Воробьёвы горы – один из семи холмов на обширной территории города Москвы. Этот самый высокий, живописный холм со стороны набережной ограничивается крутым обрывом возвышенности, образованным подмывом правого берега Москвы-реки напротив левобережной излучины Лужников, низменной и затопляемой ежегодно весной в давние времена, и где когда-то были заливные луга и болотистые топи, а с другой, противоположной стороны возвышаются горы. Высота гор, называемых с незапамятных времён Воробьёвыми горами, относительно велика, более ста метров.
Пологие и крутые склоны этих удивительно красивых гор занимают сравнительно большую территорию – от широкого устья реки Сетунь, впадающей в Москву-реку, до Андреевского моста Окружной железной дороги, долгие десятилетия простаивавшей, но совсем недавно реконструированной и весьма удачно перестроенной в Московское центральное кольцо. Это уникальное железнодорожное кольцо оборудовано по последнему слову техники. И сегодня по нему регулярно курсируют современные пассажирские электропоезда, и тем самым в значительной мере решается городская проблема дорожных заторов, парализующих город в часы интенсивного движения транспорта…
Горные склоны с высокими деревьями и низкорослыми кустарниками тянутся и дальше вдоль набережной по течению реки и плавно переходят в Нескучный сад. Этот живописный, пейзажный парк Москвы не уничтожили большевицкие вандалы – он уцелел и худо-бедно сохраняется с давних времён вместе с дворянскими гнёздами богатых владельцев, возводивших себе роскошные дворцы с колонами в этих чудесных местах с великолепным, панорамным видом на город.
Дальше Нескучный сад незаметно вливается в Парк культуры и отдыха им. Горького, где есть небольшие, чудом уцелевшие островки живой природы, да и пруд, относительно большой, с чистой водой и подпитываемый подземным источником. Однако некоторые неказистые здания и строения причудливой формы, большие и малые, без каких-то хотя бы самых простых и незатейливых архитектурных элементов и построенные поспешно во второй половине прошлого века и непонятно зачем, совсем не вписываются в живописный пейзаж и отнюдь не украшают парковую территорию. В этой связи есть все основания усомниться в правомерности названия парка, присвоенного партийными «мудрецами», не имевших малейшего представления, что же означает слово «культура» в общепринятом представлении. И этот парк, конечно же, необходимо сначала приводить в порядок и благоустраивать по всем правилам паркового искусства, известным с древнейших времён, а потом дать ему и подобающее название. Ведь в любом парке естественная красота природы не теряется среди безобразных строений, а гармонично сочетается с тем, что создано человеком, дабы творить и приумножить всё удивительное и прекрасное, не подвластное времени...
Протяжённую полосу горных склонов плавно огибает Москва-река, и на её правом берегу образуется единый природный комплекс со сложным живописным рельефом. На горных склонах невысокие холмы и горки чередуются со своеобразными горными равнинами и впадинами, небольшими прудами, не зарастающими ряской, и глубокими оврагами, из которых берут начало быстротечные речки-ручейки, спрятанные сравнительно недавно под землёй в рукотворных железобетонных руслах…
Воробьёвы горы – это уникальный уголок живой природы, который в течение длительного времени облагораживался человеком. И в суровой городской среде он чудом сохранился до наших дней, хотя в прошлом столетии в погоне за райской птицей с заманчивым названием «светлое будущее» многое было разрушено и безвозвратно утеряно…
На рельефных склонах гор прижились и растут вековые дубы и широколиственные клёны, раскидистые вязы и стройные липы, тополя с дрожащими листьями и плакучие ивы. Есть здесь и небольшие болотца, заросшие мхом и осокой и зеленеющие после тёплых, летних дождей. Обитают на склонах многие виды мелких животных и птиц. Прилетают сюда ежегодно и соловьи, сладкоголосое и чарующее пение которых наполняет весной и летом всё пространство горных склонов и примыкающей к ним обширной парковой зоне. В небольших живописных прудах Воробьёвых гор водятся некоторые виды рыб, весной и летом плавают суетливые утки, а иногда и белоснежные, горделивые лебеди, почти ручные и привозимые сюда на лето из других заповедников. В некоторых местах из глубины земли пробиваются, выходя на свободу, живые водные источники – родники, в последнее время благоустроенные. Родниковая вода всегда прозрачная и гораздо чище, чем в родниках других парков города Москвы. Зимой даже в сильные морозы она не замерзает, а летом прохладная…
На смотровой площадке Воробьёвых гор рядом с храмом Троицы Живоначальной в очередной раз встретились коллеги Сергей Корнеевич и Иван Савельевич. Они договорились заранее продолжить беседу об истории строительства университета полувековой давности. Эта тема была интересна для обоих – им посчастливилось учиться в университете на Воробьёвых горах, открытие которого состоялось примерно за десять лет до их поступления на первый курс. Постояв недолго у парапета и полюбовавшись панорамой Москвы, они, спустились по гранитным ступеням. Затем вышли на неширокую асфальтированную дорожку, ведущую вниз к небольшой тропе, хорошо протоптанной, никогда не зарастающей и виляющей как змейка среди небольших холмов и высоких деревьев на живописных склонах гор.
