Цены на продукты питания, да и на все другие товары, ЖКХ, лекарства растут на глазах. Особенно, что удивительно, это видно по ценам на овощи. Вроде время года, лето, должно способствовать резкому снижению цен на овощи, что в предыдущие годы жители страны всегда использовали для пополнения продуктов, консервации и т.д. Хотя бы сезонность заставляла в прежние годы снижаться цены, скажем, на огурцы и помидоры и некоторые корнеплоды в июне-июле, чуть позже – на картофель. В этом году этого почти не наблюдается, даже данные по стоимости овощей не стану приводить, каждый видит это по ценам в магазинах. Объяснения, что такая картина соответствует общемировой (во всем мире дорожают продукты питания), вот и пандемия напрямую влияет, ситуации не объясняет. Не до такой же степени, что огурцы в России – по цене ананасов! Цены на промышленные товары и лекарства также растут.
С этим можно было бы мириться и даже не обращать на то внимание, если бы зарплаты и пенсии жителей России росли, как минимум, пропорционально ценам и повышению тарифов ЖКХ. Но этого, разумеется, и тоже привычно, не происходит. И в этом году особенно явственно. Повышают некоторые социальные выплаты некоторым категориям граждан, но они не покрывают и десятой части снижения реального уровня жизни российских семей. Всё это сопровождается дальнейшей поляризацией общества: миллиардеры обогащаются и их становится на фоне пандемии всё больше, а многие представители «среднего класса» переходят в разряд нуждающихся.
Причин много. Определяющая – следование либеральным принципам в экономике. Одна из составляющих – бардак и спекуляции на рынке труда. Конечно, сейчас, и все годы «реформ», привычно продолжают литься крокодиловы слезы на тему того, что недостаёт ещё у нас мигрантов, готовых браться за любую работу за невысокую плату, мол, именно поэтому и растут цены. Хотя ситуация в этом вопросе – диаметрально противоположная. Никогда «дешёвая» рабочая сила мигрантов не приводила к реальному снижению цен, прибыль от этого идёт куда угодно (в карманы коррупционеров, олигархов, офшоры), но только не на снижение цен. Зато это позволяет «рынку» не повышать заработную плату россиянам, занятых в реальном секторе экономики, в данном случае – выращиванием и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Уж сколько раз отмечал, что потоки мигрантов на русские территории напрямую влияют на цены и зарплаты россиян. Нас пытаются уверить, что «местные жители» не всякую низкоквалифицированную работу могут выполнять. Вопрос имеет замкнутый цикл, о чем говорил в материалах о строителях и «точечном въезде мигрантов» на строительные объекты. На стройки привлекаются мигранты абсолютно не интегрированные в русскую культуру, продолжающие подтачивать основы государства. Местным строителям работа не достаётся, потому что она отдаётся приезжим, снижается и жизненный уровень в регионах, по сути, из-за искусственно созданного дефицита рабочих мест.
И мы видим, что подобного рода спекуляции по поводу дешевой рабочей силы мигрантов проводятся в течение десятилетий, а ситуация только с каждым годом ухудшается. Относительно сельхозпродукции сейчас уже договариваются до того, что и выращивать укропчик и даже огурчики как-то резко разучились местные жители! И эту словесную «круговерть» слышать приходится постоянно при очередном повышении цен. Всё переворачивают вверх дном. Сначала удалили местных производителей, которые продавали свою продукцию на рынках и муниципальных точках по доступной цене (да и сами рынки и «точки» во многих городах ликвидировали в пользу сетевых магазинов), сделали всё, чтобы местную продукцию скупали оптом «предприимчивые» представители южных диаспор с тем, чтобы втридорога потом её продавать в розницу. А теперь рассказывают, что выращивать петрушку и укропчик, огурчики-помидорчики, морковку и картофель некому. А навести порядок в этих вопросах не пробовали?
Президент крупнейшей агропромышленной компании «Мираторг» осмелился высказаться на эту тему. Виктор Линник заявил, что ограничение квот в три-четыре раза на ввоз трудовых мигрантов приведёт к повышению зарплат у россиян. «Это позволит повысить конкуренцию за рабочие руки и повысит стоимость этих рук», – сказал Линник. По его словам, сейчас россияне вынуждены конкурировать с трудовыми мигрантами из других стран, готовыми работать за деньги, на которые российские работники «просто не выживут». Но если ограничить использование иностранной рабочей силы, то это повысит уровень зарплат и вернет интерес россиян к трудоустройству по рабочим специальностям, например в строительстве. «Конечно же, когда зарплата низкая, кто из наших детей пойдет работать плотником или каменщиком? Поэтому отсюда нет спроса на такие простые профессии. В советское время были профтехучилища, техникумы, институты, все по строительной профессии. Если будет достойная заработная плата, я уверяю, у нас через четыре-пять-шесть лет будут свои ресурсы трудовые, которые спокойно смогут решать, качественно и быстро, задачи, стоящие перед строительной отраслью», – пояснил он.
