Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7829]
- Аналитика [7278]
- Разное [2992]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Июнь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Статистика


Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2021 » Июнь » 3 » Герои Великой войны. Владимир Константинович Воскресенский (к 105-летию Луцкого прорыва)
    21:45
    Герои Великой войны. Владимир Константинович Воскресенский (к 105-летию Луцкого прорыва)

    23 мая 1916 года (5 июня по новому стилю) в ходе великой наступательной операции войск Юго-Западного фронта пал смертью храбрых прапорщик 5-го стрелкового полка нижегородец Владимир Воскресенский.

    Отважному герою минуло всего 22 года, но к весне 1916 года он был уже опытным офицером, исполняющим обязанности ротного командира. О его подвиге рассказали газеты. За проявленные мужество и доблесть молодой офицер был удостоен высоких почестей и наград.

    Владимир Константинович Воскресенский родился в 1894 году в Ардатовском уезде Нижегородской губернии. В возрасте 9 лет его зачислили в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус, одно из старейших и с богатыми традициями военно-учебное заведение. Корпус был основан в 1834 году по инициативе графа А.А. Аракчеева и по указу Императора Николая I. Для его размещения были отведены здания, расположенные в имении Грузино Новгородской губернии, принадлежавшем графу Аракчееву, личный его капитал был употреблен для обустройства и содержания кадетского корпуса. Летом 1866 года Новгородский кадетский корпус был преобразован в военную гимназию и переведен в Нижний Новгород. В 1883 году в соответствии с реформой Императора Александра III ему было возвращено наименование «кадетский корпус».

    Окончание Владимиром Аракчеевского корпуса совпало с началом Второй Отечественной войны. Вскоре он был зачислен в состав московского Александровского военного училища. Поскольку фронт отчаянно нуждался в пополнении боевыми офицерами, двухгодичный курс обучения военных училищ в самом начале войны был заменен 4-месячными курсами. Вместе с Воскресенским юнкерами Александровского училища стали его сокурсники по кадетскому корпусу Николай Гержабек, Дмитрий Калиновский, Борис Пятницкий, Владимир Самухин, Георгий Тихомиров.

    Первый выпуск военного времени состоялся в начале зимы. Высочайшим приказом от 1 декабря 1914 года юнкерам присваивался младший офицерский чин – прапорщика, и они немедленно определялись в те или иные войсковые части. 

    Так 20-летний прапорщик армейской пехоты Владимир Воскресенский оказался в рядах 5-го Стрелкового полка.

    Эта воинская часть имела старшинство с 25 февраля 1834 года. В этот день в Нижнем Новгороде был сформирован 3-й  Учебный карабинерный полк. Впоследствии он был переименован в 4-й Учебный карабинерный полк, а затем – в 4-й Учебный стрелковый. Год спустя из части рот последнего составился 10-й армейский стрелковый батальон, в 1888 году переименованный в 5-й Стрелковый полк (в отличие от пехотных стрелковые полки имели не трех-, а двухбатальонный состав).  

     Полк входил в состав 2-й стрелковой бригады, а та, в свою очередь, – в состав XIV армейского корпуса, местом дислокации которого являлся Варшавский военный округ. Полк долгое время квартировал в городе Кельцы Привисленского края. В Русско-японскую войну он был отмобилизован и по Транссибирской магистрали направлен на театр боевых действий в Маньчжурии. Участвовал в сражениях при Сандепу и Мукдене.

    Перед мировой войной местом квартирования 5-го Стрелкового полка был польский город Радом.

    По объявлении 19 июля 1914 года всеобщей мобилизации на базе Казанского военного округа была сформирована 4-я полевая армия под начальством генерала от инфантерии барона Антона Егоровича Зальца. В ее состав был включен и XIV армейский корпус генерала И.П. Жилинского. Местом сосредоточения 4-й армии стал Юго-Западный фронт, а боевым крещением – Галицийская битва, в ходе которой корпус принял участие в упорном встречном сражении у города Красника.

    В августе корпус был передан в состав 9-й армии генерала Лечицкого. Под начальством этого умного и опытного военачальника полки 2-й стрелковой бригады будут воевать до лета 1915 года, проходя через горнила Варшавско-Ивангородской, Лодзинской, Ченстохово-Краковской войсковых операций.

