения, так и в высшей власти нам хочется видеть милующее, отеческое начало для оступившихся ради их искреннего покаяния. Конечно, прощать всех и каждого монарх не должен - тогда бы воцарилась анархия, и зло бы умножилось, но в том его мудрость и должна состоять, чтобы применять свое исключительное право на благо. Причем благо духовное, тогда как материальные выгоды здесь вторичны и необязательны, ибо далеко не все принимают добро должным образом, доверие - это всегда риск быть обманутым.
Безусловно, такие права царя не означают его личного участия в каждом деле, ибо это невозможно, но царь, являясь источником власти, может оказывать влияние на всё общество. Причем будучи максимально независимым и неподкупным, как необязанным своей властью никому.
Власть монарха - это не только милость, но и когда надо - строгость. Это тоже обычно легко принимается русским человеком, выковавшим свой характер в ожесточенной борьбе с врагами и суровой природой. Ради достижения победы завтра русские как никто способны пожертвовать своим комфортом сегодня, что опять же возможно при условии подчинения монарху, когда оставляются в стороне внутренние склоки.
Нельзя считать монархию чем-то менее жизнеспособным, по сравнению с демократическим обществом. В экстремальных условиях выигрывает именно монархия, как это подтверждала русская история. Монархия не обещает большого богатства в силу изложенных причин, но раскрывает глубину человеческих личностей, устанавливая их союз. Потому монархия - это не только монарх, но и всё общество, имеющее соответствующее сознание. Будущее зависит от нас, с Божьей помощью всё возможно. |