БОРЦАМ С ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ ИСТОРИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Справка. Фалеристика – вспомогательная историческая дисциплина о наградах и знаках отличия.
Несколько лет тому назад в Интернете промелькнуло любопытное сообщение. Посольство Украины в Белграде обратилось к властям Сербии с призывом запретить участникам пророссийских акций украшать свою одежду т.н. георгиевскими ленточками, поскольку они являются профашистской и пронацистской символикой. И далее украинские дипломаты дали свою историческую справку. Точнее, трактовку. Им слово.
Орден Св. Георгия был учрежден русской царицей Екатериной II в 1769 г. В дальнейшем, излагали свою точку зрения киевские дипломаты, георгиевскими наградами в Российской империи жаловали русских военных, которые проводили в жизнь агрессивную, империалистическую, захватническую политику России.
В годы Гражданской войны, сетовали сыны «щирой и нэзалэжной», георгиевскими наградами отмечали русских белогвардейцев, которые воевали против борцов за независимую и свободную Украину и убивали их.
В годы второй мировой войны десятки кавалеров георгиевских наград, из числа русских эмигрантов – белогвардейцев, служили в русских антисоветских формированиях на стороне Третьего рейха. На своих германских мундирах они носили ленточки практически тех же цветов, что и ленточки, которые граждане РФ прикрепляют к своей одежде 9 мая.
Посему георгиевская ленточка – это есть пронацистская и профашистская символика.
Что же, постараемся понять логику украинских дипломатов.
Начнём с того, что их отношение к русской императрице Екатерине Великой едва ли может быть объективным и беспристрастным. Ведь именно по её указу была ликвидирована Запорожская Сечь. Одной из причин, побудивших русскую царицу на этот шаг, было участие запорожских казаков в пугачёвском бунте 1773 – 1775 гг.
Другой, вероятно более весомой, стала причина геополитическая. «Век золотой Екатерины (Великой)» ознаменовался присоединением к России Крымского ханства в 1783 г. Данное государственное образование на протяжении не одной сотни лет представляло собой серьёзную угрозу для южно-русских земель, включая и земли Малороссии. Сколько людей, в первую очередь славян, было убито и угнано в неволю крымскими татарами, как говорится, одному Богу известно.
И не случайно в 2020 г. отмечалось 500-летие Тульской засечной черты. Большая часть уездных городов Тульской губернии - Чернь, Крапивна, Одоев, Венёв, Ефремов, Кашира, изначально были построены на месте крепостей – острогов Засечной черты.
Несколько лет тому назад, путешествуя по Тульской губернии, я услышал легенду о происхождении названия села Карамышево. Оно находится не далеко от усадьбы Ясная поляна, чьё название хорошо известно во всем мире.
Название села, является производным от тюркского словосочетания «кара – мыш» - черная земля. Почему эти места так назвали, существует две версии. По одной, своё название это село получило потому, что в здешние суглинистые почвы клином вдаётся плодородный чернозём – черная земля. Другое название связано с теми давними временами, о которых говорится выше. С начала XVI в. и вплоть до второй половины XVII в. Тульская земля регулярно подвергалась набегам крымских татар и их союзников – ногайцев, которые приходили сюда со стороны Дикого поля. Последний такой набег, если мне память не изменяет, имел место быть в 1659 г.
Главной целью набегов, был захват рабов. Двигаясь с юга на север, рассыпаясь веером между старинными Изюмским и Муравским шляхами, татары проводили, говоря современным языком, зачистку. Приблизительно в том месте, где в начале XVIII столетия было, основано село Карамышево, татары устраивали выбраковку живого товара. Малых и старых, тех, кто имел, опять же говоря современным языком, не товарный вид, здесь же убивали. Пленников рубили кривыми татарским саблями, на скаку расстреливали из луков. Кажется, у охотников это называется тренировкой в стрельбе по бегущей мишени. Вот почему здесь земля пропиталась кровью и почернела от горя людского и стала с тех пор называться Кара – мыш – Карамышево.
Малороссийские казаки, чьим главным центром была Запорожская сечь, стояли заслоном на пути крымских татар, но при этом они периодически заключали военные союзы с крымскими ханами и воевали плечом к плечу с их воинами. то против Московской Руси, то против Речи Посполитой.
После воссоединения Малой Руси с Великой Русью потомки малороссийской старшины дали немало славных российских военачальников. Назовём здесь только три имени – И.Ф. Паскевич, И.В. Гудович, П.С. Котляревский. Все они были кавалерами ордена Св. Георгия.
Генерал – фельдмаршал И.Ф. Паскевич (1782 – 1856) был кавалером всех 4-х степеней ордена Св. Георгия. Георгиевским кавалером был граф И.В. Гудович (1741 – 1829), так же дослужившийся до чина генерал – фельдмаршала. П.С. Котляревский (1782 – 1851) генерал – от – инфантерии, был кавалером ордена Св. Георгия 3-х степеней.
Вспомним так же, что переселённые на Кубань запорожские казаки, стали родоначальниками Кубанского казачьего войска.