     Прапорщик Владимир Воскресенский прибыл в часть в самом начале зимней кампании 1915 года. В это время командиром 5-го Стрелкового полка состоял полковник Николай Николаевич Краевич, начальником 2-й стрелковой бригады – генерал-майор Владимир Александрович Яблочкин.

    После побед, одержанных Русской Армией в начальный период Великой войны (Галиция, Варшава), поставивших крест на планах германского блицкрига (уничтожения поочередно армий Франции и России), наступили трудные времена. Немецкий генеральный штаб, воевавший против государств Антанты на два фронта, внес коррективы в свою стратегию. Весной на Русский фронт были переброшены дополнительные крупные силы, и Рейх всей своей мощью обрушился на наши армии, сосредоточенные в Польше, намереваясь разгромить противника на Востоке в скоротечной кампании и вывести его из войны. Вражеские удары русские воины  встречали с присущими им мужеством и стойкостью.

    Но вскоре обнаружился большой дефицит оружия и боевых припасов. Фронт и тыл облетела тревожная весть о «снарядном голоде». Все более сказывалось и огромное преимущество немцев в артиллерии, особенно тяжелой. Русская Армия под начальством великого князя Никлая Николаевича (младшего) оказалась неспособной успешно противостоять массированным ударам и прорывам врага. В русской Ставке было принято решение об отводе армий из «польского мешка». Летом 1915 года происходило «великое отступление». В критический момент (август 1915 г.) Император Николай II возложил на себя обязанности Верховного Главнокомандующего. Деморализованная дотоле армия воспрянула духом. Отступление прекратилось, фронт стабилизировался. Постепенно промышленность страны переводилась на военные рельсы, нехватка оружия и боеприпасов сходила не нет. Шло формирование новых войсковых частей и соединений.

    Летом 1915 года стрелковые полки были доведены до трехбатальонного состава, а бригады развернуты в стрелковые дивизии. В числе прочих был образован и новый XL армейский корпус, в состав которого вошли 2-я и 4-я стрелковые дивизии. Корпус был включен в состав 8-й армии генерала Брусилова.

    Несколько слов о последней. То была одна из самых прославленных войсковых частей Русской Армии. За доблесть, проявленную в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. (переход через Балканы, бои за Шипку) эта стрелковая бригада удостоилась почетного наименования «Железной». В сентябре 1914 года ее возглавил генерал-майор Антон Иванович Деникин. «Железная бригада», а затем дивизия играли роль своего рода пожарной команды своей армии. Ее направляли туда, где было жарко, и благодаря умелым действиям начальника и отваге офицеров и нижних чинов положение выправлялось. За отличия и боевое искусство генерал Деникин был пожалован орденом Святого Георгия 3-й степени. Отметим, что его начальником штаба являлся еще один герой Белого движения – полковник Сергей Леонидович Марков.

    Под стать четвертой была и 2-я стрелковая дивизия. Деникин в воспоминаниях именует ее «отличной», а ее начальника, генерала Юлиана Юлиановича Белозора, – «достойным». О XL армейском корпусе командующий армией Брусилов выразился так: «По составу своих войск этот корпус был одним из лучших во всей русской армии».

    Вот в такой необыкновенной среде и довелось воевать прапорщику Владимиру Воскресенскому. Ему было на кого равняться и у кого учиться. Личного же мужества и храбрости молодому офицеру было не занимать. Первой боевой наградой Владимира стал орден Святой Анны четвертой степени с надписью «За храбрость», пожалованный ему командующим 9-й армией генералом Лечицким (утверждено Высочайшим приказом от 8 января 1916 г.). Позднее его грудь украсят орден Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом и – уже посмертно – герою будет пожалован орден Святой Анны 3 степени с мечами и бантом, чин поручика за отличие.

    Также посмертно прапорщик Воскресенский был удостоен высшей воинской награды, ордена Святого Георгия.

