Конечно, говоря о творчестве Владимира Аринина, невозможно не сказать о такой важной его книге, как «Неразгаданные тайны Пушкина», поскольку она является воплощением его главного, пожалуй, интереса в литературе и истории – к личности и творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Эта книга явилась результатом его многолетнего труда и вышла аккурат к 200-летнему юбилею великого поэта. Это было подношение Аринина памяти Александра Сергеевича. И подношение весьма достойное.
Ещё в 1960-е он, молодой журналист, начал писать статьи о Пушкине и интересоваться историей Вологодчины. Владимир Иванович вспоминает, как сильно повлиял на него литературовед Виктор Гроссман, о котором он пишет в предисловии к своей книге. Человек это был весьма интересный. Родился в 1887 году в Батуми в семье присяжного поверенного, окончил Одесскую гимназию, получил юридическое образование в Лейпциге и Сорбонне. До 1926 года он осуществлял адвокатскую практику. Литературой начал заниматься в 1905 году по рекомендации Владимира Короленко. Мало того, в 1917 году становится гласным Московской городской Думы от партии эсеров. После октябрьского переворота работал в советских учреждениях. Но главной его страстью был Пушкин. С 1930 года Гроссман преподавал историю литературу в высших учебных заведениях Москвы. Он был помощником Вересаева при подготовке книги «Пушкин в жизни» (в 1937 году под его редакцией и с его вступительной статьёй вышел труд Вересаева «Спутника Пушкина») и Сергея Бонди, с которым прочёл все пушкинские рукописи в Пушкинском Доме. В 1936 году вышла его книга «Дело Сухово-Кобылина», которого он оправдал от обвинений в убийстве француженки. Готовилась и книга этюдов о Пушкине. В 1937 году его избирают в Союз Писателей СССР, а через год репрессируют, осудив на 8 лет. Чудом избежав расстрела, он оказался в вологодском лагере, где и отбыл весь свой срок. После освобождения поселяется в Вологде, где его привлекают в качестве преподавателя в местный пединститут (носивший тогда имя Молотова, некогда отбывавшего ссылку в наших краях) в 1946 году старшим преподавателем на кафедру литературы. Но там проработал недолго. Дело в том, что Гроссман придерживался идеи о том, что на самом деле Татьяна Ларина Онегина не любила. А вот он как раз влюбился в неё с первого взгляда, что противоречило официальной точке зрения. В результате на него написали донос – в 1948 году Виктор Азриэлевич был второй раз арестован и репрессирован. В лагере выжил благодаря тому, что рассказывал истории о Пушкине. По этому причине его устроили на довольно хорошую должность и даже достали бумагу для письма. В 1955 году Гроссман был освобождён, полностью реабилитирован и восстановлен в Союзе писателей. На жительство обосновался в Вологде и прожил здесь до самой своей смерти в 1978 году в возрасте 91 года. В 1966 году выходит его роман о Пушкине и декабристах «Арион» в издательстве «Советский писатель», а затем, через год, и его продолжение «После восстания», опубликованное в Северо-Западном книжном издательстве (Архангельск). Этого уникального человека застал молодой автор Владимир Аринин и многому у него научился. По сути, книга о Пушкине во многом является посвящением Виктору Азриэльевичу, чьи идеи вдохновили, фактически, на её написание.
Делится она на несколько частей. Первая называется «Мой гений» и повествует о Константине Батюшкове, литературном учителе Пушкине и вологжанине. Это прекрасная и интересная повесть, которая создаёт у читателя впечатление, что она – готовый киносценарий. И в самом деле – было бы вполне возможно её экранизировать, взяв уже готовый текст. Картинки при чтении возникают просто сами собой, ты видишь сцены, которые нарисовал автор. Так что я надеюсь, что рано или поздно рука талантливого режиссёра доберётся до этой повести и сделает из неё хороший фильм о замечательном русском поэте-вологжанине.
Вторая часть – «Неразгаданные тайны Пушкина». Эта повесть составляет основу данной книги. Лишний раз мы убеждаемся, что Владимир Иванович был талантливым автором. В ней связаны вместе самые разные люди, эпизоды истории Вологодчины и так далее, но всё это довольно логично и без всякого сумбура. Владимир Иванович предлагает свою версию того, кто же является виноватым в организации убийства Пушкина. И этим человеком оказывается … женщина! А точнее – Идалия Полетика, незаконная дочь графа Строганова и жена командира Кавалергардского полка, порочная и коварная красавица. Будучи сперва приятельницей поэта, в какой-то момент она его люто возненавидела (и ненавидела всю свою жизнь, до самой смерти) и организовала заговор с целью его убийства. Орудием этого стал её любовник Жорж Дантес, подчинённый её мужа. Кроме них в повести упоминается ещё огромное множество людей, которые все связаны сюжетом. Тайн здесь также немало и многие из них автор пытается раскрыть, дав свой ответ на эти вопросы.
