Белоэмигрант Виктор Карпушкин создал образ Божией Матери с Младенцем в 1945 году, находясь в беженском лагере для перемещенных лиц в Баварии. Икона передана на родину автора, благодаря хранителю архива атаману ВСЧзС Дзюба М.А. и участникам проекта «Наследие покинувших Родину».
История имен маленькой часовни
В станице Червлённой 26 июня 2021 года около Никольской часовни было многолюдно. Здесь собрались местные казаки и православные жители из близлежащих населенных пунктов. Прибыл из Пятигорска атаман Терского казачьего войска Виталий Владимирович Кузнецов. Также приехали делегации из Ставрополя, Кабардино-Балкарии и гости из Санкт-Петербурга. Православные собрались, чтобы помолиться и стать свидетелями исторического момента – принятия в дар иконы Богоматери, которую передал атаман Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии Михаил Дзюба. Казаки Чехии являются партнерами проекта, а сам атаман Дзюба — хранителем архива семьи казака-белоэмигранта Карпушкина и консультантом проекта «Наследие покинувших Родину».
В этот день маленькая часовня не смогла вместить всех молящихся. Отец Сергий, настоятель храма Великомученицы Варвары станицы Шелковской, отслужил панихиду по усопшим и убиенным казакам. А затем рассказал историю этой маленькой часовни.
Когда-то она называлась Троицкой и стояла в горах на территории воинской части. Но после расформирования военного объекта часовню решили перенести в Червлённую, где не было собственного храма. Существовавший в станице до Великой Отечественной войны храм Святителя Николая был разрушен богоборцами в 1944 году. Сейчас на этом месте находится местный Дом культуры.
Троицкая часовня в воинской части была построена из дерева. Ее вполне можно было разобрать по бревнышку и перевезти, как это всегда делалось в стародавние времена. Для нового месторасположения выбрали открытое пространство рядом с червлёнским православным кладбищем. В 2011 году эту землю освятили. Постепенно все части были доставлены на новое место, а само строение возведено заново. Этот процесс занял два года, после чего Владыка Варлаам уже на новом месте снова освятил часовню в честь Святой Троицы. Несколько позже состоялось еще одно освящение в честь Святителя Николая – по имени святого, чье имя носил разрушенный червлёнский храм. И сейчас жители станицы называют свою часовню Николаевской.
Боголюбивым червлёнцам
После панихиды состоялось торжественное вручение иконы Божией Матери с Младенцем, которую передали в Россию из Чехии через Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла.
По решению правления Терского казачьего войска для реликвии был изготовлен киот с бронированным стеклом. Внизу на металлической табличке гравировка с надписью «БОГОЛЮБИВЫМ ЧЕРВЛЕНЦАМ. УСЕРДИЕ ТЕРСКОГО КАЗАКА ВИКТОРА КАРПУШКИНА, 1945 ГОД, БАВАРИЯ».
— В 19 лет с Белой Армией Врангеля он вынужден был покинуть свою Родину, — атаман Терского казачьего войска Виталий Кузнецов рассказал присутствующим о судьбе терского казака. — Долгое время жил в Чехословакии. В 1945 году, находясь в немецком беженском лагере для перемещенных лиц, Виктор Карпушкин имел в своем распоряжении из инструментов только перочинный нож. Этим маленьким ножичком он соскабливал цветные краски со стен казармы, — других красок просто не было. Много труда и любви вложил он в свою работу, в итоге создал вот такой прекрасный Лик Богородицы и Младенца Иисуса.
Сейчас иконе 76 лет. Она побывала в Германии, Италии, Бразилии, США, Чехии, разделяя непростую судьбу Виктора Карпушкина и его семьи. Перед этим образом они молились в эмиграции и просили заступничества у Матери Божией. Ни на минуту терский казак не забывал своих корней, свою родную станицу. Но мечта его о возвращении домой так и не исполнилась. Однако сохранились в семейных казачьих архивах за рубежом среди личных вещей вот такие предметы, наполненные необыкновенной силой духа и воли людей, живших еще в царской России.
Осенью этого года Виктору Карпушкину исполнилось бы 120 лет, и вот в такой знаменательный юбилей по благословению Митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, по благословению архиепископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама, передаю в дар всем православным жителям станицы Червлённой эту икону. Она пожертвована в Никольскую часовню хранителем казачьего архива семьи Карпушкиных, атаманом Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии Михаилом Дзюбой.
Мы верим, что обязательно настанет день и в станице Червлённой будет свой храм, где эта икона займет достойное место. А пока она будет храниться в Никольской часовне, и каждый православный житель сможет поклониться этому образу, произнести молитву и попросить помощи.
Икону из рук войскового атамана с благодарностью принял отец Сергий. После чего прихожане приложились к образу Богоматери.
