Во время работы над текстом о Солигаличском восстании 1918 года, подавленного красными карателями (среди жертв было четыре новомученика, канонизированных в августе 2000 года Русской Православной Церковью), я наткнулся ещё на одну фигуру этого тяжёлого и кровавого периода истории нашей страны.
Это Борис Николаевич Колосов (1902 – 1923), основатель солигаличского комсомола. Его отец – Николай Яковлевич Колосов, сельский учитель. Был учителем в Чудцовском и Лосевском одноклассных земских училищах, в 1905 году стал заведующим Зашугомского двухклассного училища (село Зашугомье Зашугомской волости Солигаличского уезда Костромской губернии). Старший брат – прапорщик Колосов Пётр Николаевич, участник Первой мировой войны. Борис появился на свет в селе Лосево, где работал тогда его отец. В 1915 году поступил в Солигаличское реальное училище (здание сохранилось, оно находится по адресу Набережная реки Костромы, 20). Вот что вспоминал позже его одноклассник В.В. Шамахов: «Я сразу почувствовал в нём, как он резко отличается от остальных моих товарищей по классу. Меня особенно поражало его умение при чтении какого-либо художественного или даже научного произведения, не читая его построчно, найти смысл (главное) при беглом просмотре. Этого я долго не умел достичь. Мы зачитывались с Борисом книгами из земской библиотеки, читая, правда, без всякой системы всё, что попадало под руку. Мы перечитали почти всех классиков русской и многих из иностранной художественной литературы, увлекались критиками – Белинским, Писаревым, Чернышевским. Огромное впечатление оставили у нас статьи Л. Толстого «Исповедь» и «В чём моя вера?». Чтение порождало мечты о каких-то неведомых нам идеалах, в дискуссиях о которых я с моим другом юности проводил долгие часы зимой в его маленькой комнатке частной квартиры, а летом на прогулках по городу <…> К сожалению, в земской библиотеке не было марксисткой литературы или к ней нас сознательно не допускали. И мы, как и все наши сверстники, были далеки от каких-либо определённых политических идей. Да это и понятно: в маленьком провинциальном городке Солигаличе, не имевшем никакой промышленности, не было и не могло быть ни революционных кружков, ни обществ». Через год Борис был снят с поезда под Ригой при попытке бежать на фронт. Вскоре произошла революция 1917 года, которая «встряхнула тихую заводь» жизни Солигалича. «Мы с Борисом бегали по митингам и собраниям, прислушивались к выступлениям представителей разных политических партий, а потом долго спорили в своей среде об услышанном, плохо в нём разбираясь», вспоминал Шамахов.
После революции училище переформировано в Солигаличскую школу 2-й ступени. В ней Колосов был членом ученического исполкома. В этом качестве он принял активное участие в создании первой городской комсомольской ячейки в июне 1920 года. В начале месяца костромской губком комсомола отправил письмо в исполком школы, а уже 20 июня состоялось организационное собрание ячейки. Осенью 1921 года на уездном съезде РКСМ Колосов был избран секретарём уездного комитета. Солигаличские комсомольцы «изучали военное дело» в сформированном в городе взводе ЧОН (части особого назначения) – фактически, карательном отряде. «В 1921 году комсомольская организация Солигаличского уезда принимает самое активное участие в сборе средств для голодающих детей Поволжья», пишет современный исследователь истории солигаличского комсомола. Судя по всему, это означало то же самое, что имело место в то время в других городах и регионах страны – грабёж церквей, у которых отбирали всё самое ценное якобы для «помощи голодающих». На деле же всё было совсем иначе: «Драматизм произошедшего ещё и в том, что, как ныне становится известно, эти драгоценности не были направлены на помощь голодающим Поволжья. Большая часть изъятого была истрачена на проведение самой кампании, была направлена на обеспечение партийного и советского аппарата и безвозвратно исчезла за границей». Так что, по всей вероятности, герой нашего рассказа в это время занимался грабежом в составе организованной группировки и был одним из её главарей.
В 1921 году Борис Колосов заканчивает школу, вступает в РКП(б) и осенью поступает на Костромской рабфак по комсомольской путёвке, где его избирают председателем студенческого комитета, а губком комсомола назначает редактором губернской комсомольской газеты «Голос Молодёжи». Летом 1922 года его отправляют практически на край страны – в Якутию, где назначают заведующим орготделом обкома комсомола. Здесь его карьера внезапно прервалась вместе с его короткой жизнью. 2 марта 1923 года Борис Николаевич Колосов погиб в бою при взятии станции Амга отрядом Карла Байкалова (Карлис Некунде, 1886 – 1950), командующего войсками Якутской области и Северного края, и похоронен там же. В это самое время (март 1922 – июнь 1923) в этих краях началось и шло восстание против советской власти под руководством прибывшего из Владивостока генерала Пепеляева. Так вышло, что он был последним белым командиром, который вёл бои против красных на территории России. К тому времени, когда Дитерихс эвакуировался со своими войсками из Владивостока (октябрь 1922), белогвардейцы в Якутии продолжали бороться, несмотря на то, что они были отрезаны от тыла и от возможности эвакуации и получения подкреплений и поддержки. Эта героическая страница нашей истории была описана в документальном романе Леонида Юзефовича «Зимняя дорога», вышедшем в 2015 году.
