Всем здравомыслящим людям понятно и очевидно, что с благородного воспитания начинается полноценное образование, необходимое для всестороннего развития любого человека, стремящегося познать истину божественную и земную. Основу основ такого общественно значимого воспитания, воспитания с любовью составляют духовно-нравственные ценности, которые выковывались упорным трудом многих поколений воспитанных и образованных людей.
Однако в нашем отечестве, на русской земле некоторые «доброжелатели» ограниченные в фундаментальных знаниях о природе и человеке, под влиянием западных течений и вопреки многовековым традициям русского народа и вопреки здравому смыслу активно и напористо внедряют свои пагубные «инновации» в отечественное образование, оказавшееся по воле непросвещённых реформаторов на грани пропасти.
Непростые проблемы образования, которое всегда начиналось с воспитания ещё в дошкольном возрасте, широко и регулярно обсуждаются в различных средствах массовой информации, а последнее время и в интернете. Они затрагивают все уровни образования, начиная с обучения в первом классе и кончая студенческой аудиторией. Их решение во многом зависит не только от изменения самой структуры всей системы образования, но и во многом от того, как будущий школьник воспитан родителями в своей семье в самом раннем возрасте…
В недалёком прошлом нашего отечества предлагалась оригинальная «инновация» – якобы эффективный способ повышения качества образования – ввести 12-летнее среднее образование, при этом предлагалось начать учить читать и писать детей в возрасте до семи лет. Преследовалась якобы благородная цель – дать детям, как можно, больше знаний. Однако знать много не означает знать хорошо и тем более знать превосходно.
В учёбе, как и в любом деле, должна быть разумная мера. Кроме того, знания без заложенной в детстве духовно-нравственной основы могут оказаться бесполезными и даже вредными и пагубными. Не следует забывать и другое: учёба – это напряжённый умственный труд, а не любовь, которой все возрасты покорны. Подавляющее большинство детей физиологически не готово, чтобы принять большую умственную нагрузку в возрасте до семи лет. Принудительная попытка научить ребёнка всему и вся, вопреки его воле и без учёта его потенциальных способностей, в таком раннем возрасте неизбежно кончится для него неудачей, и вызовет не радость познания, а горькое разочарование и даже отвращение к учёбе.
Время от рождения ребёнка до семи лет – самая благодатная пора для полноценного и достойного воспитания. Именно этот возраст предопределён самой природой и физиологией человека, чтобы закладывалось в его душе благотворная нравственная основа, чтобы он обладал в полной мере высшей властью – властью над собой и чтобы не оказался в плену пагубных пороков и страстей. «Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, – стыду. Ибо по преимуществу из этих занятий обычно рождается стыд», – утверждал древнегреческий философ Демокрит (р. 470 или 460 до н.э.).
Ненавязчивый пример любых благородных дел и добрых начинаний заботливых родителей – это самое действенное и надёжное средство воспитания и наставления для любимых детей. Плохо воспитанного ребёнка в детстве трудно и почти невозможно перевоспитать в дальнейшем, когда он повзрослеет и когда его трудно преодолимое упрямство одерживает верх…
Только при одном единственном условии, что с раннего детства ребёнок воспитывается в семье среди своих родителей, родных и близких, познавших жизнь во всех её проявлениях, может полностью реализоваться генетический потенциал его полноценного развития. Самой природой заложена благодатная почва для истинного воспитания именно в семейном кругу, а не в детском доме, не в детском саду и не в чужой семье, какими бы они все хорошими не были. Ничто и никто не могут заменить материнской любви, душевной теплоты и нежной ласки матери: ни современный детский дом, ни детский сад, ни чужие родители, даже по-настоящему любящие своего воспитанника.
Если семейные отношения выстраиваются в соответствии с Заповедями Божиими, то в такой семье закрепляются и утверждаются православная вера и духовно-нравственные ценности, и это – важнейшее условие благополучия семьи. Однако в нашем отечестве в реальной жизни по тем и или иным причинам, чаще всего определяемыми разными факторами непрофессионального государственного правления, нередко встречаются и неблагополучные семьи, где сложились неблагоприятные условия для надлежащего воспитания. «Сегодня потребность в слове Христовой Истины у молодых людей особенно высока. Среди реалий современного мира нередко встречается совершенно неправильное выстраивание внутрисемейных отношений; часто молодежь вообще бывает лишена какого-либо воспитания и потом вынуждена на своих ошибках учиться жить правильно» – справедливо отметил в одном из своих проповедей Святейший Патриарх Кирилл.
К сожалению, в последнее время в средствах массовой информации, в телевизионных передачах и в интернете преднамеренно или по неведению не оценивается по достоинству важнейшая роль и практическая значимость семейного воспитания. Активно проводится целая пропагандистская компания с политической окраской, ориентированная якобы на правовую защиту детей, «обиженных» родителями. Вместо того чтобы всеми средствами повышать уровень благосостояния граждан и тем самым всячески содействовать воспитанию в своей семье и школе и, следовательно, заботиться об укреплении русской нации, «сердобольные» активисты предлагают создать некую государственную структуру по защите прав ребёнка.