– Мне удалось ознакомиться с любопытной историей строительства МГУ на Ленинских горах, которые сейчас, как и раньше, многие десятилетия назад, называются Воробьёвыми горами, – начал свой рассказ Иван Савельевич.
– Мне тоже кое-что известно о строительстве этой уникальной высотки на высоких горах. Что-то я слышал от сотрудников и преподавателей физического факультета, когда я учился и работал там, а кое о чём рассказывал мой тесть Иван Акимович, военный инженер-строитель, секретный проектный отдел которого готовил техническую проектную документацию для строительства комплекса МГУ. Уходил он на работу совсем рано, а возвращался домой очень поздно, усталый и измотанный. И такая ответственная работа, во многом умственная и творческая, продолжалась каждый день. А в выходные дни подолгу просиживал дома над толстыми книгами по строительству и архитектуре, над проектными расчётами и рабочими чертежами. За свой усердный и доблестный труд он получил орден Ленина. Однако каждодневная работа, изнурительная и напряжённая до предела, надорвала его здоровье: умер он от разрыва сердца на пятьдесят шестом году жизни. Немыслимо сжатые сроки строительства были утверждены «вождём всех народов», и уложиться в них было очень трудно, если учесть, что возводимый объект был чрезвычайно сложен, необычен во всех отношениях и уникален не только по своим гигантским масштабам и архитектурному замыслу, но и по своему назначению. К строящемуся комплексному объекту предъявлялись весьма противоречивые требования, связанные с проведением на высоком научно-методическом уровне учебных занятий в аудиториях и научных исследований в лабораториях, оснащённых современным экспериментальным оборудованием. Кроме того в огромном комплексе предусматривалось проживание в разных бытовых условиях: в общежитии иногородних студентов и аспирантов, а в отдельных квартирах профессоров и преподавателей университета.
– Нетрудно представить, насколько технологически сложную и многоплановую задачу предстояло решать архитекторам, проектировщикам и строителям. Необходимо было возвести 32-этажное высотное здание, которое было первым в архитектурной и строительной практике в нашей стране в то время. Многие технологические задачи строительства приходилось решать с нуля, очень быстро, в сжатые сроки. Сначала надо было определить архитектурный облик высотного здания. Высокие сооружения известны ещё с древнейших времён – это пирамиды Египта, храмы афинского акрополя, Кёльнский собор и многие другие. А, может быть, американские небоскрёбы взять за основу... В русском зодчестве есть немало своих великолепных архитектурных шедевров, весьма привлекательных и внушительных по высоте: колокольня Ивана Великого на Соборной площади Московского Кремля, заострённые и вознесённые к небу кремлёвские башни, колокольня Новодевичьего монастыря и многие другие. Вне всякого сомнения, все эти шедевры мирового и русского зодчества свидетельствуют о том, что человек способен творить чудеса. Все они были сделаны с высочайшим архитектурным мастерством и соответствовали своему времени и своему назначению. Однако, несмотря на это, всё же некоторые основные архитектурные и строительные приёмы прошлых времён легли в основу проектируемого высотного здания на Воробьёвых горах. Один из них – ярусное строение здания: на массивном и широком основании последовательно, друг за другом возводятся ярусы, которые с подъёмом вверх должны быть легче и выглядеть стройнее и наряднее. Устремлённые к небу, к звёздам лёгкие ярусы символизируют стремление человека к знаниям, которые поднимали человечество во все времена на более высокий уровень развития. Уникальное высотное здание университета, увенчанное пятиконечной звездой, сверкающей золотым отливом в ярких солнечных лучах, не об этом ли свидетельствует?
