Твой месяц - май, твой праздник - Вознесенье...
(Анна Ахматова)
На сороковой день после Пасхи Спаситель на глазах Своих учеников, благословил их, вознёсся на Небо.
Богочеловек Христос после Воскресения вознес на Небо и обожил человеческое естество. Таким образом, догмат о Вознесении содержит ту именно истину, что прославленное человеческое естество Христа, вознесенное на небо, вошло во внутрибожественную жизнь Пресвятой Троицы. Богочеловек воссел одесную Отца во всей силе не только Своей Божественной природы, которая и не оставляла лона Отчего, но и человеческого естества, состоящего из тела, души и духа. Это – высшая ступень обожения (теозиса) человеческого естества (Богословско-Литургический словарь). Люди и вся природа радуются Вознесения, всякое дыхание хвалит Господа:
ВОЗНЕСЕНИЕ
Отчего цветы благоухают
И в лесах, и на озерах - всюду?
В это время происходит чудо:
В это время тварь Творца встречает.
И идет Христос с учениками,
Все цветет, шаги Его легки...
Вновь ковер цветущий под ногами.
Как мы от мучений далеки!
А над каждым Храмом солнце льется, -
Расступилась вдруг лазурь небес...
И с высот, и от земли несется
Глас один:"Воистину воскрес!"
Те же, кто в последний путь собрался,
Свято жизнь свою испив до дна,
Зрит и лестницу, и ангелов, и Бога.
И дана им вечная весна...
(Галина Сиротинская)
С праздником Вознесения связана славная, и в то же время трагическая история древнего русского московского Вознесенского монастыря, который был стёрт с лица земли коммунистами. В течение столетий в крипте обители хоронили великих княгинь и цариц. Московские великие князья и цари, поминая своих предков, шли сначала к гробницам отцов в Архангельском соборе, а потом - к гробницами матерей в Вознесенском монастыре Кремля. Гробницы и останки цариц и княгинь успели перенести в подвал Архангельского собора, но прекрасных храмов Вознесенского монастыря больше нет, он был разрушен большевиками в 1929 году. В 2014 году Президент России Владимир Владимирович Путин предложил отстроить заново два разрушенных древних кремлёвских монастыря - мужской в честь Чуда Архистратига Михаила и женский Вознесенский. Богу всё возможно. Со временем эти обители возродятся. Зазвучат в святых обителях Кремля монашеское пение, молитвы, как веками звучали они там.
Вознесенский монастырь Москвы был основан благоверной княгиней Евдокией в монашестве - Евфросинией, вдовой святого Димитрия Донского.
Вот как рассказывается об этом в книге "Жены Святой Руси": Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы в Кремле устраивает она новый женский монастырь (в то время в Москве были два женских монастыря Алексеевский и Рождественский) в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом месте бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские кельи. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переславле Залесском.
В 1407 г., после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокия решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросинии («радость»).
А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам. И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи.
По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного Мария Ярославна дала обет завершить постройку. В 1467 г. храм был торжественно освящен.*[* Постройку завершил знаменитый московский зодчий Василий Ермолин.]
Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35 гробниц.
Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью" (А. Трофимов, Жены Святой Руси, Москва 1994, с. 102-105).
Плотно сомкнуты губы сухие,
Жарко пламя трех тысяч свечей.
Так лежала княжна Евдокия
На душистой сапфирной парче.
И согнувшись, бесслезно молилась
Ей о слепеньком мальчике мать,
И кликуша без голоса билась,
Воздух силясь губами поймать.
А пришедший из южного края
Черноглазый, горбатый старик,
Словно к двери небесного Рая,
К потемневшей ступеньке приник.
(А.Ахматова 1913 год)
В 19 и начале 20 века монастырь развивался и процветал, в нем было около ста монахинь и послушниц, он считался первым по достоинству монастырем России. До революции в 1912 году в селе Зуево был создан скит монастыря.
...Господь посылает трудолюбивых и одаренных людей для восстановления обителей. Вспомним историю. Так, Промысел Божий привёл в Москву в середине 19 века никому не известного юношу-подвижника Петра Мясникова, сына благочестивого купца из Вологды. Сначала Петр был послушником в Оптиной пустыни, затем, когда его духовного отца иеромонаха Илария назначили настоятелем Николо-Угрешского монастыря, переехал с ним на Угрешу. Здесь Петр выполнял всевозможные послушания - работал в трапезной, рассказывал об обители богомольцам, пел на клиросе, даже сбивал масло. Принял постриг с именем Пимен, священство и был со временем поставлен настоятелем монастыря, который он возродил из полного упадка. Кроме того, сотрудничая со святителем Филаретом, митрополитом Московским, отец Пимен своими трудами восстановил почти уже совсем закрытый Иоанновский монастырь в Китай-городе, а также провёл ремонтные работы в обветшавшем Вознесенском монастыре. Подвижник прославлен в лике святых как преподобный Пимен Угрешский.
...В России возрождение Православия тесно связано с идеями монархизма и возрождением русского национального самосознания. Русские должны осознать себя русскими. Русские не могут забыть православные праздники Пасхи, Вознесения, Троицы, не могут забыть и свои церковные и национальные святыни, в том числе Вознесенский монастырь. Можем ли мы сделать что-то или нет в настоящей ситуации, мы все равно в ответе за нашу веру, историю и культуру. Мы можем хранить и передавать память о наших святынях, молиться в тех храмах, которые уже переданы Церкви.
Галина Сиротинская
Русская Стратегия
|