Совершенно очевидно, государственное законотворчество разумнее и целесообразнее направить не на учреждение какой-то непонятной и никому не нужной очередной чиновничьей структуры, а на создание благоприятных условий для семейной жизни, включающих материальный достаток и основанных на духовно-нравственных ценностях, ибо не единым хлебом жив человек, как сказано в Библии. Именно при таких условиях возможно полноценное воспитание, необходимое для достойного образования.
С потерей духовно-нравственных ценностей ещё в раннем возрасте безвозвратно теряются умственные способности и духовное богатство человека, которые выделяют его в многообразнейшем живом мире. Популярная сказка английского писателя Д.Р. Киплинга (1885–1936) о маленьком Маугли, воспитанном волками и другими животными джунглей, а затем уже зрелым юношей вновь вернувшемся в «человеческую стаю», – только красивая сказка со счастливым концом. Редкие, подобные случаи в реальной жизни показывают, что ребёнок, в силу непредвиденных обстоятельств оказавшись вне человеческого общества и выживший в джунглях, вернувшись через несколько лет к людям, уже никогда не сможет в полной мере овладеть членораздельной речью. Более того, он теряет и способность приобрести даже несложные трудовые навыки. Всё это означает, что он не сможет стать настоящим полноценным человеком.
Полная реализация генетического потенциала человека, заложенного природой и Богом, ограничена жёсткими временными рамками. Если в раннем возрасте по тем или иным причинам сроки пропущены, то наследственный потенциал постепенно и неизбежно угаснет, и человек по своему умственному и физиологическому развитию остаётся на уровне недоразвитого младенца или примата.
В истории человечества известно немало и других примеров, показывающих, что не только отдельно взятый человек, но и целые сообщества людей обязаны вести кропотливую работу по овладению, сохранению и приумножению всего того, что отличает человека от других существ в богатейшем живом мире. Малейшие ослабления усилий и ещё гораздо хуже, когда целенаправленно и сознательно пробуждаются в людях низменные, безнравственные начала в ущерб разуму и тем самым преследуются неблагородные и пагубные цели, с поразительной быстротой ведут к деградации человека: духовному опустошению, потере культурных завоеваний, к возрастающей дикости и агрессивной патологии даже в цивилизованном обществе.
«Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних», – сказал великий мыслитель древности Сократ (470/460 – 399 до н.э.).
В отдалённом и недалёком прошлом самозванцы-большевики и их последователи-коммунисты в безбожном государстве всячески пытались насадить искусственные ценности, противоречащие природе человека. Истинные же ценности неизбежно растворялись в безбрежном океане человеческих пороков и страстей. И некоторые люди не по своей воле стали терять всякую способность распознавать всё бесценное духовное и склонность к его восприятию. «Из этой способности и из этой склонности исходили все великие воспитатели рода человеческого. Это было то, что имел в виду Платон, трактуя земную очевидность как «припоминание» предвечно созерцаемых человеческих идей», – утверждал профессор Московского университета И.А. Ильин (1882–1954), выдающийся учёный, один из наиболее видных представителей русской философской мысли.
По мнению этого учёного-философа мирового масштаба, главная и высочайшая задача воспитателя – как можно раньше зажечь детскую душу лучом божественного света, чтобы очнулась она от своего блаженного сна ночи навстречу благословенному дню… Как можно раньше надо приобщить ребёнка к этому божественному счастью на земле, пока ему неведомы ещё ни горечь жизни, ни боль его души; пока он полон естественной доверчивости к миру, и пока радость в нём бьёт ключом.
«Воспитать ребенка – значит делать его ум и нрав возвышеннее, значит вести его к нравственным вершинам», – сказал французский писатель Андре Моруа (1885–1967). И покорить такие вершины вполне способен каждый целеустремлённый молодой человек, для которого везде и всегда есть истинная свобода и для возвышенных чувств, и для благородных дел…
Совсем недавно в средствах массовой информации активно обсуждался вопрос о введении основ православной культуры в средней школе. На эту тему некоторые авторы статей, упражняясь в демагогии и словоблудии, писали: «На свободе совести ставят крест», «Россию хотят отбросить на столетие назад», «детей хотят насильно постричь в монахи», «лишить их свободного выбора».