    Из Высочайшего приказа, подписанного в Царской Ставке 4 ноября 1916 года:

    «Утверждается пожалование командующим 9-й армиею, за отличие в делах против неприятеля, по удостоению местной Георгиевской Кавалерской Думы ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени, 5-го Стрелкового полка, Поручику Владимиру Воскресенскому за то, что, будучи в чине Прапорщика, в боях 1-го, 2-го и 3-го сентября 1915 года у р. Стрыпы, при атаке высоты 380, командуя ротой и находясь под сильным артиллерийским, ружейным и пулеметным огнем, энергичным натиском выбил противника из окопов, захватив в плен 2-х офицеров, 168 нижних чинов и 2 пулемета. Занятую позицию удержал до конца боя, несмотря на ряд повторных атак противника. Заметив, что противник угрожает рядом стоящей с ним 8-й роте 6-го Стрелкового полка, зашел неприятелю в тыл и вновь опрокинул его, чем и выручил товарищей».

    Повторим, бой на реке Стрыпе (приток Днестра) происходил в сентябре 1915 года, то есть в самый трудный период войны.

    Следующий 1916 год стал для Русской Армии во многом победоносным. Кульминацией успешных боевых операций стало масштабное наступление войск Юго-Западного фронта, предпринятое в мае-августе 1916 года, обернувшееся сокрушительным разгромом австро-германских войск. В операции, развернувшейся на громадном пространстве от Припяти до Прута, участвовали четыре русских полевых армии. При этом ведущая роль отводилась 8-й армии генерала Кадедина. А наибольший успех выпал на долю XL армейского корпуса, в рядах которого сражался и Владимир Воскресенский.

    «Правофланговая 8-я армия, – пишет историк Антон Керсновский, – атаковала 23 мая. Генерал Каледин ввел в бой 12 пехотных и 7 кавалерийских дивизий – 170 000 с 582 орудиями». Два корпуса наносили удар в направлении Ковеля (важный железнодорожный узел), два других – в направлении столицы Волынской губернии Луцка. В ковельском направлении был одержан тактический успех, в луцком – полная победа.

    Блистательным прорывом XL корпус генерала Кашталинского растерзал в боях 23-го и 24-го мая у Жорнища и Олыки центр IV австро-венгерской армии – 10-й армейский корпус, продолжает историк.  При этом во 2-й Стрелковой дивизии генерала Белозора особенный успех имели 5-й и 6-й полки, открывшие XL корпусу путь на Олыку и Луцк.

    В 8-м Стрелковом полку той же дивизии отличилась команда из 10 разведчиков под начальством прапорщика Егорова. Скрытно пробравшись в тыл противника, русские вынудили сдаться упорно дравшийся венгерский батальон, взяв в плен 23 офицера, 803 нижних чина и 4 пулемета и отразив при этом конную атаку вражеского эскадрона. Позднее Дмитрий Иванович Егоров будет награжден Георгиевским оружием.

    У соседей, в 4-й Стрелковой дивизии генерала Деникина, особенно отличился  13-й полк и его 3-й батальон под начальством капитана Тимановского, будущего начальника белой Марковской дивизии.

    Всего в Луцком сражении 23-25 мая войсками 8-й армии было взято 45 000 пленных ( в том числе 922 офицера) и 66 орудий, 71 миномет, 150 пулеметов. Противник объявил общую цифру своих потерь – 82 000. Половина пленных и две трети орудий захвачена стрелками XL корпуса. (Керсновский отмечает, что успех был бы больше, если бы Каледин использовал для преследования врага 12-ю кавалерийскую дивизию генерала Маннергейма, оставленную в резерве армии).

    Ротный командир 5-го Стрелкового полка Владимир Воскресенский геройски погиб в первый день Луцкого прорыва. Обстоятельства того боя вкратце описаны в Приказе Армии и Флоту от 4 марта 1917 года о награждении героя Георгиевским оружием, пожалованным  Воскресенскому за то, что «будучи в чине Прапорщика, в бою 23 мая 1916 года у м. Олыка, командуя 4-й ротой и находясь в резерве 3-го баталиона, двигался за этим баталионом под сильным оружейным и пулеметным огнем неприятеля; преодолев проволочные заграждения неприятеля, совместно с 3-м баталионом ворвался в 1-ю линию неприятельских укреплений, затем во главе своей роты, увлекая за собой нижних чинов, бросился на 2-ю линию, куда преодолев проволочные заграждения рота ворвалась и после упорного штыкового сопротивления 2-я линия также была взята, далее, видя, что влево нашим частям, уже ворвавшимся в 3-ю линию неприятельских окопов на высоте 113.0, неприятель угрожал обходом правого фланга поручик Воскресенский, потеряв младшего офицера и многих стрелков, несмотря на совершенно открытую местность и фланговый оружейный и пулеметный огонь во главе остатков своей роты бросился вперед для противодействия отхода, причем при подходе к проволочным заграждениям 3-й линии неприятельских окопов, сраженный пулей врага, пал смерть храбрых».

