Важной составляющей деятельности межрегиональной общественной организации "Русское просветительское общество имени Императора Александра III" в Севастополе и Республике Крым являются лекции, посвященные малоизвестным страницам истории региона в советский период. Еще до официального возникновения Общества в августе 2018 г., будущий член попечительского совета, севастопольский исследователь и краевед Дмитрий Соколов провел первые чтения в доме книги "Родное слово" (Симферополь). В дальнейшем сформировалась концепция лекционного курса: осветить те страницы из прошлого полуострова, о которых не принято много распространяться. Это: политические репрессии, голод, гонения на Русскую Православную Церковь, процессы десталинизации, изнаночные стороны советской повседневной действительности. Предполагалось охватить период с 1917 по 1991 г. В течение нескольких лет Дмитрий Витальевич выступал в Доме книги и отвечал на вопросы аудитории. И вот цикл лекций подходит к своему завершению.
«Предполагается провести ещё две лекции, - комментирует исследователь,- затем будут новые выступления. Возможно, не только посвященные истории Крыма, но и охватывающие происходящее в других регионах. На основе же текущего цикла предполагается выпустить книгу. А возможно, и две. Ведь каждое выступление предваряет подготовка текстовой версии, а это скрупулезная работа с документами, воспоминаниями, периодикой».
Очередная лекция, которая состоялась в Симферополе 3 июля 2021 г., была посвящена ситуации в регионе накануне распада СССР и охватывала период с 1985 по 1991 г. На основе публикаций в местных газетах докладчик воссоздал картину краха советской системы.
В ходе выступления Дмитрий Витальевич неоднократно подчеркнул мифологизированность темы и обилие политических спекуляций вокруг причин провала советской экономической, идеологической и социальной модели.
"Нередко можно услышать: вот, дескать, пришел Горбачев, и все развалил. Будто бы и не было никаких объективных проблем и социальных пороков. В действительности перемены были давно назревшей необходимостью. Начиная реформы, новый генсек руководствовался, прежде всего, экономическими соображениями. К моменту его прихода к власти кризисные явления были очевидны. Обыденностью позднего застойного времени был всепоглощающий дефицит. Государство не могло удовлетворить растущих потребностей населения, отставание отмечалось буквально во всем".
"Перестройка" начиналась как очередная кампания сверху, и реализовывалась привычными командно-административными методами. Ошибки государства, допущенные на данном этапе, в конечном итоге, принесли ему вред. Именно такими последствиями обернулись борьба с пьянством и нетрудовыми доходами. Серьезный удар по престижу советской системы на международной арене и внутри страны был нанесен Чернобыльской катастрофой.
Но, пожалуй, самым значимым фактором, способствовавшим краху режима, стала политика гласности.
"Советская власть, - рассуждает Дмитрий Витальевич, - держалась на трех китах: терроре, голоде, лжи. К началу "перестройки" с террором и голодом более-менее было покончено. А ложь по-прежнему оставалась тотальной и всеобъемлющей. Стоило приоткрыть шлюзы, и неприглядная реальность предстала во всей полноте".
Не было ни одной сферы, где бы ни проявились проблемы и трудности.
Гласность не породила эти пороки, она лишь вынесла их на поверхность. Даже наркоманы и проститутки, о которых впервые написали в газетах, ступили на путь саморазрушения и порока не в "перестройку", а многим раньше. Другое дело, что по мере ослабления власти компартии эти и другие отрицательные явления становились все более массовыми.
Но одновременно с этим гласность возвратила интерес к прошлому, способствовала реабилитации жертв террора и осознанию преступности советского опыта.
Стремительность, с которой разрушалась оказавшаяся монолитной система, поражает. Но это лишь на первый поверхностный взгляд. Мертворожденное не может жить долго.
Докладчика поддержал директор дома книги "Родное слово" Владимир Шпатаков, который отметил огромную значимость осуществляемой им историко-просветительской деятельность и поблагодарил за интересную лекцию.
|