28 февраля 2020 года ушёл из жизни известный вологодский писатель Владимир Иванович Аринин. Уже больше года нет его с нами. Можно прямо сказать, что с его уходом, наша литература лишилась довольно заметного своего представителя. Владимир Иванович был человек интересный и многогранный, он мог творить в самых разных жанрах и направлениях – он и писатель, и драматург, и детский писатель (это, на мой взгляд, сложнее, чем просто писатель – дети не прощают бездарности и фальши, они это чувствуют), и поэт, и публицист, и журналист, и историк (имел специальное образование – заканчивал архивный институт в Москве), и краевед, и много кто ещё. В последний год жизни, будучи уже ослепшим, он диктовал свои мемуары, которые не успел завершить. Надеемся, что они обязательно будут опубликованы.
Сам он по рождению не вологодский – появился на свет в далёких оренбуржских степях. В Вологде он появился в 1962 году – да так тут и остался, до конца жизни. Вологду он полюбил искренне, себя считал вологодским и подтверждал это всей своей жизнью. Его очень интересовала история Вологодчины, о которой Владимир Иванович написал немало статей и книг. Не все понимают и сегодня, кого потеряла наша Вологодчина, тем более, что это был непривычный вологодский автор – он писал не о деревне (а вологодская писательская организация была традиционно одной из важных в направлении писателей-деревенщиков, здесь жили такие известные авторы, как Василий Белов и Виктор Астафьев). Его интересовал, например, Александр Сергеевич Пушкин и всё, что было с ним связано. Эта тема оставалась для него любимой всегда. Да и его детские сказки были часто непонятны взрослым читателям, однако дети их любили и любят. Он действительно был уникальным автором и очень печально, что его больше с нами нет. Здесь, однако, можно привести популярную и многократно используемую фразу – с нами остались его книги. Как это не банально прозвучит, но это правда.
После такого традиционного зачина, пожалуй, надо немного рассказать о своих встречах с ним. Хотя, что там встречи – я его видел всего два раза, да и практически не поговорил с ним толком. Но всё же мне довелось увидеть его, и я очень счастлив, что мне это довелось, хотя вот есть моменты, о которых я сильно жалею. Два этих раза пришлись на один год – 2012-й, июнь и октябрь. Вот и всё. На мой взгляд, ничтожно мало. Я больше знал его по газетным статьям, например – выходила у нас как-то в городе одна газета, название которой я уж и позабыл, но там были статьи Аринина по истории, которые, вырезанные, хранятся теперь где-то в недрах моего личного архива. Во всяком случае, к первому пересечению я знал, кто он такой. Случилось это 26 июня 2012 года, когда наш дискуссионный клуб, в правлении которого я состоял, устроил дебаты на тему личности Ивана Грозного – ходили слухи о том, что ему будет установлен памятник в Вологде (так, в итоге, этого и не произошло). В качестве одного из экспертов был приглашён писатель Владимир Аринин. Специально для будущего я расшифровал текст его выступления, отредактировав для удобства: «Про Ивана Грозного. Как говорил Карамзин, он был крупный государственный деятель, но это был тиран, это был садист, это был убийца и с этим согласились все – и Пушкин, и Островский, и Толстой и так далее. Из этого родился великий русский гуманизм. Люди, защищающие сегодня Ивана Грозного, кто они? Вот сейчас дискуссия возникла, из-за чего? Из-за нашей политической ситуации. Потому что люди в наше время привыкли считать: цель оправдывает средства, всё можно, лишь бы добиться успеха. Вот, я желаю вам, так сказать, как-то найти себя. Я желаю вам посмотреть на русскую литературу, на её идеи, почему отвергался Иван Грозный». Эти слова я тогда не принимал и не понимал, осознав сказанное только недавно. Что ж, лучше поздно, чем никогда.
Новая встреча произошла через 3 месяца, 2 октября 2012 года, в здании Вологодской областной универсальной научной библиотеки, где проходила встреча с ним. Я тогда как раз там был, работая со старыми газетами, готовя материал для диссертации. Ну и не мог не сходить. Было довольно интересно. Отмечу некоторые моменты, которые я там услышал. Он рассказывал о своей книге «Оранжевая звезда» (первое издание вышло тиражом 50 тысяч экземпляров; второе вышло в сборнике «Оранжевая звезда. Сказки и фантазии», опубликованном в 1983-м в Архангельске), которая была враждебно встречена вологодской писательской организацией: «Книга была названа идейно вредной, и в этом есть своя логика. Под видом детской повести-сказки в ней изображено советское общество, в крахе которого я был уверен». Видна была и разница между ним и вологодскими писателями, которые «были воспитаны на другой литературе. Я же шёл своим путём – от интеллигентской литературы, от Грина, Волошина, Булгакова. Я сложился как писатель в Москве, в высокопрофессиональном литературном кругу, в инакомыслящей диссидентской среде». Это, в самом деле, было в нём заметно.