Тут же стали сообщать, что президент федерации мигрантов России Вадим Коженов раскритиковал слова главы «Мираторга». Как и какими «аргументами» раскритиковал? Представитель федерации мигрантов сказал: «Мигрант должен не только здесь прожить, но и домой деньги отправить, потому мигранты всегда зарабатывают больше, чем местные… Сейчас мигранты зарабатывают очень хорошо, особенно те, которые хорошо работают». И что? Причем здесь это? Речь-то идёт в словах Линника о материальном состоянии граждан России, уровне зарплаты жителей России, ценах на продукты, перспективах обучения молодых кадров рабочих профессий. Зачем эти экзальтированные, рассчитанные на сострадания к мигрантам, общие слова представителя федерации мигрантов о том, как хорошо гастарбайтеры работают? А русским, всем местным жителям в регионах, их благосостоянию и безопасности, кто-нибудь когда-нибудь сострадать будет? И кто сказал, что русские работают хуже? Не наоборот ли? Отбивают охоту и мотивацию – так это другой вопрос. На это и обращает внимание Линник.
Депутат ГД, член комитета по бюджету и налогам Вера Ганзя, комментируя мысли президента «Мираторга», заявила, что считает необходимым вернуться к советской системе ценообразования. «Я бы вообще вернулась к советской системе не только в регулировании цен, а еще и по другим очень важным ключевым государственным позициям», – сказала она. Она отметила, что необходимо изучить торговые надбавки производителей и ретейлеров. По ее словам, при попытке регулировать цены бизнес либо придерживает товары, либо перепрофилируется, либо ищет более перспективные рынки сбыта за границей.
И попутно на сопряженную тему насчет цен и уровня жизни по мотивам последних сообщений. По итогам 2021 года лекарства подорожают как минимум на восемь процентов, таким образом, превысив инфляцию. Согласно расчётам властей, темпы инфляции в нынешнем году составят около пяти процентов (весьма оптимистический уровень, реально, думается, будет значительно выше). Отмечается, что подобная ситуация с ценами на медикаменты наблюдалась и в прошлом году, когда цены на лекарства, по информации Росстата, выросли на 9,8%. Подчеркивается, что в этом году это может вызывать нехватку некоторых недорогих базовых медикаментов (как будто сейчас их хватает).
И вновь ищутся и находятся какие-то малоинтересные объяснения, теперь повышению цен на медикаменты. Пишут, что некие аналитики объясняют, что стоимость препаратов увеличивается из-за снижающегося курса рубля и роста цен на импортное сырье, от которого до сих пор зависит фармацевтический рынок. Не надоело «туманить» простые вопросы?! А почему не хотят объяснить, кто и как разваливал фармацевтическую промышленность, разрушал лучшую в мире (по организации и социальным гарантиям) систему здравоохранения, проводил «реформы» здравоохранения, «оптимизацию» объектов медицинского обеспечения? В этом главные причины повышения цен на лекарства и их дефицита.
Зато сейчас Правительство рассматривает возможность повышения налогов на 400 миллиардов рублей в год на 2021-2024 годы. И вроде одна из позиций предлагаемых изменений конструктивная. Предлагают «донастроить» налогообложение состоятельных физлиц. Так сколько об этом говорилось, что нужен дифференцированный (от уровня доходов) НДФЛ! И только сейчас начали в Правительстве об этом задумываться? А о чем «задумывались» до этого?
Также налоговые изменения предполагают повышение налога на добычу полезных ископаемых для металлургической отрасли, усиление нагрузки на драгоценные металлы. Корректировке подвергнется режим налога на дополнительный доход для нефтяной отрасли. Кроме того, изменения коснутся, как осторожно пишут, некоторых видов алкоголя и сахаросодержащих напитков, введения дополнительных сборов на них. Как минимум две последние позиции (нефть и сахар) вновь повысят цены соответственно на бензин и сахар, что бумерангом распространится и на цены иной продукции первой необходимости и услугам, переложат основную нагрузку на плечи простых потребителей.
А не легче в Правительстве как-то один раз, но системно и серьезно, задуматься над комплексом проблем, озвученных Виктором Линником и Верой Ганзя? Или метания и «дергания» с перекладыванием налоговой нагрузки на простых налогоплательщиков будут бесконечными? А цена на огурцы, как на ананасы, будет теперь всегда? Нужно привыкать, да?
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель
источник |