Христос в представлении иудеев должен был стать земным царем, и не оправдав их ожиданий, через несколько дней после торжественной встречи был предан ими. Подобно иудеям многие и из именующих себя христианами хотят видеть в Нем революционера и социального реформатора. Но нигде Он не выступает в такой роли. Христос уклонился от народа, когда Его хотели сделать царем, не стал, хотя и мог, всемирным правителем, решив бы таким образом проблему мира во всем мире. Он отказывается даже участвовать в справедливом разделе имущества между спорящими братьями, указывая, что Его никто не поставил на это, увещая избегать любостяжания. Христос накормил однажды пять, другой раз четыре тысячи человек, но не накормил все человечество, отказавшись превращать камни в хлеба, что могло бы в миг решить продовольственную проблему во всем мире. Он воскресил сына наинской вдовы, дочь начальника капернаумской синагоги, Лазаря, возможно еще кого-то, но все человечество осталось смертным, умерли через какое-то время даже воскрешенные Им. Также Христос исцелил многих, но люди в целом продолжали болеть и страдать.
Так почему Он - Спаситель? За что мы Его почитаем? Ответ, безусловно, известен верующим христианам, но не все продумывают его до конца. Христос пострадал за нас добровольно, чтобы освободить от греха, проклятия и смерти. Почему надо было пострадать Ему, почему нельзя было силой победить диавола и смерть? Дело в том, что рабство диаволу - не внешнее, подобное человеческому, от которого можно освободиться внешней силой. Рабство диаволу - внутреннее, укорененное в нашей воле выбора, колеблющейся между добром и злом. Чтобы прекратить эти колебания необходимо укрепление воли, для чего требуется подвиг. Зло притягивает, давая временное наслаждение и успокоение. Раздражаешься - накричал и успокоился. Так же действуют и другие грехи. Но соделанное зло еще больше отдаляет нас от Бога и друг друга. Укоренившись во зле, человек остается внутренне один, потому грех порождает пустоту в душе и смерть как следствие отпадения от Бога. Боязнь смерти и внутренняя пустота в свою очередь еще больше толкают человека на поиск наслаждения, чтобы забыться. Порочный круг замыкается. Невозможно разорвать его извне. Если дать грешному человеку бессмертие, то это не избавит его от пустоты, это станет бессмертной смертью, то есть, адским существованием. Напротив, смерть имеет двоякое значение для нас - она не только толкает на грех, когда мы пытаемся забыть о ней, но и заставляет задуматься о покаянии, если осознаем ее неизбежность.
Поскольку наша воля выбора имеет склонность ко греху, то борьба с ним становится нелегкой. Диавол постоянно внушает, что бороться с грехом бесполезно, это, дескать, наша природа. Для укрепления в этой борьбе нам нужен пример, который и дает Спаситель. "Подражайте мне, как я Христу," - увещает апостол Павел. Но одного примера тоже не достаточно. Что толку смотреть на пример чемпионов мира, если мы инвалиды? Нам требуются внутренние силы для борьбы с грехом. Эти силы и дает нам Христос в соединении с Ним в Таинствах. Их нельзя дать помимо веры в Бога - это привело бы нас к превозношению и еще большему отпадению от Бога, поскольку мы будем по сути сами себя почитать за богов. Условие получения сил Божиих, благодати - вера в Бога, основанная на смирении, на признании того факта, что мы сами не в состоянии победить зло. Для этого требуется опыт духовной жизни. Недостаточно констатировать факт нашей немощи в уме - всегда бы оставалось место сомнению. Подобно тому как человек, ни разу не поднимавший тяжести, не может иметь уверенности в том, что не имеет сил для ее поднятия. И лишь только попытавшись поднять тяжесть, человек получает ощутительное знание своих сил. Также и в духовной жизни - лишь борясь с грехом, человек начинает опытно понимать свое бессилие, и, как следствие, от всей души взывать к Богу о помощи. Ни разу не тонувший человек не может в полноте оценить значение спасателей и быть им благодарным, в отличие от спасенных ими.
Потому Христос и не дает нам освобождение от греха помимо наших усилий - зло бы осталось в нас и только усилилось, легкость освобождения провоцирует и легкость нового падения. И только после победы над грехом как следствие приходит и здоровье, и бессмертие. Они уже не могут повредить человеку, укоренившемуся в Боге. Совершенно не думая о себе, спасенный человек пребывает в радости благодарения Богу за все, и поэтому уже не скорбит о недостаче чего-либо и не тревожится о будущем. Именно поэтому Господь на земле требовал прежде наличие веры и покаяния, а без веры людей не творил чудес. Поскольку этот мир лежит во зле, то окончательная победа над смертью является делом будущего века. Пока существует этот мир со своими соблазнами и скорбями, бессмертное пребывание в нем даже святых, достигших бесстрастия, - невозможно. Это было бы для них непрекращающейся мукой, в то время как смерть для них - последнее испытание и освобождение.
Разнообразные "бытоулучшательские" идеологии, направленные на победу над внешним злом, совершенно не учитывают указанный фактор греха в нашей жизни. Сторонники материализма направляют все силы на преодоление последствий греха - болезней, бедности, голода, самой смерти, но не на их причину. Отсюда их враждебность ко Христу и бесплодность их попыток, поскольку природу падшего человека они не в состоянии преобразить. Пытаясь уничтожить зло силой, они сами его умножают.
Но разве христиане не должны бороться со внешним злом, заботясь о ближних? Должны, но по примеру Спасителя - через несение своего креста. В основе социального зла лежит, по выражению Апостола, корень греха - сребролюбие. Чтобы с ним бороться необходимо самому быть нестяжательным, оказывая по возможности милостыню неимущим. Смысл милостыни не только в том, чтобы дать внешнее успокоение, но и чтобы разделив с ближним его страдания, воодушевить его на безропотное несение креста. Если человек имеет власть от Бога, а не захватил ее сам, то должен пользоваться ей для общего блага, подражая Богу - и это послужит во спасение. Если же заняться самовольным перераспределением богатства, призывая бедных бороться за материальные ценности, то тем самым лишь только развратим их, отдалив от истинного блаженства в Боге. Крест для материалистов - проклятие, а не средство спасения - они желают освободить человечество от несения креста и, следовательно, лишают человека покоя в Боге.
Иуда Искариот, поняв, что Христос не даст ему чаемого богатства, предал Его за цену жертвенного животного и погиб в отчаянии - грех не принес ему блаженства. Любая сумма ничтожна в сравнении с Царством Божиим, как ничтожна земная жертва в сравнении с милостью Божией. Не будем разменивать спасение на призрачные земные блага, чтобы не оказаться там, где Иуда. |