Подобные безнравственные публикации и громкие выступления в таком же духе по телевидению и в интернете лишают детей и их родителей свободного выбора между добром и злом, мешают детям расти внутренне свободными от всего того, что развращает и приближает их к неизбежному злу. При этом активные «защитники прав ребёнка» почему-то молчат о многих миллионах беспризорных детей, о детской наркомании и о других тревожных социальных явлениях, прямо или косвенно связанных с резким падением уровня образования, которое началось с духовно-нравственного вырождения…
Все без исключения родители, вне зависимости от их происхождения, социального статуса и материального достатка, безусловно, непременно хотят, чтобы их дети выросли воспитанными, честными и образованными, чтобы они любили не только себя, но и мать и отца, учителей и воспитателей. Для некоторых родителей, любящих своих детей, по воле Божией такое вполне естественное желание всё же исполняется – всё чаще и чаще можно видеть молодую благочестивую мать с ребёнком на руках и с шестилетним сыном, рядом идущим. Одухотворённые и просветлённые их лица сияют от радости – они нашли дорогу к храму.
Некоторые сердобольные и дальновидные родители, убедившись в беспомощности и бесперспективности государственной общеобразовательной школы, разваленной до основания чиновниками от образования при покровительстве некомпетентной власти, пытаясь спасти своих детей, направляют их в воскресные школы с полной уверенностью в том, что там ничему плохому их не научат. Направляют детей и в недавно открытые гимназии, где опытные учителя стремятся организовать русское классическое образование, чтобы вопреки чиновничьим «директивам», гимназисты в полной мере владели фундаментальными знаниями о природе и человеке и были свободными от виртуального, цифрового одурманивания и порабощения.
Проходили долгие годы, и чиновники образовательных структур, родители и в значительной степени правители на местном уровне стали осознавать важность и практическую значимость православного просвещения. В некоторых регионах по инициативе активных родителей, любящих своих детей, подводилась законодательная база и предмет «Основы православной культуры» стал постепенно внедряться в школьное образование.
Очень важно, чтобы на уроках православной культуры без подавления свободной воли школьника в его душе прививалась любовь к истинным ценностям, которые облагораживают человека и способствуют его умственному и духовному развитию. Даже опытному учителю потребуется много сил и огня, чтобы ученики слушали его на уроках и чтобы всем сердцем полюбили его. Блажен тот учитель, который зажигая сердца своих учеников, смог раскрыть их потенциальные способности. Просвещённые и одухотворённые ученики будут всегда с благодарностью вспоминать своего любимого учителя, приобщившего их к познанию истины божественной и земной…
Многие здравомыслящие люди понимают, что развитие любого общества возможно только тогда, когда государственные преобразования, глубоко продуманные и всесторонне обоснованные, нацелены на достижение достойного образования, направленного на обретение фундаментальных знаний о природе и человеке, на воспитание и проявление лучших, а не худших качеств человеческой натуры. Благородный путь такого общественно значимого преобразования лежит через воспитание любовью.
Именно о любви говорит и Библия. Заповеди Божии начинаются со слов любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, и всем разумом твоим, и всею крепостью твоею» – эта первая и главная заповедь. Вторая же подобная ей – «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Если человек обладает такой любовью, то он никогда не нарушит и все остальные заповеди. Любой человек, любящий ближнего, не может его обидеть, обмануть, тем более убить или ему позавидовать, и, вообще, не может пожелать ему чего-либо худого.
«Там, где начинается любовь, там кончается безразличие, вялость, экстенсивность: человек собирается и сосредотачивается, его внимание и интерес концентрируется на одном содержании, именно на любимом» – писал глубочайший мыслитель современности, выдающийся русский философ И.А. Ильин, профессор Московского университета...
Воспитание – это важнейший процесс формирования нравственных и духовных качеств человека. Его важности и практической значимости никто не отрицает: ни родители, ни воспитатели, ни чиновники системы образования, ни даже законодатели, признав и утвердив простую и понятную формулу: воспитание и обучение – это и есть образование.
Хорошее, превосходное воспитание может дать только тот воспитатель, который сам прошёл хорошую школу благородного воспитания жизнью. Чтобы воспитывать по-настоящему, надо в совершенстве знать жизнь во всех её проявлениях. Без духовно-нравственного воспитания человек погружается в кромешную тьму, а человечество неизбежно деградирует.
Духовно-нравственные ценности не стареют со временем и всегда облагораживают человека. Они обретаются упорным трудом родителей, воспитателей, учителей и, прежде всего, самого воспитанника. Глубоко нравственное воспитание начинается в раннем возрасте и ограждает детей от поспешности и суеты, легкомыслия и упрямства, которые свойственны молодости. Оно указывает единственный светлый путь спасения души человека в безбрежном океане пагубных пороков и страстей.
Благодаря воспитанию с любовью и в согласии с нравственным законом, дарованном каждому человеку природой и Богом, любые добрые дела и любые благие начинания, какими бы они сложными и трудными не были, всегда воплощаются в жизнь.
Степан Карпенков
Русская Стратегия
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019. – 144 с.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.
Карпенков С.Х. Экология: учебник в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017. |