Telegram взорвала информация о том, что в правительстве РФ собираются выплачивать пенсии гражданам Киргизии и Таджикистана. «Резиновый» бюджет России теперь поможет безбедно проживать иностранцам на российскую пенсию», - делали выводы аналитики серьезных финансовых каналов. Давайте разберемся, так ли это на самом деле и почему эта информация появилась именно сейчас, к началу агитационной кампании на выборах в Государственную Думу.
Этим летом вопрос взаимной выплаты пенсий первыми подняли Киргизстан и Таджикистан. 29 июня в Бишкеке состоялись переговоры между президентами этих стран, в ходе которых были подписаны Соглашение о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения и социального страхования между Министерством здравоохранения и социального развития КР и Агентством социального страхования и пенсии при правительстве РТ, и меморандум о сотрудничестве в сфере государственной службы между Государственной кадровой службой КР и Агентством государственной службы при президенте РТ. Последний регламентируют пребывание рабочей силы партнера на территории каждой из независимых республик. Но это дела наших партнеров, но именно так Киргизстан и Таджикистан оказались «на свету» с привязкой к пенсиям.
Само Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения действует еще с ельцинского 1992 года. Его главная мысль состоит в том, что пенсии назначает и выплачивает государство постоянного проживания лица независимо от его гражданства. Именно это не устраивает стран-участниц ЕАЭС кроме России - Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию. Именно поэтому два года назад, весной 2019 года был подготовлен проект нового Соглашения о пенсионном обеспечении между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В пояснительной записке к нему было сказано, что оно меняет подход к пенсионному обеспечению, так как по документу от 1992 года «практически невозможной задачей» была реализация «пенсионных прав трудящихся в полном объеме, который сформирован ими за годы работы на территориях нескольких государств-членов». Т.е. все делается как всегда во имя «улучшения качества жизни простых людей», граждан стран ЕАЭС.
Новое Соглашение предусматривало, что страна, в которой работал гражданин другого государства и делал отчисления в ее Пенсионный фонд, будет выплачивать ему долю пенсии и по его возвращении на родину. Соглашение должно было вступить в силу с даты получения по дипканалам письменного уведомления о выполнении всеми государствами — членами ЕАЭС внутренних процедур. Планировалось, что это случится осенью 2019 года, затем пройдет подписание главами государств, а к концу года его уже ратифицируют все парламенты. Этого не случилось, так как не был четко определен механизм взаимодействия между пенсионными фондами. Дело с том, что работники различных государств вносят в них разные социальные отчисления и у каждого фонда свой метод подсчета пенсии. Но решение было найдено как раз на прошлой неделе на переговорах с Таджикистаном.
22 июля на ковидомодной видеоконференции эти вопросы были согласованы между нашими странам, что и стало поводом для многочисленных слухов. Были достигнуты договоренности, по которым стаж, приобретенный на территории разных государств-членов, будет суммироваться, а пенсия, назначенная в одном из государств-членов, будет «экспортироваться» в случае переезда пенсионера в другую страну ЕАЭС. На самом деле решение далеко не оптимальное. Логично было бы определять стаж работы в каждом государстве, где работал человек, а дальше «экспортировать» его часть пенсии по старости в ту самую оконечную страну постоянного пребывания. Новая договоренность действительно ставит Россию в неравное положение, так как полная российская пенсия по суммированному стажу будет передаваться в другую страну. При этом будущая схема мошенничества очевидна. Коррупционная составляющая «чужой родины» не будет дремать: тут же выдаст в РФ справку о максимальном стаже работника дома. Так будет «нагоняться» общий стаж и деньги бюджета РФ будут ускользать в иную страну, возможно «по предварительному сговору группы неустановленных лиц». Ценник вопроса не трудно посчитать. По данным УФМС МВД России, на 1 мая 2021 года в РФ пребывало 4 883 851 граждан из стран СНГ. Стоит умножить минимальную пенсию в РФ на это число, а потом вычесть 50% получится размер потенциального отката.
Есть еще одна причина, которая заставляет участников пенсионных схем в России действовать именно сейчас. В правительстве планируется объединение трех социальных фондов - ПФР, Соцстраха и ФОМС - в один суперфонд. В правительстве считают, что формирование в соответствии с национальными целями экономики следующего технологического уклада, он же «новый дивный мир» по Клаусу Швабу требует перевода работы фондов на новые принципы, а их деньги (в 2020 году порядка 13 трлн рублей) следует объединить в единый поток. Главным бенефициаром реформы окажется тот, кто на него “сядет”.
Пока не ясно, какая финансовая структура и какой из «друзей Путина» окажется на этом троянском коне, созданным волей мировых глобализаторов. Понятно только одно - это точно не будет руководство нынешних фондов, которое видит свою главную задачу в старых капиталистических рамках лозунга «Обогащайтесь!».
P.S. Кстати, в Госдуме практику выплат пенсий трудовым мигрантам за счет госбюджета России считают «нормальной» — ведь пенсия как бы будет начисляться за счет тех взносов, которые платит работодатель, пока мигранты трудятся в РФ. Наивность депутатов поражает, они на знают зарплату трудовых мигрантов.
Дмитрий Светин специально для РИА Катюша |