Сегодня пришла трагическая весть – ушёл из жизни ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ РАСТОРГУЕВ. Доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ им. Ломоносова. А для меня – добрый наставник, единомышленник, который поддерживал меня мудрым советом, участием, искренним словом во многих непростых обстоятельствах…
Познакомился я с Валерием Николаевичем, кажется, лет десять назад на какой-то пресс-конференции, посвященной вопросам экологии и сохранении объектов природного наследия Центральной России. Он обратил моё внимание своими нестандартными мыслями, прекрасной русской речью и непередаваемым юмором. В пресс-релизе было сказано, что В.Н. Расторгуев – государственный советник 3 класса, бывший депутат Совета Федерации, бывший заместитель председателя Комитета по социальной политике, экологии и здравоохранению. В общем, титулованный профессор и государственный муж. Потом, после окончания какой-то встречи со студентами в МГУ, я подошел к Валерию Николаевичу, задал ему несколько вопросов, не связанных с темой его лекции, и предложил прочитать лекцию перед учителями истории и обществознания на предстоящем Дне учителя истории, который я организовывал тогда из года в год, работая в Издательском Доме «Первое сентября». Я был вполне уверен, что Расторгуев откажется (всё же он был очень титулованным деятелем). Но он легко и сразу согласился и еще предложил вместе прогуляться до метро «Университет». Именно во время этой прогулки я понял, что это за человек… Широкая культура, глубокие знания, внутренняя интеллигентность сочетались в нем с удивительным, я бы сказал природным, трезвомыслием. Нужно ли говорить, что его выступление перед учителями прошло на «ура».
Позже я обратился к нему с предложением подготовить его интервью для журнала «История». И здесь он не отказал. Осенью 2017 года оно увидело свет. Вот несколько фрагментов нашей беседы…
«Хорошие учителя могут придерживаться совершенно разных методик и концепций, но их объединяет одно: они умеют учить. Но не менее важно в жизни найти СВОЕГО УЧИТЕЛЯ. Один из принципов, которых я придерживаюсь, можно сформулировать так: чему нельзя научить, можно научиться, имея перед собой образец. Мне в жизни посчастливилось встретить МОИХ Учителей, которые стали моими друзьями…
…система образования всегда выстраивается сверху – с «подготовки учителей учителей учителей». Так я называю связь «этажей системы образования»: для того, чтобы в школе появился действительно подготовленный учитель, владеющий предметом, который дает общее представление о состоянии современного обществознания и об истории становления гуманитарных наук, его надо сначала научить. А для того, чтобы это произошло, начать придется с «учителей учителей» – с разработки долгосрочной программы развития вузовской науки, с подготовки и переподготовки кадров высшей школы. Вопрос состоит в том, сможем ли мы выработать такую долгосрочную стратегию, не подверженную политической конъюнктуре, но направленную на сбережение гражданской и цивилизационной идентичности.
…есть в российском обществе одна проблема, решение которой сегодня не просматривается. Ее имя – полнейшая, тотальная зависимость нашего обществознания от западных теорий, от иноземных авторитетов. У нас была успешная попытка создать собственные оригинальные и конкурентоспособные философские и политологические школы. Это предреволюционная эпоха, давшая миру десятки великих имён… Всё, что было потом в нашем обществознании – это эпоха вытравливания личностного начала из социальных наук, насаждение единообразия. А период, который прошел после мучительного распада страны, был слишком короток, чтобы появились и сложились собственные научные школы, признанные и у нас, и в мире. Имена тех немногих оригинальных отечественных мыслителей, которые я мог бы назвать, малоизвестны. Рассчитывать на то, что Запад возьмёт на себя труд популяризации наших авторов, если они, конечно, не противники режима или не явные русофобы, не приходится. Наша страна пока ещё ничего не сделала и не делает для популяризации новых имён в отличие от ведущих европейских стран, которые, пытаясь преодолеть обезличивающее засилье американских образцов, представили миру целую плеяду современных мыслителей, властителей дум. А жить только заёмным умом и рассчитывать на успех не приходится».
В один из мучительных для меня периодов, когда уничтожали журнал «История», я написал Валерию Николаевичу горькое письмо. Он ответил мне словами утешения и поддержки. Но и здесь его всегдашнее трезвомыслие взяло верх. В этом ответном письме были такие его слова: «…Я почему-то так и думал – полужизнь. У всех одно и то же: обанкротили почти все профильные научные журналы, у нас флагманский, скопусный "Вопросы философии" (пытаются воссоздать в складчину). Обрушили и закрыли издательство "Наука"...
Надежда только на то, что в этом криминальном сериале мы не увидим последние серии…»
Прощайте, Валерий Николаевич! Вечная память! Упокоения в Небесном Иерусалиме! Нам будет очень одиноко без вас!