– Такая возвышенная и образная символика вполне соответствует величественному дворцу науки на Воробьёвых горах, – продолжил Иван Савельевич. – Однако в те годы пятиконечная звезда символизировала совсем другое – она, как символ советской власти, была включена в герб СССР, а её пять остроконечных граней трактовались партийными «мудрецами» как пять континентов, где якобы велась борьба между трудом и капиталом. Партийные «мудрецы», смотревшие в рот самозваным, полуобразованным властителям, и советская власть со своей оригинальной символикой стали достоянием отечественной истории с многомиллионными жертвами. А высотное здание на Воробьёвых горах с необычно высоким, сияющим золотом на солнце шпилем, увенчанном золотистой звездой, обрамлённой колосьями, до сих пор вызывает самые возвышенные и трепетные чувства у всякого прохожего, осмелившегося поднять глаза к небу, дабы увидеть истинную красоту всего небесного и всего земного, созданного руками человека.
– Пусть эта рукотворная золочёная звезда символизирует не пять континентов, где самозванцы, поверженные демоном властолюбия, стремились любой ценой прибрать власть в свои нечистые руки, а Полярную звезду, которая во все времена на всех пяти континентах указывала и указывает единственный и правильный путь любому путнику, обратившему свой взор на звёздное небо. Пусть университетская звезда, сверкающая в солнечных лучах, подобно Вифлеемской звезде, возвестившей о рождении Христа – начале новой эры в истории человечества, ведёт к познанию сокровищ духовного мира и вечной жизни. Пусть эта университетская звезда напоминает лишь одну из великого множества далёких мерцающих звёзд бесконечной Вселенной, познать тайны которой стремились все любознательные, пытливые люди во все времена от начала сотворения мира. И наконец, эта звезда, вознесённая к небу – некий символ надежды, окрыляющей души молодых людей, покоряющих вершины познания окружающего мира, материального и духовного.
– Может быть, глубоко символично, что первые шаги человека во Вселенную, пусть и не далёкую, сделал 12 апреля 1961 года наш соотечественник Юрий Гагарин, совершив первый в мире полёт в космос ровно через 12 лет после торжественной закладки фундамента главного здания МГУ, произведённой в тот же день, 12 апреля 1949 года. Это выдающееся научное и технологическое достижение отечественных учёных и инженеров в освоении космического пространства красноречиво свидетельствует: фундаментальные знания о природе и человеке, обретённые в университете, пусть и не сразу, но всё же приносят свои зримые, драгоценные плоды, если государство обращено лицом и к науке, и к образованию…
– Мои университетские коллеги рассказывали о том, что в начальном проекте высотное здание МГУ увенчивалось отнюдь не пятиконечной звездой с золотистым отливом, а огромной скульптурой Ленина. Насколько это достоверно?
– Из архивных документов следует, что учёному совету МГУ в ноябре 1948 года были продемонстрированы эскизы и макет нового здания, и главный архитектор проекта Лев Руднев пояснил, что строительство будет производиться в районе Воробьёвых гор на территории площадью около 110 гектаров, а высотное здание высотой 180 метров будет увенчано скульптурой Ленина.
– Известно и другое, – добавил Сергей Корнеевич, – на Воробьёвых горах планировалось построить гигантский дворец советов с той же скульптурой, вознесённой в небеса, то есть соорудить советскую Вавилонскую башню, самую высокую не только на русской земле, но и во всём мире. Такой проект был разработан отечественными архитекторами и проектировщиками во главе с Борисом Иофаном, и строительство заоблачного дворца, символа советской власти, было начато не на Воробьёвых горах, а на месте Храма Христа Спасителя, разрушенного и снесённого большевицкими вандалами. Вавилонский советский дворец так и не был возведён в эпоху недостроенного «социализма, переходящего в стадию коммунизма». Время расставило всё на свои места: спустя почти полвека рухнуло партийное самовластие, и на прежнем месте воссоздан замечательный Храм Христа Спасителя с применением новых строительных технологий, а гигантский дом советов с идолом в облаках, как один из лукавых символов власти, остался лишь на красивых картинках, напоминающих о несбывшемся «светлом будущем». Ленинским горам вернули прежнее историческое название – Воробьёвы горы.
– На Воробьёвых горах не удалось построить Вавилонскую советскую башню, но возведён уникальный дворец науки, куда со всей необъятной России и со всех пяти континентов приезжают студенты учиться, испытывая при этом чувство великой радости от познания сокровенных тайн природы, человека и необъятной Вселенной.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019. – 144 с.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.
Карпенков С.Х. Экология: учебник в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.
Степан Харланович Карпенков |