    Брат героя капитан Аркадий Воскресенский, воевавший на том же фронте в составе 39-го мортирного артиллерийского дивизиона, позднее доносил, что 24 мая Владимир был погребен в ограде православной церкви местечка Олыка. Однако по желанию родных гроб с его телом вскоре был доставлен в Нижний Новгород и предан земле на кадетском участке местного Петропавловского кладбища, где располагался самый большой воинский некрополь.

    В интернет-ресурсе «Википедия» и на ряде военно-исторический сайтов сообщается о том, что поручик и георгиевский кавалер В.К. Воскресенский погребен в кадетском лагере при селе Городце Нижегородской губернии. Впервые неверные сведения опубликовал исследователь Б.В. Никольский в № 6 за 2003 г. журнала «Нижегородская старина» и, видимо, с тех пор их тиражировали те или иные издания. Ошибку легко обнаружить, просмотрев комплекты нижегородских газет за май-август 1916 года. В числе первых весть о гибели Воскресенского обнародовала газета «Волгарь», поместившая в номере от 21 июня некролог следующего содержания: «Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус извещает, что в четверг 23 июня в 11 ч. Утра в кадетском лагере при с. Городце Ниж. губ. будет отслужена панихида по геройски павшем в бою 23 мая бывшем питомце корпуса подпоручике Владимире Константиновиче Воскресенском».

    Таким образом, речь шла не о погребении, а лишь о поминальной службе, но публикатор, вероятно, этого не заметил (при всем при том – низкий поклон военному историку, капитану 2 ранга Черноморского флота в запасе Борису Витальевичу  за его подвижнический труд по увековечению памяти воинов-нижегородцев – участников разных освободительных отечественных войн).

    Два месяца спустя тело героя привезли на родину, и в середине августа пресса сообщила том, когда и где состоится торжественная церемония его погребения. Приведем газетную заметку о том, как она проходила.

    «Местная хроника. Похороны героя. Вчера состоялись похороны героя подпоручика 5 стрелкового полка Владимира Константиновича Воскресенского. Покойный герой – нижегородец, воспитанник Аракчеевского кадетского корпуса выпуска 1914 года, –участвовал в войне с самого начала и за доблесть в боях на Стрыпе в сентябре 1915 года получил орден Св. Георгия 4 степени. Герой погиб 23 мая при прорыве 3 линии австрийских укреплений.  Отдать последний долг герою собрались родные (в т.ч. мать и братья. – Авт.) и все воспитанники кадетского корпуса во главе с директором г.-л. Л.П. Жилинским, преподавателями и воспитателями. У часовни на Петропавловском кладбище, где стоял гроб, была отслужена панихида о. Добровольским и о. Днепровским, пел хор кадет. После панихиды кадеты провожали гроб до могилы под звуки похоронного марша, исполненного оркестром кадет» (Волгарь, № 225, 18.08.1916).

    В заключение отметим, что в 1930-е гг. все захоронения городского Петропавловского (Всехсвятского) кладбища были уничтожены. Сровняли с землей и обширный воинский некрополь и его кадетский сегмент с могилой героя Отечественной войны, кавалера ордена Святого Георгия и Георгиевского оружия, поручика Владимира Константиновича Воскресенского. Какие-либо памятные знаки в его честь в городе отсутствуют. К слову, в 2018 году усилиями Рабочей группы по увековечению памяти воинов-нижегородцев XX века при Общественной палате Нижегородской области (руководитель – генерал-лейтенант запаса А.А. Меркурьев) был установлен закладной камень будущего монумента в честь героев Великой войны 1914 г. Однако памятник на территории бывшего Петропавловского кладбища так и не появился. Власти города и области проявляют непонятное равнодушие к подвигам и памяти героев-нижегородцев, воевавших и умиравших не за советскую власть.

    Станислав Смирнов

    для Русской Стратегии

     

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 1015 | Добавил: Elena17 | Теги: сыны отечества, Первая мировая война, даты, русское воинство
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2031

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru