Законная монархия, демократия и тирания
Многоначалие невозможно там, где требуется настоящая «эффективность» власти: скорость и последовательность в принимаемых решениях, координация сил и т. п. – «ибо разноволие разрушает все», по слову преп. Феодора Студита. По этой причине в армии, например, никогда не допускается многоначалие как совершенно парализующее боеспособность. Этим отчасти объясняется тот факт, что демократические формы правления могут более или менее успешно действовать только при достаточно благоприятных внешних условиях и имеют тенденцию сменяться единовластием – зачастую незаконным и тираническим – во время бедствий и испытаний. Уставшие от многоначалия народы склонны искать «твердую руку» (пусть даже богопротивную и преступную), которая избавила бы их от нестроений.
В таких исторических примерах мы должны видеть прообраз пришествия антихриста, что согласуется с учением святых Отцов.
Многие народы в настоящее время гордятся обретенными свободами, надеются на силу демократии, цивилизации и культуры. Но егда рекут мир и утверждение (по русскому переводу – «мир и безопасность»), тогда внезапу найдет на них всегубительство (1 Сол. 5, 3). От множества бедствий и нестроений народы с радостью обратятся к антихристу и немедленно пожертвуют ему все свои свободы; они принесут мучителю полное послушание и покорность, которых не сохранили по отношению к Богу и установленной Им власти.
В свое время стремление к ложной свободе привело Россию к коммунистическому рабству. Страшные эти события были предсказаны святым праведным Иоанном Кронштадтским: «Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться царства и Царя православного. А если отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты – то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга… И если не будет покаяния у русского народа, – конец близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами».
Не случайно самозванчество и нечестие сопутствуют друг другу. Прообразом всех самозванцев в Евангелии явился царь Ирод идумеянин, не по наследству, а хитростью и лестью занявший престол Давидов. Потому-то он со страхом и ненавистью услышал о рождении истинного Царя-Христа, чаяния языков, ибо опасался за свою неправедную власть. В христианских народах всегда было живо понятие о том, что самозванчество и всякое восстание на установленную Богом власть есть явное отступление от веры. Всегда бунтовщики против законной власти царской и всевозможные самозванцы анафематствовались властью церковной, ибо не на человеческие права они покушались, но пытались восхитить священное звание, даруемое одним только Богом.
Апостолы и святые Отцы указывают, что богоустановленная власть царей является силой, удерживающей в этом мiре явление зла в самой крайней его форме – в виде владычества антихриста, который и будет последним самозванцем в человеческой истории. Апостол Павел пишет: Тайна уже деется беззакония, точию держай ныне, дондеже от среды будет, и тогда явится беззаконник, егоже Господь Иисус убиет духом уст Своих (2 Сол. 2, 7–8), а немного выше: И ныне удерживающее весте, во еже явитися ему во свое ему время.
Блаженный Феофилакт Болгарский, основываясь на толковании Свт. Иоанна Златоустого, поясняет, что здесь говорится о власти римского императора, но прикровенно, чтобы проповедь о грядущем разрушении римского государства не навлекла гонений на христиан:
«Когда будет взято от среды римское государство, тогда он приидет. Потому что до тех пор, пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Когда же оно будет разрушено, тогда водворится безначалие, и он будет стремиться похитить человеческую и божескую власть. Подобно тому, как прежде этого государства разрушены были царства, именно: мидийское – вавилонянами, вавилонское – персами, персидское – македонянами, македонское – римлянами; так это последнее – антихристом. И это с большой ясностию передает нам Даниил (Дан. 2, 37 и след.)».
Блаж. Феофилакт указывает, что это толкование вернее того, которое предлагали некоторые, разумея под удерживающим благодать Святаго Духа: ведь в противном случае Апостолу не было бы нужды говорить иносказательно.
Таким образом, даже Нерон, яростный и коварный противник христиан, тот самый, которого, по объяснению блаж. Феофилакта, непосредственно подразумевал Апостол, говоря о тайне беззакония, – по промыслу Божию являлся удерживающим явление антихриста в мiре. Конечно, еще в большей степени это толкование относится к преемнице языческого римского государства – христианской Империи.
Еп. Феофан Затворник и поясняет, что под римским царством здесь подразумевается царская власть вообще: «Когда царская власть падет, и народы всюду заведут самоуправство (республики, демократии), тогда антихристу действовать будет просторно».
В языческих народах Господь Своим Промыслом сохранял начала царской власти, уготовляя эти народы к явлению в мiр Царя царей – Спасителя мiра. Правда, истинное понимание происхождения царской власти не могло сохраниться у язычников, и они находили ложные объяснения ее происхождению (например, обожествляя самих царей или их предков). И все-таки монархическая власть, при всех искажениях, оставалось той естественной нормой, на которую в своей жизни ориентировалось большинство народов. В то же время единоначалие в государстве не может осуществляться только по принуждению: никогда один человек не может быть сильнее всех остальных. Самодержавная власть подразумевает господство в народе определенного мiровоззрения и круга понятий, которыми руководствуются люди в своей жизни.
Итак, только после отступления от Христа некогда христианских народов Господь попустил уничтожение в их сознании самых основ естественного, богоустановленного образа государственной власти. Поэтому повсеместное отсутствие в современном мiре царской власти, бывшей в течение тысячелетий нормой жизни всего мiра, с особенной ясностью говорит о приближении последних, антихристовых времен.
Мы уже отметили, что единоначалие имеет и многие чисто практические преимущества; однако, необходимо отличать практические соображения от религиозных. Нельзя смотреть на монархию как на механизм управления, обеспечивающий благополучие и преуспеяние. Никакая власть сама по себе не может обеспечить земных, как и небесных, благ: они подаются по милости Божией. Суть христианской жизни – в послушании Божественным законам, а вовсе не в богоборческом стремлении создать идеальную жизнь на земле, пусть даже с использованием богоданных средств. Подобно этому верующий человек если сеет хлеб, то отнюдь не потому, что этим гарантируется урожай: Смотрите вран, яко не сеют, ни жнут, и Бог питает их; кольми паче вы есте лучше птиц, – говорит Спаситель (Лк. 12, 24). Но такова Божественная заповедь, данная Адаму по грехопадении – в поте лица есть хлеб свой. Точно так же в устроении общественной жизни христиане, разумеется, должны стремиться следовать Божественному закону, возлагая всю свою надежду только на Бога и моля Его «избавити ны от належащаго и праведнаго Своего прещения».
Именно желание иметь внешние гарантии мiрского благополучия привело к разрушению богоустановленной власти и в будущем приведет к воцарению антихриста – единовластного анти-царя.
Помазание на царство
Взя Самуил сосуд с елеем, и возлия на главу его [Саула], и облобыза его, и рече ему: «Не помаза ли тебе Господь на царство людем Своим иже во Исраили? И ты царствовати будеши в людех Господних, и ты спасеши я от руки враг их окрест… И снидет на тя Дух Господень, и воспророчествуеши с ними, и обратишися в мужа иного … твори вся, елика обрящет рука твоя, яко Бог с тобою»… – И преложи ему Бог сердце на ино … и взыде нань Дух Божий, и прорицаше» (1 Цар. 10, 1, 9, 11).
Божественная благодать привлекла к царю сердца богобоязненных израильтян, для нечестивых же стала предметом поношения: И идоша с ним сынове сил, ихже коснеся Господь сердец их, с Саулом. Сынове же погибельнии реша: кто спасет нас, сей ли? – И безчествоваша его, и не принесоша ему даров (1 Цар. 10, 26–27).
Затем, когда Господь отверг Саула, то повелел Самуилу помазать на царство Давида. И помаза его посреде братии его; и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне (1 Цар. 16, 13). Однако в глазах праведного Давида, Саул оставался помазанником – «христом», священной и неприкосновенной особой: «Кто прострет руку свою на христа Господня, и неповинен будет? Да не будет ми от Господа нанести руку мою на христа Господня» (1 Цар. 26, 9, 11).
Когда же амаликитянин, возвестивший о гибели Саула, приписал себе убийство его, Давид повелел на месте умертвить этого человека, сказав: «Како не убоялся еси воздвигнути руку твою погубити христа Господня?» (2 Цар. 1, 14). Как поясняет Святитель Иоанн (Максимович) Сан-Францисский и Шанхайский, царь Давид не был уверен в том, что амаликитянин действительно убил Саула; однако он счел его достойным смерти уже за одну похвальбу этим убийством.
От ветхозаветного помазания царей берет начало и таинство мvропомазания, совершавшееся над Православными царями в Византии, а затем над Российскими Государями.
Из приведенного выше повествования мы видим, что это таинство делает особу царя священной, возвышает его авторитет и достоинство: Вознесох избраннаго от людей Моих … елеем святым Моим помазах его (Пс. 88, 20, 21). Высота и значение служения Православного царя знаменуется и тем, что в день венчания на царство он причащается Святых Таин в алтаре, у Престола, подобно священнослужителям. Священное таинство помазания имеет особое значение и в отношении повиновения царю со стороны верующего народа.
Через помазание подаются царю дары Святаго Духа, Божественная благодать, необходимая для царского управления, имеющего целью заботу не только о земном благоденствии подданных, но и о вечном их спасении. Отсюда вытекает обязанность Православных царей быть покровителями Православной Церкви, наблюдать за точным исполнением церковных постановлений в жизни подданных – как мiрян, так и духовенства, – а также иметь попечение о распространении истинной веры среди язычников или еретиков.
Важно понимать, что Церковь освящает царскую власть через таинство мvропомазания во-первых потому, что это служение насаждено в природе человека Самим Богом (как говорит Митр. Филарет: «вера освящает власти земные, показывая их небесное происхождение» ), а во-вторых потому, что оно имеет не только земные, но и небесные цели.
Подобным образом, например, освящается Церковью христианский брак – как насажденный в самой природе человека и, что еще важнее, имеющий своей целью не столько продолжение земной жизни через рождение чад, сколько хранение целомудрия и ограждение от блуда (по объяснению Свт. Иоанна Златоустого и других Отцев). Однако по сравнению с браком таинство царства более возвышенно, поскольку оно состоит в служении не своей собственной плоти и ее продолжению – кровным родственникам, супругу и детям (как говорит Апостол: любяй свою жену, себе самаго любит – Еф. 5, 28), а дальним и ближним – целому народу. К тому же, если в брак человек обычно вступает по собственному произволению, то царское служение принимает по наследству, то есть по воле Божией.
Сице глаголет Господь Бог помазанному Моему Киру (Ис. 45, 1) – в этих словах, еще прежде рождения языческого царя Кира, Господь через пророка именует его помазанником. Священное Писание повествует: В лето первое Кира царя Персскаго, да исполнится слово Господне от уст Иеремииных, воздвиже Господь дух Кира царя Персскаго, и повеле проповедати во всем царствии своем, и писаньми, глаголя: «Сия глаголет Кир царь Персский: вся царства земная даде мне Господь Бог Небесный, и Той повеле ми, да созижду Ему дом во Иерусалиме, иже во Иудеи. Кто в вас от всех людей Его, и будет Бог его с ним, и да взыдет во Иерусалим, иже во Иудеи, и да созиждет дом Богу Исраилеву» (1 Ездр. 1, 1–3).
«Бог, – говорит Митр. Филарет, – назначил Кира для исполнения судьбы Своей и восстановления избранного народа израильского; сею Божественною мыслию, так сказать, помазал дух Кира еще прежде, нежели произвел его на свет: и Кир хотя не знает, кем и для чего помазан, движимый сокровенным помазанием, совершает дело Царствия Божия. Как могущественно помазание Божие! Как величествен помазанник Божий! Он есть живое орудие Божие, сила Божия исходит чрез него во вселенную и движет большую или меньшую часть рода человеческого к великой цели всеобщего совершения».
Из Священного Писания мы видим, что Кир был не единственным языческим царем, являвшем послушание Божественной воле. Так, фараон принял божественное откровение, данное ему в сновидении, повелел своему народу во всем слушаться Иосифа, поставил его над всей землей Египетской, а впоследствии оказал любовь и покровительство Иакову и всему его родству, в силу чего удостоился от Иакова благословения (Быт. 41, 1–44; 45, 16–23; 47, 5–10).