Следующая часть – «Гении и авантюристы» повествует о Марине Мнишек, которая в ходе работы над «Борисом Годуновым» заинтересовала Пушкина, желавшего в будущем написать о ней отдельно. Четвёртая часть «Русский чисто анекдот» – это рассказ о том, что основой для сюжета «Ревизора» стал реальный случай, который произошёл в Устюжне. Сегодня вологжане уже полностью убеждены в том, что события классической пьесы происходили именно на Вологодчине. В результате в Устюжне с этого года стоит памятник Гоголю и героям комедии. К сожалению, Виктор Иванович не дожил до этого знаменательного события, но ему было бы приятно. Установили этот факт два человека – устюженский краевед Поздеев и вологодский краевед Владимир Панов. Стоит также отметить, что Устюжна дважды упоминается в «Тяжбе», а также есть ещё версия, что события «Мёртвых душ» происходят в Вологодской губернии. Пятая часть – «Утаённая любовь Пушкина», в которой Аринин пытается выяснить, кто именно зашифрован в «донжуанском списке» Пушкина под инициалами NN.
Эта книга является одной из важнейших в творчестве Владимира Ивановича Аринина. Яркая, интересная, читается легко. Она написана с большой любовью к Пушкину, к его творчеству, к русской литературе. И она появилась именно в Вологде, в которой великий поэт никогда не бывал, однако знал многих вологжан, а те знали его. Любопытно, кстати, что творчество Пушкина настолько проникло по стране, что я нахожу в метрических книгах крестьян Вологодской губернии Евгения Онегина и Александра Сергеевича Пушкина (из деревни Михайловской, что интересно). Пушкин – это великий национальный поэт, поэт, близкий и понятный всей русской нации. Поэтому многие обращаются к нему, к его творчеству, личности, биографии. Пушкин, действительно, наше всё. Культурный код русских людей без его поэзии попросту невозможен.
***
Рассмотрев творчество Аринина, хотя и не всё, а только его часть, я могу сказать, что это был действительно выдающийся писатель, который был достойным представителем русской литературной традиции. Из русской литературы он вынес для себя идею великого русского гуманизма, основанного на православии. Именно она и легла в основу его творчества. Детские книжки, написанные им, как раз являются воплощением этого, поскольку без осознания ценности человеческой личности трудно быть хорошим детским писателем – впрочем, писать для детей всегда сложнее, чем для взрослых. Дети фальшь чувствуют хорошо. Это большая ответственность – создать хорошую книжку для них. Судя по тому, как дети читают Аринина – у него получилось. Впрочем, он и для взрослых писал просто и понятно.
Писатель такого уровня, скорее всего, ещё долго в Вологде не появится. Да и вообще, несмотря на то, что у нас есть авторы, которые пишут и печатаются, литература находится в кризисе. Это связано, конечно, с нашим обществом, его состоянием сегодня. Современной молодёжи, к сожалению, не очень-то нужны романы и повести, им подавай блогеров с ютуба, хотя и это уже слишком много – теперь в моде тик-ток, где всё коротко. Какая уж тут литература. Хотя, конечно, надежды есть, поскольку невозможно, чтобы мы были без литературы. Но, конечно, с нашим образованием и тем уровнем знанием, которое оно даёт, уровень потенциальных литераторов может быть довольно низким. Впрочем, всё же не стоит совсем отчаиваться, поскольку, всё-таки, даже в самых худших и неподходящих условиях, может пробиться через асфальт и камень цветок настоящей и живой литературы.
И я надеюсь, что книги Владимира Аринина будут находить своего читателя и в наше время, к тому же – вдохновлять на свершения и на что-то очень важное. В свои годы я, уже человек достаточно поживший, открыл для себя данного автора с не меньшим удовольствием, как если бы я был юн. Открывать для себя нового автора, которого ты ещё не читал – обычно довольно интересно и даже приятно, если этот автор тебе по душе. Аринин действительно оказался именно таковым автором. Во всяком случае, поражает его внимательное отношение к фактам – всё-таки он окончил архивный институт, то есть профессиональный историк, имевший опыт работы в архивах с документами и имеющий способности к критике источника. Его предположения – это не невероятные бредовые выдумки, каковые можно встретить у литератора Ш. (впрочем, у того вообще никакого высшего образования нет, что уж тут говорить). И в отличие, например, от «писателя-краеведа» Б., книги Аринина имеют живость, искренность, в них не возникает ощущения искусственности и ненатуральности. Для меня важное значение имеет идейно-моральный, идеологический фактор. Писатель, который начинает восхвалять большевизм и его преступления, который отрекается от Бога и травит Церковь, который прославляет извращения, фактически, продаёт душу дьяволу и губит самого себя. Слава Богу, с идейным пониманием у Аринина всё было в порядке, в чём легко можно убедиться после прочтения той же «Тени генералиссимуса».
Очень надеюсь на то, что книги Владимира Аринина обязательно будут читать и это чтение вдохновит кого-то на собственные литературные опыты. Ему это было бы приятно.
Сергей Зеленин
Русская Стратегия
|