Говоря об иконе, руководитель проекта «Наследие покинувших Родину» Ирина Щербакова отметила, что образ не соответствует иконописным канонам. Однако, учитывая обстоятельства и место создания, без сомнения, представляет большую историческую ценность. Карпушкин, скорее всего, писал икону по памяти, не имея перед собой никаких других образов для примера. Эмигранты, поселившиеся на землях с чужой религией, говорили: «Нам некогда было соблюдать каноны, нам нужно было молиться…».
Ранее оценку этому образу дал преподаватель церковного искусства Ставропольской духовной семинарии иерей Давид Владимирович Хурумов.
— Эта икона слишком вольная и свободная в плане иконографическом, — заключил искусствовед. — Есть определенное сходство со Скоропослушницей, но это не она. Есть сходство с Иверской, но это тоже не она. Может быть, он просто по мотивам нескольких образов писал, может, у него действительно какой-то образ был перед глазами – мы не знаем.
О станичных фамилиях и старинном наречии
В этот памятный день участники проекта «Наследие покинувших Родину» привезли казакам Чеченской республики еще один подарок — это недавно отпечатанные мемуары их земляка. «Жизнеописание Виктора Васильевича Карпушкина» через отца Сергия будет передано в библиотеки станиц, где есть православное население. Также несколько книг займут свое место в казачьих управах и церковных библиотеках.
Мемуары Карпушкина начинаются словами: «Мой пра-пра-прадед был кумык. Его звали Карп. В Червленной было обычаем уменьшать имена, так получился Карпуша, Карпушка и потом пошла фамилия Карпушкин». По этим фамилиям червлёнчики всегда узнавали друг друга, встречаясь на дорогах Гражданской войны и потом в эмиграции. Там рядом с автором книги были Михаил Дёмушкин и несколько Федюшкиных. И среди тех, кто сегодня стоял среди прихожан, тоже были казаки с исконно червлёнскими фамилиями, в их числе бывший атаман станицы Вадим Митрошкин.
Краткую биографию автора и содержание книги, как редактор и руководитель проекта, собравшимся представила Ирина Щербакова:
— Карпушкин родился здесь вот на этой самой земле, в этой самой станице Червлённой. Его отец служил на железной дороге в Минеральных Водах, потом был врачом и начальником тюрьмы в Пятигорске. Некоторое время Виктор вместе с родителями жил на нефтяных промыслах Грозного.
Это был кадет Владикавказского казачьего корпуса, ставший в 19 лет белым эмигрантом, а потом, уже находясь за границей в Болгарии, — офицером, закончившим Алексеевское Кубанское военное училище. Позже были Чехословакия, Германия, Италия. Последние чужие страны – это Бразилия и США, где казак трудился инженером.
Находясь в эмиграции, главной своей целью он всегда ставил пропагандирование казачьей культуры. В зарубежье создал организацию «Казачий сокол» и танцевально-хоровой коллектив. Закончил свой жизненный путь в США в возрасте почти 95 лет…
Андрей Воронцов, председатель «Благотворительного фонда Хоперцы», который реализует данный проект, рассказал об основных плановых мероприятиях. Наиболее трудоемкие из них — это создание сайта о Гражданской войне и съемки документального фильма, которые будут проходить, в том числе, и в станице Червлённой.
В заключительной части мероприятия атаман ТКВ Виталий Кузнецов вручил Ирине Щербаковой и руководителю молодежной организации ТКВ Игорю Кочубееву наградные кресты, выпущенные Всеказачьим Союзом Чешских земель к 100-летию Русского исхода «EXODUS 1921-2021». Эти награды передал атаман Михаил Дзюба, когда находился в России на Международных образовательных чтениях в Москве.
После окончания мероприятия в Червлённой уже в неофициальной обстановке участники проекта поговорили с пожилыми станичниками. Речь шла о специфическом червлёнском наречии, слова из которого приводит Карпушкин в своей книге. Женщины радостно оживились, узнав, что автор упоминает слово «дЮдинька», что значит ласково «дедушка». Оказывается, сейчас это слово и его производные все еще здесь в ходу, но теперь к старикам чаще обращаются как «дЮдька». А вот узнать старинную песню, о которой Карпушкин пишет в своей рукописи, так и не удалось. Никто даже не слышал припева «Рано-поздно, четыре копейки…». Так что команде «Наследия покинувших Родину» предстоит еще много поисковой работы.
Делегация Казаков Всеказачьего Союза Чешских земель и Словакии уже побывала несколько лет назад в Червленной и атаман Дзюба, набрав землю у Казачьего Храма, привез в Чехию и высыпал ее на место захоронения Виктора Карпушкина. На следующий год казаки ВСЧзС и ТКВ планирую встретиться вместе на Терской земле на празднование Дня Наурской казачки.
Слава Богу, что мы Казаки!
Терский казак
Александр Сарычев
Ст.Червленая, 26.06.2021г
источник |