Весьма впечатлил рассказ о том, как был найден отец Аринина, Иван Гордеевич, погибший на войне. Он родился в 1912 году в селе Пономарёво Оренбургской губернии. Работал учителем, был женат на Валентине Степановне, в браке с которой родился сын Владимир. Член ВКП(б). Призван Пономарёвским РВК, назначен политруком роты отдельного учебного батальона 220 стрелковой дивизии. 7 августа 1942 года он погиб в своём первом бою у деревни Бельково Ржевского района Калининской области (ныне Тверская). Его тело было найдено 2 июня 2007 года и через два года опознано по медали «За трудовое отличие» за номером 4637, вручённой ему за успехи в педагогической деятельности. Эту медаль Владимир Иванович принёс с собой, и я держал её в руках. Эта история не могла не потрясти. О ней через год он написал книжку – «Один бой Ивана Аринина». После мероприятия я подходил к нему, сказал, где его прежде встречал и поблагодарил. Мне предлагали проводить его до дома, но я не мог, потому что надо было продолжать работу с источниками. Очень жалею об этом, конечно. Как и о том, что не имел с собой на руках ни одной его книги, чтобы получить автограф. Что ж, в жизни немало есть случаев, когда жалеешь об упущенной возможности. Жалею я и о том, что больше я так уже ни разу не встретил снова Владимира Ивановича. Особенно тогда, когда мои взгляды стали меняться слева вправо.
Поэтому нужно изучать творчество автора, знакомиться с ним. Не могу похвастаться пока большими успехами в этом направлении, но я намерен продолжать это знакомство. Просматриваю его статьи – богатое наследие, которое, надеюсь, ждёт будущего своего издания под одной обложкой. Писал он, и в самом деле, весьма интересно, но главное – всегда с неподдельным и искренним чувством. Мало кто уже сегодня так пишет, да и практически нет равнозначных, подобных фигур в современной нашей литературной жизни Вологды. Уходят великие, уходят талантливые – на смену им приходит крайне мало действительно талантливых, будущих величин. Приходят всё больше графоманы и бездарности. То вот какой-нибудь бывший чиновник, заделавшийся коммерсантом и устроивший бизнес при музее в памятнике культурного наследия, объявляет себя «писателем-краеведом», но оказывается довольно бездарным. Конечно, есть какая-то надежда, что появится новое имя достойное, но с развалом нашего образования, в это верится всё меньше и меньше.
Просто нужно понять главное – Аринин вырос в русской традиционной культуре, он выходец из русской литературной традиции. Он воспитывался на Пушкине, на традиции, им заложенной, и пушкинским духом было овеяно его творчество. В 1982 году на сцене Вологодского драматического театра была поставлена пьеса «Мой гений», написанная Арининым в соавторстве с Вячеславом Кошелевым, и повествовавшая о поэте Константине Батюшкове, уроженце Вологды. По сути, Владимир Иванович заново открыл для вологжан этого замечательного поэта, чьё творчество высоко оценивал Пушкин. В 2000 году эта пьеса, но в кратком варианте, была поставлена в Камерном театре Череповца. О знаменитых вологжанах он вообще писал довольно много. Именно он установил точное место рождения писателя Владимира Гиляровского – деревня Сяма, находящаяся в Вологодском районе. «В авторитетном московском издательстве «Современник» в 1999 году выходит его книга «Неразгаданные тайны Пушкина», которая по рейтингу «Книжного обозрения» опередила тогда произведения Николая Бердяева и Николая Гумилева», пишет вологодская областная газета «Красный Север». Эта книга, а также «Тень генералиссимуса» (о вологодской ссылке Сталина и о репрессиях на Вологодчине) являются одними из важных книг в его творчестве и привлекают мой интерес. О них я подробнее поведаю позже.
Сейчас же скажу несколько слов о его книге «Женщине запрещено». Она вышла в 2002-м к 855-летию Вологды. Это собрание рассказов и повестей на темы, связанные тем или иным манером с Вологдой и её историей. Здесь масса различных тайн и загадок, что весьма интересно читателю. Среди героев – Есенин, Шаламов, Вампилов, Рубцов, Северянин, вологодские святые, русские цари, а также, конечно же, Пушкин. Любимому автором поэту посвящены здесь такие короткие повести, как «Тайная любовь Пушкина» и «Масонский знак Пушкина». Весьма любопытна повесть «Величайший российский плут», повествующая о Романе Медоксе и вологжанине Платоне Волкове, ставшем прототипом гоголевского Хлестакова. Да, Владимир Иванович был горячим сторонником гипотезы о том, что действие «Ревизора» произошло в Устюжне – и это было принято и сегодня уже считается фактом, аксиомой. Писатель граф Соллогуб вспоминал: «Пушкин познакомился с Гоголем и рассказал ему про случай, бывший в г. Устюжна Новгородской губернии – о каком-то проезжем господине, выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей». Этим господином был вологодский помещик и поэт Платон Волков, который в 1829 году посетил Устюжну и был принят местными чиновниками за важную столичную персону. Об этом всём Аринин написал книгу «Хлестаков в Устюжне. Документальная повесть. Из стихов Платона Волкова» (Вологда, 2008). Итогом этого стала установка в начале 2021 года в Устюжне памятника Гоголю (первый памятник писателю в нашей области), Хлестакову, Городничему (учитывая, что его прототип участвовал в войне с Наполеоном, это уже третий памятник участнику оной в нашей области) и другим героям безсмертной пьесы. Благодаря Владимиру Ивановичу, это стало возможным. К сожалению, до установки памятника он не дожил…
Напоследок мне бы хотелось сказать следующее. Мы часто не понимаем, какие таланты у нас есть и, зачастую, осознаём это только уже после их смерти. Владимир Аринин при жизни, конечно, имел известность, признание, любовь читателей, но всю полноту его таланта, всё его значение мы начинаем осознавать только сейчас. Мы начинаем осознавать, что потеряли кого-то такого, кого уже практически невозможно заменить. Это действительно практически невосполнимая потеря для нас всех. Поэтому так важно нам сегодня сохранять память о нём. Не только вологжанам, но и жителям всей России.
Сергей Зеленин
Русская Стратегия |