Царь Навуходоносор, тот самый, которого три отрока в пламени пещи назвали царем неправедным и лукавнейшим паче всея земли, поклонился Богу и прославил Его чудеса, со властью засвидетельствовав величие Божие перед всем мiром: «И аз заповедаю заповедь: вси людие, племя, язык, аще речет хулу на Бога Седрахова и Мисахова и Авденаго, в пагубу будут, и домове их в разграбление: понеже несть Бога другаго, иже возможет избавити сице… Навуходоносор царь всем людем, племеном и языком, сущим во всей земли, мир вам да умножится. Знамения и чудеса, яже сотвори со мною Бог вышний, угодно бысть предо мною возвестити вам, коль великая и крепкая; Царство Его – Царство вечное, и власть Его в роды и роды (Дан. 3, 96, 98–100). Ныне убо аз Навуходоносор хвалю и превозношу и славлю Царя Небеснаго, яко вся дела Его истинна, и путие Его судьбы, и вся ходящия в гордости может смирити» (Дан. 4, 34).
Дарий же так написал всем народам, находившимся под его властью: «От лица моего заповедася заповедь сия во всей земли царства моего, да будут трепещуще и боящеся от лица Бога Даниилова, яко Той есть Бог Живый и пребываяй во веки, и Царство Его не разсыплется, и власть Его до конца; подъемлет и избавляет, и творит знамения и чудеса на небеси и на земли, Иже избави Даниила от уст львовых» (Дан. 6, 26–27).
Во всех подобных случаях богоустановленная власть проявляла себя таким образом, для которого она и была создана Богом, то есть для утверждения среди людей богопочитания и для исполнения Божественной воли. Вот почему и языческий царь в некоторых случаях может именоваться помазанником.
Тем более естественно, что помазанниками называются часто те православные цари и благоверные князья, над которыми таинство мvропомазания не совершалось. (Так, например, не помазывались на царство русские великие князья и цари до XVII века). Этим указывается на таинственное их помазание – избрание Богом на служение спасению народов, хранению Церкви и всей вселенной.
Заметим, что представитель власти самочинной ни в каком смысле не может именоваться помазанником, ибо он по самому своему положению есть противник Божественного Закона, независимо даже от личных свойств. С другой стороны, не самодержавный правитель не имеет таких прав, чтобы, например, подобно Дарию, заповедать своим подданным бояться Истинного Бога. Таким образом, служение царя как помазанника неразрывно связано с богоустановленностью его власти и с его самодержавием, без которого это служение никак не может осуществляться.
Происхождение Православного Самодержавия.
Праздник Всемiрного Воздвижения Креста Господня
Богоустановленная царская власть полностью отвечает своему назначению тогда, когда земной царь истинной верой служит Небесному Царю и к этому же служению направляет жизнь государства. Такова воля Божия о человеческих народах, и так Имя Божие прославляется в мiре, поэтому когда мы молимся Небесному Отцу, Небесному Царю нашему Богу: «да святится Имя Твое», «да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли» – мы молимся также и о Православном царстве.
Первым в новозаветной истории Православным Государем явился святой равноапостольный царь Константин. Чудесное призвание его к этому служению произошло через явление на небе Креста с сияющими словами: «Сим побеждай». До этого события Крест был символом позорной казни, почему и воины Святого Константина увидели в явлении его дурное предзнаменование. Однако царь, следуя Божественному повелению, не побоялся взять хоругвь в виде креста в качестве знамени и поместить изображение креста на шлемах и щитах своих воинов, победил Максентия, а затем и Ликиния – жестоких гонителей христиан, стал единовластным государем Римской Империи, прекратил гонения, дал возможность Церкви не только внешне благоденствовать, но и преодолевать внутренние нестроения и еретические восстания. Так родилось христианское царство – Божественным, а не человеческим установлением. В память победы над Максентием царь Константин повелел поставить в Риме свое изображение с крестом в руке и надписью: «Сим спасительным знамением я освободил Рим от тирана» , а в новой столице – Константинополе – установил три креста в память о трех явлениях крестного знамения, которыми были дарованы ему победы над врагами.