В начале 1930-х годах улицу Макарьевская Слобода переименовали в улицу Бориса Колосова. На доме №30 по улице Карла Либкнехта (Пятницкая), где он жил с 1918 по 1919 годы, установлена мемориальная доска. 23 декабря 2015 года на улице Бориса Колосова по инициативе учащихся и преподавателей местной средней школы и при поддержке городской и районной администраций установлена памятная доска, гласящей о том, в честь кого она была названа. Ученица школы, бывшая среди тех, кому принадлежала инициатива, сказала в интервью местной газете следующее: «Ближе познакомившись с историей комсомольской организации, мы обратились к главе города Вячеславу Чижикову с просьбой оказать помощь в изготовлении памятной доски, и сразу нашли понимание и поддержку». Как больно звучат эти слова! В то время, как улицы этого прекрасного русского города носят имена палачей и убийц, когда одна из крупных и главных улиц города носит имя главаря местных карателей и грабителей, а получить разрешение на установку памятной доски одному из тех, кто отметился с весьма неприятной стороны, проще простого, забыты и никак не увековечены в городской топонимике те, кто ценой жизни боролся против большевицкого и революционного ада. Никак не увековечены в названиях улиц святые новомученики и погибшие вместе с ними горожане, никак не увековечен уроженец города русский националист, монархист, член Союза Русского Народа Пётр Березовский. Не увековечен управляющий Русско-Американской компанией Иван Купреянов, имя которого носят гавань в заливе Аляска, гора, мысы и ледник в Антарктиде, остров архипелага Александра, полуостров и залив на Аляске, а в родном городе о нём словно забыли. А святитель Иона Московский, первый глава автокефальной Русской Церкви, не подчинившейся Флорентийской унии, и прославивший преподобного Сергия Радонежского как общерусского святого! Отрадно то, что в городе не забыли своих знаменитых земляков, таких как Иван Сытин, Геннадий Невельской, майор Фёдор Горталов, ряд участников великой Отечественной (среди которых – Герои Советского Союза). Лишь недавно, 25 апреля 2017 года, на здании санатория имени А.П. Бородина была установлена памятная доска в честь купца и мецената Василия Александрович Кокорева, местного уроженца. Но всё же хочется вопить от возмущения, видя имена коммунистических палачей и преступников на улицах русских городов, в том числе и Солигалича.
Неужели не найдётся места русским людям на улицах русских городов? Неужели не сдует с них имена палачей и грабителей, которые измывались над русским народом? Хотелось бы надеяться на то, что рано или поздно это случится.
Солигалич может гордиться тем, что его уроженцем был Пётр Васильевич Березовский (1874 – 1936), депутат Государственной думы III-го созыва от Волынской губернии, где состоял во фракции правых, член Союза Русского Народа, товарищ председателя его Житомирского отдела, основатель отдела в Старосельцах, член Совета Волынского отдела и кандидат в члены Главного совета СРН.
Сын учителя духовного училища. Окончил Солигаличское духовное училище (1888) и Костромскую духовную семинарию (1894). Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1898 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Богословский курс Стефана Яворского». По окончании духовной академии состоял учителем истории, географии и педагогики в женском духовном училище и женских гимназиях города Житомира. Состоял членом и казначеем Волынского епархиального училищного совета с 1900 года. Дослужился до чина коллежского советника (1907). В годы первой русской революции состоял в рядах патриотических организаций, возникших в Житомире. Первоначально был членом «Патриотического общества», а затем вступил «Союз русского народа» и в 1906 году был избран товарищем председателя Житомирского отдела СРН. Этим отделом был командирован в местечко Старосельцы, близ Белостока, для открытия там отдела «Союза русского народа» и на 3-й съезд монархистов в Москве в 1907 году. Сотрудничал в правых газетах «Волынская жизнь» и «Русское знамя». Состоял членом Совета Волынского отдела и кандидатом в члены Главного совета СРН. В 1907 году был избран членом III Государственной думы от 1-го и 2-го съездов городских избирателей Волынской губернии. Входил во фракцию правых и был секретарем бюро фракции. Состоял членом комиссий: бюджетной, по народному образованию, и по судебным реформам. Выступал за принятие закона о подоходном налоге, который тормозился октябристами и умеренно-правыми. 28 июля 1912 года заявил о сложении полномочий члена ГД с 1 августа того же года. На выборах в IV Государственную думу входил в Житомирскую уездную избирательную комиссию Комитета русских избирателей. Баллотировался в выборщики по Житомиру, но не прошёл.
Жена – Нина Клементьевна. Сын – Михаил (родился 1/14 ноября 1910, Санкт-Петербург). Брат – отец Николай Васильевич Березовский, священник церкви Воскресения города Солигалича Костромской губернии.
В 1936 году был арестован и расстрелян. В городе нет ни его памятника, ни памятной доски, ни улицы в его честь. И это очень грустно, очень удручающе. Но есть надежда, что в будущем Солигалич вспомнит о своём земляке, отвергнув кровавых палачей и убийц русского народа.
Сергей Зеленин
Русская Стратегия
|