В последующие без малого полтора столетия, потомки запорожских казаков с гордостью носили на своих русских военных мундирах георгиевские награды.
Так было до рокового 1917 года.
Весной 1918 г. в Киеве, оккупированном германскими войсками, была провозглашена Украинская держава. Главой этого государства стал гетман П. П. Скоропадский (1873 – 1945). В самом недавнем прошлом генерал русской гвардейской кавалерии и георгиевский кавалер. На старых фотокарточках и в кадрах кинохроники хорошо видно, что казацкую черкеску пана гетмана украшает русский орден Св. Георгия. И не он один носил эту награду. Русские офицеры, в силу различных обстоятельств поступившие на военную службу к Украинской державе так же носили на своей украинской военной форме ордена Св. Георгия. Многие из них в дальнейшем, когда рухнул режим гетмана Скоропадского, перешли на службу в Вооруженные силы Юга России – ВСЮР.
Кстати, насколько мне приходилось слышать, отношение к гетману Скоропадскому у нынешних властей Украины двойственное. С одной стороны его память почитают, поскольку он один из, образно говоря, столпов украинской государственности. С другой стороны, как писал известный русский историк С.В. Волков, «Гетманская власть, в отличие от петлюровской, не была на деле ни националистической (лишь по необходимости употребляя «самостийные» атрибуты и фразеологию), ни антироссийской. Это давало возможность даже возлагать некоторые надежды на нее и ее армию как на зародыш сил, способных со временем освободить от большевиков всю остальную Россию». (1)
Поэтому трудно представить себе, если бы такую встречу можно было устроить с помощью машины времени – гетман Скоропадский беседует с чинами дивизии СС «Галичина», или, тем паче, с бойцами добровольческих батальонов Украины, воевавшими в Донбассе. Скорее всего, такая встреча не состоялась по причине слишком разных менталитета, культуры, генеалогии, наконец.
Что же касается выпада украинских дипломатов в адрес ВСЮР, то здесь хочется обратить внимание на одно очень важное обстоятельство. Части ВСЮР по большей части комплектовались и пополнялись уроженцами Новороссии и Малороссии. Вспомним имена генерала М.Г. Дроздовского, полковников П.Я. Сагайдачного, Д.А. Слоновского, Е.К. Смола – Смоленко, поручика В.С. Макаренко, братьев Лисенко. Не знаю, был ли полковник Марковской пехотной дивизии Сагайдачный потомком, или дальним родственником гетмана Запорожского казацкого войска, или однофамильцем, но артиллеристы – марковцы братья Лисенко уроженцы Черниговщины, были потомками малороссийских казаков. И тот же поручик В.С. Макаренко, брат знаменитого советского педагога и писателя А.С. Макаренко, зимой 1919 – 1920 гг. воевал на бронепоезде «Генерал Марков» пулемётным офицером, участвуя в боях против красных партизан и петлюровцев.
Что вытворяли борцы за «нэзалэжную» Украину с русскими воинами, сражавшимися за единую и неделимую Россию, попавшими к ним в руки, хорошо известно. В первую очередь из романа М.А. Булгакова «Белая Гвардия». Их дополняют воспоминания сестры милосердия М.А. Нестерович – Берг «В борьбе с большевиками». (2)
В годы второй мировой войны действительно, десятки георгиевских кавалеров служили в русских антисоветских формированиях, воевавших на стороне нацистской Германии. В первую очередь в рядах Русского корпуса. Среди них были и уроженцы Украины в её нынешних границах. Уроженцем Киевщины был генерал И.К. Кириенко, полковник Б.В. Гонтарев был родом из Одессы, генерал Б.А. Штейфон был харьковчанином. Предположительно уроженцем Одессы был генерал Д.П. Драценко. Но свои боевые награды они получили в России, а не в Германии в те времена, когда богемский капрал, был, образно говоря, никто и ничто.
Как известно, в конце второй мировой войны Русский корпус вошёл в состав Вооруженных сил Комитета освобождения народов России, - ВС КОНР, которые подчинялись бывшему советскому генералу А.А. Власову. К тому времени генерал Кириенко был вынужден отставить службу в РК, но генералы Штейфон и Драценко, полковник Гонтарев продолжали службу. И, добавим от себя, они видели свое место в рядах КОНР, которые, как бы по инерции продолжали называть РОА – Русской освободительной армией, но не видели себя в рядах Украинской повстанческой армии – УПА.
Кстати, в Русском корпусе служил полковник А.Ф Кирей, младший брат генерала В.Ф. Кирея. Они тоже в 1918 г. какое-то время служил в гетманской армии, а потом перешли на службу во ВСЮР.
Так или иначе, власти Сербии демарш украинских дипломатов проигнорировали. А они, в свою очередь больше к этой теме не возвращались.
В.Г. Чичерюкин – Мейнгардт
Русская Стратегия
Примечания:
1. Волков С.В. Трагедия русского офицерства. Офицерский корпус России в революции, Гражданской войне и на чужбине, М., 2002, сс. 66-67.
2. Нестерович – Берг М.А. В борьбе с большевиками. Воспоминания, Париж, 1931, на русском языке, сс. 195-196.
|