Таким образом, установленная от Бога власть стала отвечать своему изначальному предназначению, а монарх стал в полном смысле иконой Царя Христа. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «Лицо и сан царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на небесах. Ибо как человек душею своею есть образ Божий и подобие, так помазанник Божий саном своим царским есть образ и подобие Христа Господа: Христос Господь на небесах в Церкви торжествующей есть Первенствующий; христос Господень на земле благодатью и милостью Христа Небесного в Церкви воинствующей есть первенствующий».
Чудеса, связанные с обретением Креста Господня Святой царицей Еленой, Церковь прославила праздником Всемiрного Воздвижения Креста Господня. Воздвижение названо именно Всемiрным, ибо Крест был воздвигнут не только над толпою народа в Иерусалиме, где был обретен, но засиял над всем мiром – впервые украсил христианские храмы, стал открыто (а не в виде иносказательных символов) изображаться на облачениях, священных сосудах, просфорах, на хоругвях и знаменах. Все это, что стало для нас само собой разумеющимся, не могло явиться без власти Православного царя.
Равноапостольный царь Константин отменил в Империи казнь через распятие. Благодаря этому повелению стали изглаживаться из памяти людей ужас и отвращение, связанные с орудием позорной казни и страданий человеческих. Так благочестивый царь прославил Крест Господень – орудие милости, искупления и избавления падшего человечества, знамя победы Христа над грехом, проклятием и смертью; знамя победы – во Христе – благочестивых царей над нечестием и идолопоклонством.
В этом заключается слава христианского царства, по слову Господню: прославляющия Мя прославлю (1 Цар. 2, 30).
Заметим, что праздник Всемiрного Воздвижения Креста Господня принадлежит к числу двунадесятых, то есть таких, которые отмечают собою не просто отдельные явления Божественной милости, но основные этапы домостроительства нашего спасения. И хотя главное содержание песнопений его составляет воспоминание Крестных страданий Спасителя, но праздник, конечно, не является простым повторением воспоминаний Страстной Седмицы. Действительно, как мы уже сказали, рождением христианского царства открылась новая эпоха в жизни всего человечества и Крест Христов воздвигся над всей вселенной. Один раз в истории человечества и всего творения совершилось Боговоплощение; один раз совершилось наше искупление и Воскресение Христово; один раз сошел Дух Святый и родилась Единая Церковь Христова. Один раз во все бытие сотворенного мiра был воздвигнут над вселенной Крест Христов. И хотя христианское царство может быть совершенно разрушено, но как невозможно вернуться мiру в состояние, предшествовавшее явлению Спасителя или сошествию на Церковь Духа Святаго, так невозможно ему вернуться и к до-константиновским временам, как будто бы Христианское царство никогда не существовало.
Как иудеи и иудействующие отступники из христиан, ожидая нового мессию, отрицаются уже пришедшего в мiр Христа, как харизматики и оккультисты, добиваясь для себя новой пятидесятницы, отрицаются сошедшего Духа Святаго, так многообразные «христианские» либералы и модернисты наших дней, пытаясь вернуться к «неиспорченному первоначальному христианству» и похуляя христианское царство как отступление от какого-то более высокого идеала жизни, отрицаются победы Креста Христова и ее плода – Христианского царства.
Вспомним еще, что обращение целых народов, подготовленных к этому Евангельской проповедью, совершалось через посредство самодержавной власти: царя Бориса – в Болгарии, царя Мириана и царицы Наны – в Грузии, равноапостольного Великого князя Владимiра – на Руси. Даже когда в среде народа многие стали христианами, народ в целом не может называться христианским, если не имеет христианского царя, то есть не имеет богоустановленной власти, отвечающей своему назначению благодаря покорности Небесному Царю Христу.
Но очевидно, что если у народа вообще отсутствует богоустановленная самодержавная власть, то следовательно, нет у него того человека, который мог бы покорить жизнь народа Евангелию и тем прославить Творца.
|